Содержание
Защита прав и законных интересов налогоплательщика (часть 1)В этой статье мы остановимся на рассмотрении возможных методов защиты в следующих ситуациях:
- ситуация 2. Налоговым органом в обслуживающий налогоплательщика банк направлено инкассовое поручение на взыскание в бесспорном порядке налоговых санкций;
- ситуация 3. Налоговый орган не возвращает налогоплательщику переплату по налогу и не производит зачет переплаты;
- ситуация 4. Руководителем (заместителем руководителя) налогового органа вынесено постановление о привлечении должностного лица налогоплательщика к уголовной ответственности.
Ситуация 2. Бесспорное списание налоговых санкций
Взыскание в бесспорном порядке с организаций недоимки и пени является законной мерой, предусмотренной НК РФ. В отношении налоговых санкций законодательство предусматривает исключительно судебный порядок взыскания. Вместе с тем, на практике могут встречаться случаи, когда налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков в бесспорном порядке под видом взыскания сумм недоимки и пени.
Вариант 4. Жалоба в вышестоящий орган
Принципиальная возможность подачи такой жалобы существует. Однако в силу несовершенства действующего НК РФ, статья 140 которого не регламентирует действия вышестоящего налогового органа в подобных ситуациях, данный вариант представляется менее перспективным.
Вариант 5. Обращение в арбитражный суд
Следующим вариантом защиты является обращение в арбитражный суд с иском о признании инкассового поручения не подлежащим исполнению (см. Приложение №11).
Порядок предъявления иска в основном идентичен изложенному во 2-м варианте (см. № 7 (июнь) БУХ.1С, стр. 40). Отличие состоит в предмете исковых требований. В данном случае предметом является требование о признании инкассового поручения не подлежащим исполнению, а не о признании решения недействительным. Кроме того, иски о признании инкассовых поручений не подлежащими исполнению носят имущественный характер и оплачиваются государственной пошлиной не в фиксированном размере, а в зависимости от цены иска - размера оспариваемой суммы. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона РФ "О государственной пошлине" по делам такого рода государственная пошлина взимается с исковых заявлений при цене иска:
- до 10 тыс. руб. - 5% от цены иска, но не менее минимального размера оплаты труда;
- свыше 10 тыс. руб. до 50 тыс. руб. - 500 руб. + 4% от суммы свыше 10 тыс. руб.;
- свыше 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. - 2,1 тыс. руб. + 3% от суммы свыше 50 тыс. руб.;
- свыше 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. - 3,6 тыс. руб. + 2% от суммы свыше 100 тыс. руб.;
- свыше 500 тыс. руб. до 1 млн. руб. - 11, 6 тыс. руб. + 1% от суммы свыше 500 тыс. руб.;
- свыше 1 млн. руб. - 16,6 тыс. руб. + 0,5% от суммы свыше 1 млн. руб., но не свыше тысячекратного размера минимального размера оплаты труда.
Необходимо учитывать, что инкассовое поручение может быть обжаловано только до момента исполнения. После того, как денежные средства списаны по назначению, следует предъявлять иск о возврате их из бюджета (7-й вариант) (см. Приложение № 12).
Ситуация 3. Налоговый орган не возвращает переплату по налогу
Вариант 6. Жалоба в вышестоящий орган
Образец обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган приведен в Приложении № 13 к этой статье. Предметом обжалования в данном случае являются незаконное бездействие должностного лица налогового органа. Порядок обжалования такого бездействия основан на статье 139 НК РФ и изложен выше. Вместе с тем, по причинам, изложенным выше (4-й вариант), данный вариант также представляется малоперспективным.
Вариант 7. Обращение в арбитражный суд
Другой вариантом защиты прав налогоплательщика - обратиться в арбитражный суд с иском о возврате денежных средств из бюджета (см. Приложение № 14).
Порядок предъявления подобного иска описан во 2-м варианте. Особенность производства по таким делам обусловлена имущественным характером исковых требований, в связи с чем налогоплательщику следует учитывать процессуальные моменты, описанные в 5-м варианте (прежде всего - ставки государственной пошлины). Иск о возврате средств бюджета может предъявляться и в случаях, когда налоговый орган произвел их бесспорное взыскание.
Также можно обратиться в арбитражный суд с иском об обязании налогового органа произвести зачет переплаты.
Подобные иски являются новыми в судебно-арбитражной практике, в связи с чем для их предъявления рекомендуется предварительно проконсультироваться со специалистом.
Ситуация 4. Постановление о привлечении к административной ответственности
На практике постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные налоговыми органами, обжалуются крайне редко. При этом подавляющее большинство таких постановлений выносится с грубыми нарушениями действующего законодательства. Вот наиболее распространенные из них:
- Административное взыскание налагается позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения (по длящемуся правонарушению - позднее двух месяцев со дня его обнаружения) - нарушается статья 4.5 КоАП РФ.
- В протоколе об административном правонарушении отсутствует ряд обязательных реквизитов - нарушается статья 28.2 КоАП РФ.
- Лицу, привлекаемому к административной ответственности, не разъясняются его права и обязанности - нарушается часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ.
- При рассмотрении дела об административном правонарушении не проверяется факт извещения нарушителя о времени и месте рассмотрения дела - нарушается статья 29.7 КоАП РФ.
- Постановление выносится в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности - нарушается статья 25.1 КоАП РФ.
- В постановлении отсутствует ряд обязательных реквизитов - нарушается статья 29.10 КоАП РФ).
Вариант 8. Жалоба в вышестоящий орган
Порядок обжалования установлен статьей 30.2 КоАП РФ. Жалоба направляется в налоговый орган, руководитель которого вынес обжалуемое постановление. Поступившая жалоба в течение трех суток направляется вместе с делом в вышестоящий налоговый орган. Во избежание недоразумений копию жалобы рекомендуется направлять непосредственно в вышестоящий налоговый орган. Срок подачи жалобы - 10 дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом. Подача жалобы приостанавливает исполнение постановления.
Вариант 9. Обращение с жалобой в суд
Порядок обжалования практически полностью идентичен изложенному выше. Жалоба оплачивается государственной пошлиной в размере 15 % минимального размера оплаты труда.
Универсальный вариант защиты
Универсальным вариантом защиты является направление жалобы или заявления о принесении протеста в органы Прокуратуры Российской Федерации.
Независимо от характера сложившейся ситуации, налогоплательщик либо его должностное лицо вправе обратиться для защиты своих интересов в органы Прокуратуры Российской Федерации. Как правило, обращение носит характер жалобы. В ситуации 4 (вынесение налоговым органом постановления по делу об административном правонарушении) в прокуратуру направляется заявление о принесении протеста. Обращение в прокуратуру не обусловлено определенной формой и не оплачивается государственной пошлиной.
Приложение № 11. Образец искового заявления о признании инкассового поручения налогового органа не подлежащим исполнению
|
Приложение № 12. Образец искового заявления о возврате денежных средств из бюджета
|
Приложение № 13. Образец жалобы на Постановление по делу об административном
правонарушении, подаваемой в вышестоящий налоговый орган
|
Приложение № 14
Образец жалобы на Постановление по делу
об административном правонарушении, подаваемой в суд
|