
На повестке дня: определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 22.08.2024 №88-16196/2024.
Предыстория: сотруднице из-за технического сбоя в программном обеспечении неверно рассчитали заработную плату, выплатив ее в излишнем размере. Причиной переплаты стала ошибка в табеле учета рабочего времени, в котором необоснованно были учтены не отработанные сотрудницей дни. В следующем месяце работодатель выплатил зарплату в меньшем объеме, уменьшив сумму выплаты на величину ранее допущенной переплаты. Посчитав действия работодателя незаконными и нарушающими ее права, сотрудница обратилась в суд с иском, в котором потребовала обязать работодателя выплатить ей недостающую часть зарплаты.
Задействованные нормы: ст.137 ТК РФ.
За что спорили: 5 995 рублей.
Выступая в суде против заявленных исковых требований, представитель организации-работодателя отмечал, что зарплата в повышенном размере была выплачена работнице без законных на то оснований. Права на получение зарплаты в спорной сумме работница не имелась. При этом переплата возникла не из-за недобросовестных действий со стороны работницы или работодателя, а в результате счетной ошибки, допущенной по причине сбоя в бухгалтерском программном обеспечении. Следовательно, по мнению работодателя, переплата подлежит возврату путем удержания из зарплаты работницы, начисленной за следующий месяц. Таким образом, как считает работодатель, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции отклонил доводы работодателя и встал на сторону работницы.
Суд указал, что удержания из заработной платы работника можно производить только в случаях, прямо предусмотренных ТК РФ. Так, удержания из заработной платы работника допустимы (ч.2 ст.137 ТК РФ):
- для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;
- для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность;
- при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска.
В указанных случаях работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса или погашения задолженности и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.
Что касается возврата сумм, излишне выплаченных работнику, то такие суммы по общему правилу возврату не подлежат. Работодатель вправе требовать возврата переплаченной зарплаты, только если переплата возникла в результате счетной ошибки или в результате неправомерных действий со стороны работника.
Для целей возврата переплаченной зарплаты счетной следует считать ошибку, допущенную в арифметических действиях, связанных с подсчетом суммы заработной платы. В свою очередь технические ошибки, в том числе ошибки, допущенные в результате сбоя в программном обеспечении или совершенные по вине работодателя, счетными не являются.
Суд установил, что работница не давала своего согласия на удержание ее заработной платы. Никаких неправомерных действий, которые могли привести к переплате зарплаты, работница не совершала. Также по делу не была зафиксирована и счетная ошибка, поскольку переплата по зарплате возникла в результате технической ошибки в программном обеспечении, рассчитывающем зарплату.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что у работодателя не имелось законных оснований для удержания переплаты из зарплаты работницы. Удержанные суммы были взысканы с работодателя в пользу работницы.
В материале использованы фото: New Africa / AntonovVitalii / Shutterstock / Fotodom.