В программе «1С:Бухглатерия государственного учреждения 8», ред. 2.0 поддерживается ведение учета обособленных подразделений, как выделенных на самостоятельный баланс, так и не выделенных. В этом материале экспертов 1С о том, как настроить и вести учет операций обособленного подразделения, не выделенного на отдельный баланс.

Содержание

Понятие «обособленное подразделение» регулируется Гражданским и Налоговым кодексами Российской Федерации. Согласно ст. 55 ГК РФ обособленное подразделение юридического лица располагается вне места нахождения юридического лица. Обособленное подразделение не является юридическим лицом. Оно наделяется имуществом, создавшим его юридическим лицом, и действует на основании утвержденных им положений.

Согласно статье 11 НК РФ обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Требований и критериев выделения обособленного подразделения «на отдельный баланс» действующее законодательство не содержит. Решение выделить подразделение на отдельный баланс принимает организация исходя из собственных нужд. Под обособленным подразделением на отдельном балансе подразумевается обособленное подразделение, осуществляющее полномочия по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения. При этом приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» предусмотрено формирование форм бухгалтерской отчетности обособленными подразделениями, осуществляющими ведение бухгалтерского учета.

В программе «1С:Бухглатерия государственного учреждения 8», редакция 2 поддерживается ведение учета обособленных подразделений двух видов:

  • обособленное подразделение, выделенное на самостоятельный баланс;
  • обособленное подразделение, не выделенное на самостоятельный баланс.

Учет по обособленным подразделениям, выделенным на самостоятельный баланс, можно вести как в отдельной базе данных, так и в единой, с головным учреждением. В последнем случае в справочник Организации вводятся сведения, как о головном учреждении, так и об обособленных подразделениях, выделенных на самостоятельный баланс. Главная книга, баланс и другие регистры учета и регламентированные отчеты могут формироваться консолидировано для группы учреждений либо раздельно по учреждениям и обособленным подразделениям, выделенным на самостоятельный баланс.

Учет по обособленным подразделениям, не выделенным на самостоятельный баланс, ведется в единой с головным учреждением базе данных. Информация об обособленных подразделениях, не выделенные на самостоятельный баланс, вводится в справочник Подразделения. Подразделениям, которые являются обособленными, присваивается признак Обособленное подразделение, по которому программа будет отличать их от обычных подразделений организации.

Для обособленных подразделений можно указать:

  • Наименование для первичных документов, которое будет отображаться в первичных документах;
  • Сведения о регистрации организации в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения;
  • Признак ведения отдельной нумерации документов. Документам с указанным обособленным подразделением будет назначаться номер с учетом префикса. При этом префикс подразделения замещает префикс организации;
  • Ответственных лиц подразделения. При оформлении документов ответственные лица, подписывающие документ, будут определяться с учетом указанного в документе обособленного подразделения;
  • Адрес и телефоны обособленного подразделения;

В программе «1С:Бухглатерия государственного учреждения 8», ред. 2.0 для обособленного подразделения, не наделенного правом ведения бухгалтерского учета (не выделенного на самостоятельный баланс), обеспечивается:

  • возможность выделенного документооборота;
  • указание в документах реквизитов обособленного подразделения;
  • ведение отдельной кассы;
  • ведение отдельных планов финансово-хозяйственной деятельности;
  • оформление платежных документов по лицевым счетам подразделений в казначействе или банке.

Также в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2.0 предусмотрена возможность настроить ведение аналитического учета в разрезе подразделений по выбранным счетам плана счетов.

Ведение кассы в обособленном подразделении

Согласно Указанию Банка России от 11.03.2014 № 3210-У обособленные подразделения, имеющие кассу, должны вести кассовую книгу и передавать юридическому лицу копию листа кассовой книги в порядке, установленном юридическим лицом с учетом срока составления юридическим лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности.

По каждому обособленному подразделению ведется отдельный раздел кассовой книги с указанием на ее титульном листе наименования (номера) подразделения. Данный раздел кассовой книги передается в головное учреждение, где формируется единая кассовая книга.

Первичные учетные документы (расходные и приходные кассовые ордера) самостоятельно формирует кассир обособленного структурного подразделения (филиала). Их нумерация осуществляется в порядке, установленном в Учетной политике организации.

Отчет кассира составляется в двух экземплярах. Первый остается в обособленном подразделении, второй вместе с прилагаемыми к нему документами передается в головное учреждение.

В «1С:Бухглатерия государственного учреждения 8», ред. 2 предусмотрено ведение отдельной кассовой книги ф. 0504514 и журнала регистрации кассовых ордеров ф. 0310003 для подразделений с установленным признаком обособленной нумерации документов, а также для головной организации (без обособленных подразделений).

Кассовые документы подразделений, у которых не установлено отдельной нумерации документов (ведения кассовой книги), или не являющихся обособленными, регистрируются в кассовой книге и журнале регистрации кассовых ордеров головной организации.

Кассовые документы обособленного подразделения имеют отдельную нумерацию, в качестве ответственных лиц указываются ответственные лица подразделения, в печатных формах выводится наименование обособленного подразделения (см. рис. 1).

Следует отметить, что в первичных документах и отчетах по кассе, в которых предусмотрено поле Структурное подразделение, наименование обособленного подразделения выводится в этом поле, если форма такого реквизита не содержит, наименование обособленного подразделения добавляется к наименованию организации.

4.gif

Рис. 1

Отчет кассира и Кассовая книга могут быть сформированы как по обособленному подразделению, так и по всей организации в целом, без учета обособленных подразделений.

Также предусмотрено формирование Кассовой книги по всем обособленным подразделениям и организации в целом. В этом случае Кассовые книги будут выведены на отдельных закладках (см. рис. 2).

6.gif

Рис. 2

Инвентаризация кассы

Предусмотрена инвентаризация кассы я с учетом следующих особенностей:

  • если подразделение в документе не указано, инвентаризируется касса по всем подразделениям указанной организации, за исключением обособленных, ведущих кассу отдельно;
  • если указано обособленное подразделение, ведущее отдельную кассу, инвентаризируется касса по выбранному подразделению указанной организации.

Планы по поступлениям и выбытиям (планы ФХД)

Согласно Приказу Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» государственное (муниципальное) бюджетное и автономное учреждение, их обособленные (структурные) подразделения без прав юридического лица, осуществляющие полномочия по ведению бухгалтерского учета, составляют в соответствии с настоящими Требованиями План финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее – План ФХД) в порядке, определенном органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

В «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2.0 для не ведущих бухгалтерский учет (не выделенных на самостоятельный баланс) обособленных подразделений также предусмотрена возможность вести план ФХД. Для этого в документе по регистрации плановых (прогнозных) показателей поступлений и выбытий предусмотрена возможность указать обособленное подразделение, не выделенное на самостоятельный баланс (рис. 3).

9.gif

Рис. 3

Лицевые счета обособленных подразделений в казначействе или банке

Если обособленным подразделениям открываются отдельные лицевые счета, такие счета создаются и хранятся в том же справочнике Лицевые счета, где и счета головной организации.

В карточке лицевого счета предусмотрена возможность указать:

  • должностных лиц, имеющих право подписи платежных и иных документов при совершении операции по лицевому счету обособленного подразделения;
  • реквизиты подразделения ИНН, КПП и наименование, которые будут выводиться в платежных документах (см. рис. 4).

12.gif

Рис. 4

Комментарии
  1. Alexey1c

    Филиал выставляет с/фактуры по реализованным услугам. Как будет формироваться налоговая декларация по НДС за 1 кв.2015