На повестке дня: Апелляционное определение Московского городского суда от 26.02.2020 № 33-7837/2020.
Предыстория: сотрудников уволили п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с банкротством и ликвидацией организации-работодателя. При этом в ходе конкурсного производства обанкротившаяся организация продолжила свою деятельность и трудоустроила на должности уволенных новых работников. Уволенные сотрудники обратились в суд за восстановлением своих трудовых прав.
Задействованные нормы: ст. 81 ТК РФ и ст. 63 ГК РФ.
За что спорили: 667 722 рубля и восстановление в ранее занимаемых должностях.
В суде уволенные работники потребовали признать увольнение незаконным, восстановить их в ранее занимаемых должностях, а также взыскать с работодателя зарплату, не полученную за все время вынужденного прогула.
В обоснование своих требований работники отмечали, что после признания банкротом организация фактически продолжила работать. При этом банкротство не является законным основанием для увольнения персонала.
Суд апелляционной инстанции согласился с доводами работников и признал их увольнение незаконным. Суд пояснил, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности ИП (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). При этом не имеет значения, кто и на каком основании ликвидирует организацию, являющуюся работодателем.
Главное значение для разрешения исков о восстановлении на работе лиц, уволенных в связи с ликвидацией организации, является действительное прекращение деятельности организации.
Ликвидация организации влечет ее прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Причем ликвидация организации считается завершенной, а организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ). Основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника является определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
В спорном случае организация была признана банкротом. В ее отношении было начато и продолжалось конкурсное производство. В то же самое время на дату увольнения сотрудников организация не была исключена из ЕГРЮЛ. Следовательно, она не была ликвидирована.
Само по себе признание организации банкротом и открытие конкурсного производства не свидетельствуют о действительном прекращении деятельности организации и ее ликвидации.
При таких обстоятельствах у работодателя не имелось оснований для увольнения сотрудников.
В связи с этим суд восстановил работников в ранее занимаемых должностях и взыскал с работодателя в их пользу средний заработок за все время вынужденного прогула.