Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Упрощенная система учета и налогообложения

01.11.2001
Вопрос о том, насколько эффективно применение упрощенной системы учета и налогообложения, и стоит ли вообще ее использовать, довольно часто возникает у малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. В этой статье М.В. Семенова, к.э.н., аттестованный аудитор рассматривает основные характеристики упрошенной системы и делает некоторые выводы относительно ее эффективности.

Содержание


В соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - закон), субъекты малого предпринимательства имеют право на добровольной основе применять наряду с традиционной упрощенную систему бухгалтерского учета и налогообложения.

Субъектами упрощенной системы учета и отчетности (далее — упрощенной системы) могут быть индивидуальные предприниматели и организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности при условии, что они отвечают следующим требованиям, установленным законом:

- предельная численность работающих, в том числе в филиалах и подразделениях (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) составляет до 15 человек, независимо от вида деятельности (пункт 1 статьи 2 закона);

- совокупный размер валовой выручки в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы, не превышает 100 000-кратного минимального размера оплаты труда (пункт 3 статьи 2 закона). При расчете норматива применяется размер минимальной оплаты труда, установленный в статье 5 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», который с 1 января 2001 года составляет 100 руб. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговой и снабженческо-сбытовой деятельностью, в качестве показателя валовой выручки принимается годовой оборот (пункт 3 приказа Минфина России от 15.03.96 № 27 «О мероприятиях по реализации Федерального закона от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»).

Упрощенная система (согласно пункту 2 статьи 2 Закона) не распространяется на организации:

- занятые производством подакцизной продукции,

- созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также

- кредитные организации, страховщиков, инвестиционные фонды, профессиональных участников рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующих субъектов других категорий, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Следует иметь в виду, что переход на упрощенную систему не допускается, если указанные виды деятельности являются лишь одним из направлений деятельности организации и формируют даже небольшую долю доходов. Все перечисленные ограничения касаются организаций в целом, филиалы и иные обособленные подразделения не могут выступать самостоятельными субъектами упрощенной системы.

 

Кто может применять упрощенную систему налогообложения?

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - закон), субъекты малого предпринимательства имеют право на добровольной основе применять наряду с традиционной упрощенную систему бухгалтерского учета и налогообложения.

Субъектами упрощенной системы учета и отчетности (далее — упрощенной системы) могут быть индивидуальные предприниматели и организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности при условии, что они отвечают следующим требованиям, установленным законом:

- предельная численность работающих, в том числе в филиалах и подразделениях (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) составляет до 15 человек, независимо от вида деятельности (пункт 1 статьи 2 закона);

- совокупный размер валовой выручки в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы, не превышает 100 000-кратного минимального размера оплаты труда (пункт 3 статьи 2 закона). При расчете норматива применяется размер минимальной оплаты труда, установленный в статье 5 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», который с 1 января 2001 года составляет 100 руб. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговой и снабженческо-сбытовой деятельностью, в качестве показателя валовой выручки принимается годовой оборот (пункт 3 приказа Минфина России от 15.03.96 № 27 «О мероприятиях по реализации Федерального закона от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»).

Упрощенная система (согласно пункту 2 статьи 2 Закона) не распространяется на организации:

- занятые производством подакцизной продукции,

- созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также

- кредитные организации, страховщиков, инвестиционные фонды, профессиональных участников рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующих субъектов других категорий, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Следует иметь в виду, что переход на упрощенную систему не допускается, если указанные виды деятельности являются лишь одним из направлений деятельности организации и формируют даже небольшую долю доходов. Все перечисленные ограничения касаются организаций в целом, филиалы и иные обособленные подразделения не могут выступать самостоятельными субъектами упрощенной системы.

 

Основные характеристики упрощенной системы налогообложения

Организации, соответствующие необходимым для применения упрощенной системы требованиям, имеют право перейти на упрощенный порядок оформления первичных документов, а также вести книгу учета доходов и расходов по упрощенной форме, без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, согласно пункту 4 статьи 1 закона. Во исполнение закона, Минфин России приказом от 22.02.96 № 18 «О форме Книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» утвердило формы книги учета доходов и расходов, а также порядок отражений в ней хозяйственных операций. При невыполнении требований, установленных законом, организации должны переходить на ведение учета по общим правилам.

Переход на ведение учета по упрощенной схеме является добровольным, и отказ от него не влечет за собой налоговых последствий. То есть, отказавшись от права вести учет по упрощенной схеме, организация не теряет права на применение упрощенной системы налогообложения.

Субъекты малого предпринимательства, имеющие право на применение упрощенной системы, могут перейти на уплату единого налога. Объектом обложения единым налогом по упрощенной системе является совокупный доход или валовая выручка, полученные за отчетный период. Объект обложения  и ставки единого налога устанавливаются  решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Налог уплачивается в форме приобретения патента, который представляет собой официальный документ, удостоверяющий право субъекта малого предпринимательства применять упрощенную систему, и одновременно авансовой формой уплаты единого налога.

Налоговым периодом по единому налогу является календарный год. Суммы, внесенные в оплату патента, зачитываются при расчете налога исходя из данных о размере облагаемой базы за отчетный период. При этом сумма, подлежащая доплате, не корректируется на ставку рефинансирования Центрального Банка России.

Годовая стоимость патента для субъектов малого предпринимательства устанавливается с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности в порядке, предусмотренном приказом Минфина России от 15.03.96 № 27. Патент оплачивается отдельно по каждому осуществляемому виду деятельности. Соответственно, индивидуальные предприниматели и организации обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по каждому осуществляемому на основе патента виду деятельности. Порядок ведения раздельного учета не регламентирован в нормативных документах и должен быть разработан налогоплательщиком самостоятельно.

Если объектом налогообложения признается совокупный доход, налоговая база определяется как разница между выручкой и расходами. Для целей налогообложения учитываются расходы, перечисленные в пункте 2 статьи 3 закона. Перечень указанных расходов является закрытым и не соответствует составу себестоимости для целей налогообложения прибыли: Положение о составе затрат…, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552, предусматривает более широкий состав себестоимости. В частности, не включаются в состав расходов, принимаемых в уменьшение облагаемой базы по единому налогу, расходы на оплату труда, амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам.

У плательщиков единого налога возникают многочисленные вопросы по порядку определения расходов, подлежащих вычету, о чем свидетельствуют разъяснения официальных органов (например, см. письмо Минфина России от 14.05.2001 № 04-02-03/83, письмо Минфина России от 11.04.2001 № 04-02-05/2/44).

Определение налоговых обязательств исходя из показателя выручки также вызывает затруднения. Согласно пункту 3 статьи 3 закона, валовая выручка для целей расчета единого налога определяется как сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период и внереализационных доходов, состав которых не уточнен. В состав доходов включаются денежные средства и иное имущество, полученное безвозмездно и в виде финансовой помощи (пункт 2 Порядка отражения в Книге учета доходов и расходов хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 22.02.96 № 18), а также средства, полученные от реализации простого векселя (см. письмо от 15.05.01 № 04-02-05/2/71).

 

Какие налоги платятся при применении "упрощенки"?

Согласно пункту 2 статьи 1 закона, единый налог заменяет для организаций, перешедших на упрощенную систему, совокупность федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Закон не содержит перечня налогов, которые заменяет единый налог, но указывает, что для субъектов упрощенной системы сохраняется общий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды*.

____________

* С 01.01.01 взносы в социальные внебюджетные фонды заменены единым социальным налогом (взносом).

_______________

Одним из наиболее сложных вопросов, возникающих на практике, является определение совокупности налогов и сборов, которые подлежат уплате субъектами упрощенной системы.

1. НДС. Организации, перешедшие на упрощенную систему, не являются плательщиками НДС согласно пункту 2 статьи 1 закона. Указанное положение осталось в силе после введения главы 12 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, поскольку закон не вошел в перечень законодательных актов, утрачивающих силу в связи с введением второй части Налогового кодекса.

Напротив, индивидуальные предприниматели, в том числе перешедшие на упрощенную систему с 1 января 2001 года, являются плательщиками налога на добавленную стоимость, согласно статье 143 НК РФ, поскольку единый налог заменяет для них только уплату налога на доход от предпринимательской деятельности (пункт 3 статьи 1 закона), а соответствующие изменения в связи со вступлением в силу главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ в законодательство о налогах и сборах внесены не были. Соответственно, индивидуальные предприниматели должны выставлять счета-фактуры, вести книгу покупок и книгу продаж в порядке, установленном Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

2. Налог с продаж. Организации, перешедшие на упрощенную систему, не являются плательщиками налога с продаж, поскольку последний вводится вместо совокупности налогов, уплата которых заменяется единым налогом (см. письмо МНС России от 31.12.1998 № ВГ-6-01/930@).

Индивидуальный предприниматель, перешедший на упрощенную систему, должен уплачивать налог с продаж, поскольку, как мы указали выше, единый налог по упрощенной системе для индивидуальных предпринимателей заменяет только уплату налога на доходы от соответствующего вида деятельности (согласно пункту 3 статьи 1 закона).

3. Единый социальный налог (ЕСН). Субъекты упрощенной системы производят отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды, согласно пункту 2 статьи 1 закона. С введением главы 24 «Единый социальный налог» НК РФ указанные организации и индивидуальные предприниматели являются плательщиками единого социального налога (взноса), которым были заменены взносы в социальные внебюджетные фонды (см. письмо Минфина России от 08.12.2000 № 04-03-11). При этом индивидуальные предприниматели должны уплачивать налог как с выплат и иных вознаграждений работникам по всем основаниям, так и с дохода от предпринимательской деятельности.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, определяют налоговую базу по ЕСН в части доходов от предпринимательской деятельности, исходя из стоимости патента, согласно пункту 3 статьи 236 НК РФ. Например, если стоимость патента составляет 1200 руб., доход по нему и соответствующая налоговая база составляют 9230 руб. (1200*100/13), где 13 – ставка налога на доходы физических лиц в процентах (см. подробнее письмо Минфина России от 11.01.2001 № 04-04-07/6).

Порядок обложения ЕСН, предусмотренный для субъектов упрощенной системы, исключает возможность применения налоговых льгот, предусмотренных пунктом 4 статьи 236 НК РФ. Организации, применяющие упрощенную систему, не могут освобождать от ЕСН выплаты за счет средств, остающихся после уплаты налога на прибыль, поскольку не являются плательщиком указанного налога, а специальных положений, касающихся субъектов упрощенной системы, в Налоговом кодексе не предусмотрено.

4. Налог на доходы физических лиц. Для индивидуальных предпринимателей приобретение патента заменяет уплату налога на доходы физических лиц с доходов, полученных по видам деятельности, переведенным на уплату единого налога. Соответственно, индивидуальные предприниматели не могут воспользоваться вычетами, предусмотренными главой 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ, если они не получают доходов, кроме доходов, облагаемых единым налогом.

Субъекты упрощенной системы должны исполнять обязанности налогового агента по налогу на доходы физических лиц в общем порядке, предусмотренном статьей 226 НК РФ.Организации, применяющие упрощенную систему, не могут воспользоваться льготами по налогу на доходы физических лиц, предусмотренными пунктами 9 и 10 статьи 217 НК РФ, в части освобождения от налога на доходы физических лиц выплат за счет средств, остающихся после уплаты налога на прибыль, поскольку они не являются плательщиками налога на прибыль (см. письмо МФ РФ от 17.08.01. 304-04-07/138).

 

Для кого эффективна упрошенная система налогообложения?

Возможности ведения бухгалтерского учета по упрощенной системе представляют интерес для тех организаций и индивидуальных предпринимателей, хозяйственная деятельность которых однотипна, не предполагает сложных технологических или финансовых схем, а число хозяйственных операций этих субъектов невелико. В противном случае переход на упрощенную систему учета не будет обеспечивать информационные потребности бизнеса.

Решение о переходе на уплату единого налога по упрощенной системе также требует детальной проработки. Оценивая его привлекательность, следует иметь в виду неоднозначность подхода к определению налоговой базы по единому налогу (состав доходов и расходов законодательно четко не определен), а также несимметричность обложения различных субъектов упрощенной системы — индивидуальных предпринимателей и организаций. Упрощенная система налогообложения менее привлекательна для индивидуальных предпринимателей, поскольку они не получают освобождения от НДС и налога с продаж, тогда как для организаций единый налог заменяет уплату указанных косвенных налогов.

 

Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление нашей фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПредприятие 8

Все теги
© ООО "1C" 2000-2018 г.