Предмет спора: организация выплачивала денежную компенсацию тем работникам, которым несвоевременно перечислялась заработная плата. Эту компенсацию в базу для начисления страховых взносов организация не включала и взносы с нее не уплачивала. СФР признал действия организации незаконными и доначислил ей страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (взносы на травматизм). Не согласившись с решением СФР, организация обратилась в суд с иском, в котором потребовала отменить доначисление страховых взносов.
За что спорили: 214 688 рублей.
Кто выиграл: организация-страхователь.
Выступая в суде против заявленных исковых требований, представитель СФР отмечал, что все выплаты, не облагаемые страховыми взносами, перечислены в статье 422 НК РФ. Перечень данных выплат является закрытым и произвольному расширению не подлежит. В указанный перечень не включены денежные компенсации работникам за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы. Такая компенсация выплачивается в рамках трудовых отношений и является оплатой труда. Поэтому, по мнению СФР, на подобную компенсацию действие статьи 422 НК РФ не распространяется, и она подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплата в рамках трудовых отношений.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции признал доводы СФР необоснованными и встал на сторону организации-страхователя.
Судьи отметили, что при нарушении установленного срока выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить работнику денежную компенсацию в размере не ниже 1/150 ключевой ставки Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки зарплаты.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя (ст. 236 ТК РФ).
Такая денежная компенсация не является оплатой труда работника и не может рассматриваться как стимулирующая выплата. Само по себе наличие трудовых отношений между работодателем и работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, произведенные непосредственно работникам либо в их интересах иным лицам, представляют собой оплату труда. Компенсация за задержку зарплаты не зависит от квалификации работников, сложности, качества, условий выполнения самой работы и ее количества.
Компенсация является дополнительной обеспечительной мерой защиты трудовых прав работника при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы и считается видом материальной ответственности работодателя перед работником. Компенсация выплачивается в силу закона, а не в соответствии с условиями трудового или коллективного договора.
В свою очередь все виды установленных законодательством компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, не подлежат обложению страховыми взносами (абз.10 пп.2 п.1 ст.422 НК РФ).
Следовательно, заключил суд, денежная компенсация за задержку зарплаты, исходя из ее правовой природы, не является объектом обложения страховыми взносами и не подлежит включению в базу для их начисления. В связи с этим решение СФР о доначислении организации страховых взносов было отменено.