Содержание
Законодатель определил понятие рекламы следующим образом:
|
По расходам, признаваемым рекламными, организации обязаны уплачивать налог на рекламу.
В соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на рекламу относится к местным налогам, которые могут устанавливаться решениями районных, городских, представительных органов государственной власти.
Налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе.
В вышеуказанном Законе определен и источник уплаты налога на рекламу.
Налог на рекламу относится на финансовые результаты деятельности организации.
В этой статье речь пойдет о бухгалтерском учете налога на рекламу.
Порядок исчисления и уплаты налога на рекламу определяется местными законодательными актами.
При распространении рекламы у налогоплательщиков возникают следующие вопросы:
- каков порядок налогового учета расходов на рекламу?
- каков порядок налогового учета налога на рекламу?
- каков порядок учета НДС по рекламным расходам?
1. Организация применяет обычную систему налогообложения
Организации, применяющие обычную систему налогообложения, учитывают расходы на рекламу при определении налоговой базы по налогу на прибыль как расходы, связанные с производством и реализацией продукции (п. 1, подп. 28 ст. 264 НК РФ). Подробный перечень рекламных расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, приведен в п. 4 ст. 264 НК РФ. Из приведенного перечня следует, что рекламные расходы подразделяются на нормируемые и ненормируемые.
К ненормируемым рекламным расходам относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
К нормируемым расходам относятся:
- расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний;
- расходы на иные виды рекламы, которые не относятся к ненормируемым расходам.
Нормируемые рекламные расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитываются в размере, не превышающим 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), или имущественные права.
При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав). Этими налогами могут быть налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акциз.
Показатель выручки определяется в зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов (метода начисления или кассового метода) в соответствии со статьями 271 или 273 НК РФ.
Выбранные методы учета доходов и расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль устанавливаются в учетной политике для целей налогообложения.
Согласно статье 252 НК РФ расходы, учитываемые при налогообложении, должны быть документально подтверждены.
В соответствии с НК под документально подтвержденными понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
В Федеральном законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" сказано, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, формы которых не предусмотрены в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа;
- дату составления;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.
Затраты на рекламу признаются расходами при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Сумма нормируемых расходов на рекламу исчисляется от показателя выручки с начала отчетного (налогового) периода.
Порядок предъявления НДС к вычету определен статьями 171 и 172 НК РФ.
Значит, в основном, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им за оказанные рекламные услуги, при условии, что рекламируются товары (работы, услуги), облагаемые НДС.
Сумма налога, относящаяся к рекламным расходам сверх норм, к вычету не предъявляется.
В ситуациях, когда по отдельным отчетным периодам все нормируемые затраты по рекламе учесть при налогообложении невозможно, а по следующему отчетному периоду при расчете нормируемых расходов от показателя выручки с начала года их учесть можно, НДС подлежит налоговому вычету по мере включения этих затрат в расходы, учитываемые при определении налоговой базы по прибыли.
В налоговом учете налог на рекламу относится к прочим расходам по (пп.1, п.1, статьи 264 НК РФ). Значит, сумма налога на рекламу к расходам на рекламу не относится.
В г. Москве, плательщиками налога на рекламу признаются рекламодатели, приобретающие рекламные услуги (работы), а также самостоятельно выполняющие работы, связанные с рекламой товаров (работ, услуг).
Из сказанного можно сделать вывод, что независимо от источника осуществления рекламных расходов (нормируемые, ненормируемые) сумма фактически произведенных расходов на рекламу для исчисления налога на рекламу учитывается без налога на добавленную стоимость.
При отнесении налога на рекламу в налоговые расходы следует учесть, что сумма налога на рекламу, относящаяся к рекламным расходам сверх норм, в расходах, при определении налоговой базы по прибыли, не учитывается.
Пример
ООО "Авантаж" в декабре 2002 года провело рекламную кампанию.
Для вручения призов были приобретены товары на сумму 60 000 руб. (товары 50 000 руб., НДС - 10 000 руб.). За 2002 год выручка от реализации товаров составила 3 780 000 руб., в том числе налог с продаж - 180 000 руб., НДС - 600 000 руб.
Доходы и расходы учитываются по методу начисления.
Сумма рекламных расходов в пределах норм составит:
3 000 000 руб. х 1% = 30 000 руб.
НДС, подлежащий налоговому вычету, равен:
30 000 руб. х 20% = 6 000 руб.
Рекламные расходы сверх норм:
50 000 руб. - 30 000 руб. = 20 000 руб.
НДС, не подлежащий налоговому вычету, составит:
20 000 руб. х 20% = 4 000 руб.
В бухгалтерском учете ООО "Авантаж" будут сделаны проводки:
- Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит 90 субсчет "Выручка от продаж"
- - 3 780 000 руб. - отражена выручка от реализации товаров;
- Дебет 90 субсчет "Налог с продаж" Кредит 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по налогу с продаж"
- - 180 000 руб. - начислен в бюджет налог с продаж;
- Дебет 90 субсчет "НДС" Кредит 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС"
- - 600 000 руб. - начислен в бюджет НДС;
- Дебет 90 субсчет "Себестоимость проданных товаров" Кредит 41 "Товары"
- - 1 900 000 руб. - списана покупная стоимость реализованных товаров;
- Дебет 41 "Товары" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками"
- - 50 000 руб. - акцептован счет за товары, предназначенные для вручения призов;
- Дебет 19 субсчет "НДС по приобретенным товарам для рекламной кампании" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками"
- - 10 000 руб. - НДС по товарам, предназначенным для вручения призов;
- Дебет 44 субсчет "Косвенные расходы на продажу ненормируемые и в пределах норм" Кредит 41 "Товары"
- - 30 000 руб. - списаны товары, использованные для призов при проведении рекламной кампании;
- Дебет 44 субсчет "Косвенные расходы на продажу сверх норм" Кредит 41 "Товары"
- - 20 000 руб. - списаны товары, использованные при проведении рекламной кампании сверх норм;
- Дебет 60 "Расчеты с поставщиками" Кредит 51 "Расчетный счет"
- - 60 000 руб. - оплачен счет за товары, использованные для проведения рекламной кампании;
- Дебет 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" Кредит 19 субсчет "НДС по приобретенным товарам для рекламной кампании"
- - 6 000 руб. - предъявлен НДС к вычету по списанным товарам, использованным при проведении рекламной кампании (расходы в пределах норм);
- Дебет 91 субсчет "Прочие расходы, не учитываемые при определении налоговой базы по прибыли" Кредит 19 "НДС по приобретенным товарам для рекламной кампании"
- - 4 000 руб. - списан НДС по товарам, использованным для проведения рекламной кампании по расходам сверх норм.
Следует обратить внимание, что налог на рекламу, относящийся к рекламным расходам сверх норм, является экономически не оправданным расходом, а такие расходы также не учитываются при определении налоговой базы по прибыли.
2. Организация применяет упрощенную систему налогообложения
Независимо от выбранного объекта налогообложения, все организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (УСН), при наличии рекламных расходов обязаны уплачивать налог на рекламу, так как он не входит в перечень налогов, уплата которых заменяется уплатой единого налога (это справедливо как в отношении организаций, так и индивидуальных предпринимателей).
Если организация, применяющая УСН, выбрала объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, то в этом случае следует обратиться к подп. 20, п. 1, ст. 346.16. НК РФ, в которой указано, что полученные доходы могут быть уменьшены на расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания.
Эти расходы принимаются тогда, когда они соответствуют критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ и применительно к порядку, установленному статьей 264 (п. 1, подп. 28, п. 4 этой статьи) НК РФ. Значит, рекламные расходы должны быть экономически обоснованными, и по рекламным расходам должен соблюдаться принцип нормирования.
Особенность учета рекламных расходов, в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, заключается в особом порядке признания доходов и расходов.
В соответствии со статьей 346.17 НК РФ датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) - в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).
Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.
Таким образом, порядок учета рекламных расходов в целях налогообложения у налогоплательщиков, применяющих УСН, соответствует порядку, установленному для организаций, применяющих обычную систему налогообложения, если в учетной политике организации (применяющей обычную систему налогообложения) метод признания доходов и расходов определен как кассовый.
В соответствии с подп. 22, п.1, ст. 346.15., при определении налоговой базы налогоплательщик учитывает суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
При отнесении налога на рекламу в налоговые расходы следует также учесть, что сумма налога на рекламу, относящаяся к рекламным расходам сверх норм, в расходах - при определении налоговой базы не учитывается.
Следует обратить внимание на то, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента. При этом следует руководствоваться по налогу на добавленную стоимость статьей 161 НК РФ, по налогу с продаж - статьей 354 НК РФ.
Налогоплательщики, применяющие УСН, при приобретении товаров (работ, услуг) вступают в договорные отношения с поставщиками, которые могут, как быть плательщиками НДС, так и не являться таковыми.
Если поставщик товаров (работ, услуг) является плательщиком НДС, то он обязан выписать покупателю счет-фактуру на отгруженные товары (работы, услуги). В счете-фактуре должен быть отдельной строкой выделен НДС, рассчитанный по установленной ставке - 10% или 20%.
Налогоплательщик, применяющий УСН, имеет право вместе со стоимостью использованных товаров (работ, услуг) при производстве и (или) реализации включить в расходы оплаченный поставщику НДС. Так как все расходы (включая и НДС) должны быть экономически оправданными, то НДС может учитываться в налоговых расходах, только в части, относящейся к экономически оправданным расходам.
Согласно подп. 8, п. 1 статьи 346.15 НК РФ суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) учитываются в расходах при определении налоговой базы.
НДС, уплаченный по оказанным рекламным услугам сверх норм, в налоговых расходах не учитывается.
3. Организация уплачивает единый налог на вмененный доход
Для налогоплательщика, уплачивающего единый налог на вмененный доход (ЕНВД), деление рекламных расходов на нормируемые и ненормируемые расходы, является условным.
Так как для налогоплательщиков, переведенных на уплату ЕНВД, сохраняется обязанность исчисления и уплаты НДС только как для налогового агента, то НДС по рекламным расходам учитывается в совокупности с рекламными расходами.
Налог на рекламу уплачивается аналогично порядку, изложенному для организаций, применяющих обычную систему налогообложения.