Содержание
Примечание:
* Подробнее см. на ИТС (http://its.1c.ru/) раздел: Аттестация рабочих мест, теоретическая часть справочника «Кадры и оплата труда».
1 сентября 2011 года начинает действовать новый порядок аттестации рабочих мест (далее - Порядок), утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н. Одновременно с этим утрачивает силу прежний порядок, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569.
Напомним, что аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает оценку условий труда в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и проведение мероприятий, направленных на их приведение в соответствие с государственными нормативными требованиями (ст. 209 ТК РФ). Обязанности по проведению аттестации возлагаются на работодателя (ст. 212 ТК РФ). Проанализируем основные положения нового Порядка.
На кого распространяется Порядок
Как и ранее, требования, связанные с обязательным проведением аттестации рабочих мест по условиям труда, распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
При этом аттестации подлежат все рабочие места работодателя (п. 1, 4 Порядка).
Аттестующая организация
В Порядке закреплено, что аттестацию рабочих мест проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.
Аттестующая организация - это юридическое лицо, аккредитованное в соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 01.04.2010 № 205н в качестве организации, оказывающей услуги в области охраны труда. При этом, по отношению к работодателю, на рабочих местах которого проводится аттестация, аттестующая организация должна быть независимым лицом.
Работодатель вправе потребовать от аттестующей организации документального подтверждения ее аккредитации, а также привлечь для проведения аттестации несколько аттестующих организаций (п.п. 6, 7 Порядка).
Сроки проведения аттестации
Сроки проведения аттестации не изменились и устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. При этом отсчет этого срока ведется от даты завершения предыдущей аттестации. А датой начала очередной аттестации считается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Установлен предельный срок для начала проведения аттестации вновь созданных рабочих мест: не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию (п. 8 Порядка).
Аттестационная комиссия
Для проведения аттестации создается аттестационная комиссия, в состав которой входят:
представители работодателя (руководители структурных подразделений, юристы, специалисты по кадрам, по труду и заработной плате, медицинский работник);
- специалист по охране труда;
- представители профсоюза или иного представительного органа работников;
- представители аттестующей организации.
Если организация является субъектом малого или среднего бизнеса (в т. ч. микропредприятием), то в состав аттестационной комиссии включаются:
- работодатель (его представитель);
- представители аттестующей организации;
- представители профсоюза организации или иного представительного органа работников (при наличии);
- представители организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).
Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя. Состав аттестационной комиссии, а также график проведения работ по аттестации должны быть утверждены приказом работодателя (п.п. 10, 11 Порядка).
Что оценивается
Как и прежде, при проведении аттестации оцениваются (п. 13 Порядка): соответствие условий труда гигиеническим нормам; травмоопасность рабочих мест; обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты; условия труда на рабочих местах в комплексе.
Кроме того, Порядок регламентирует особенности аттестации отдельных видов рабочих мест, в частности, аналогичных рабочих мест и территориально меняющихся рабочих зон (нестационарных рабочих мест). Аналогичными являются такие рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков: профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей в одинаковом режиме работы; использование однотипного производственного оборудования и сырья; работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе; использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; одинаковое расположение объектов на рабочем месте; одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени; одинаковая обеспеченность СИЗ.
Так, оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20 процентов таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не являющегося аналогичным, проверяются 100 процентов рабочих мест (п. 40 Порядка).
При аттестации нестационарных рабочих мест предварительно определяются, а затем оцениваются типичные технологические операции со стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов. Время выполнения каждой операции определяется путем опроса работников и их руководителей.
Итоги аттестации
Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета, к которому прилагается пакет документов, перечисленных в пункте 44 Порядка.
В течение десяти календарных дней с даты поступления отчета аттестационная комиссия рассматривает его, а затем передает работодателю (его представителю) вместе с итоговым протоколом.
Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления протокола и отчета подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации.
В течение следующих десяти календарных дней работодатель на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации, а также сведения об аттестующей организации в территориальную трудовую инспекцию.
Финансирование аттестации
Расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в 2011 году обеспечиваются за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (подп. «а» п. 2 Правил финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 11.02.2011 № 101н).
Возмещение соответствующих расходов осуществляется путем уменьшения суммы взносов, подлежащих перечислению в ФСС России в текущем календарном году, с учетом 20 процентного ограничения, установленного пунктом 3 вышеупомянутых Правил.
Напомним, что заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер (включая проведение аттестации) подается в территориальный орган ФСС РФ в срок до 1 августа (п. 4 Правил).
Ответственность
Непроведение аттестации грозит работодателю привлечением к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Так, штраф за нарушение законодательства о труде и об охране труда составляет: для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей - от 1 000 до 5 000 руб., для юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. Вместо штрафа к работодателю может применено наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Одним из важнейших документов АРМ становится аттестационная карта по условиям труда. Именно в ней отражена вся информативная, аналитическая, рекомендательная, методическая, фактическая основа для последующего создания надлежащих условий труда, обоснования возможных льгот и компенсаций.
Информацию вычитал с этого сайта: http://www.zakonprost.ru/article/216