В июле фирмой "1С" и ее партнерами по проекту "1С:Консалтинг" проводились методологические семинары "Бухгалтерская и налоговая отчетность организаций за I полугодие 2003 года. Составление отчетности с использованием программных продуктов фирмы "1С"". В ходе проведения семинаров партнеры консультировали слушателей по вопросам ведения учета. Предлагаем вам ознакомиться с ответами на ряд интересных вопросов. Материал подготовлен методистом фирмы "1С" Игорем Берко.

Содержание

Восстановление налогового учета

1. Как в "1С:Бухгалтерии 7.7" занести остатки по налоговому учету вообще, и, в частности, по "незавершенке", на 01.01.2003, имея только данные по бухгалтерскому учету? Иными словами, как восстановить налоговый учет, если он не велся в 2002 году?

Вероятно, я разочарую тех, кто задавал этот вопрос, но универсальный способ только один - буквально восстановить налоговый учет операций за 2002 год и получить в результате остатки на конец года. Это связано с тем, что данные бухгалтерского и налогового учета в общем случае объективно отличаются.

Основные причины отличий следующие:

  • проценты по долговым обязательствам и суммовые разницы по приобретаемым ценностям в налоговом учете не входят в стоимость активов (основных средств, материалов, товаров и т.д.), а признаются расходами (положительные суммовые разницы - доходами);
  • в налоговом учете дополнительные расходы на приобретение товаров не включаются в стоимость товаров (ст. 320 НК РФ);
  • в налоговом учете может иначе начисляться амортизация основных средств (даже если вы выберете линейный способ и в бухгалтерском, и в налоговом учете, одинаковую сумму амортизации вам вряд ли удастся получить, по крайней мере, для тех объектов, которые числились в учете на 01.01.2002);
  • оценка остатков незавершенного производства, скорее всего, будет различной (начиная с того, что в налоговом учете может быть остаток "незавершенки" там, где его никогда не было в бухгалтерском учете - например, при оказании гостиничных услуг - и заканчивая разными методами расчета величины остатков);
  • оценка готовой продукции (а также полуфабрикатов и материалов собственного изготовления) в налоговом учете практически всегда отличается от стоимости соответствующих запасов в бухгалтерском учете, поскольку в налоговом учете законодательно ограничен состав прямых расходов (ст. 318 НК РФ);
  • в налоговом учете могут быть такие расходы будущих периодов, которых нет в бухгалтерском учете (например, убыток от реализации не полностью амортизированных объектов основных средств), и наоборот (например, приобретение программы для ЭВМ без ограничения срока использования).

Если у вас есть деятельность, облагаемая ЕНВД, то остатки активов и обязательств, связанных с этой деятельностью, к налоговому учету не принимаются, поскольку действует специальный налоговый режим.

Если вы уверены, что отличий в оценке определенных статей в бухгалтерском и налоговом учете у вас нет, то можете занести остаток по данным бухгалтерского учета на соответствующие счета налогового учета. При этом можно воспользоваться обработкой "Формирование и контроль начальных остатков по налоговому учету" (меню "Налоговый учет") в "1С:Бухгалтерии 7.7".

Учет постельного белья в гостиницах

2. Как в "1С:Бухгалтерии 7.7" отразить в бухгалтерском и налоговом учете поступление и движение таких ТМЦ как постельное белье, полотенца и т. п. (срок службы - 3 года) для предприятий гостиничного бизнеса?

Гостиничное постельное белье (а также полотенца и т. п.), срок службы которого составляет 3 года, подпадает под определение основных средств, данное в пункте 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, поскольку выполняются все необходимые условия для принятия к учету объектов основных средств:

а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Следовательно, для отражения в учете операций по поступлению и движению такого имущества в дальнейшем нужно использовать документы по учету основных средств (в типовых конфигурациях это документы "Поступление основных средств", "Ввод в эксплуатацию основных средств", "Перемещение основных средств", "Списание основных средств", "Передача основных средств"; подробности работы с ними описаны в руководствах по использованию типовых конфигураций). При проведении этих документов проводки по бухгалтерскому и налоговому учету будут сформированы автоматически.

Однако следует обратить внимание на важную деталь: если стоимость соответствующих предметов не превышает 10 000 рублей за единицу, то как в бухгалтерском, так и в налоговом учете ее можно отнести на затраты (расходы) в момент передачи объектов в эксплуатацию. Точнее, в налоговом учете это является единственно правильным решением, так как имущество в этом случае не попадает под определение амортизируемого имущества в соответствии со ст. 256 НК РФ. В бухгалтерском учете списание стоимости в момент передачи имущества в эксплуатацию возможно согласно п. 18 уже упоминавшегося выше ПБУ 6/01 и представляется целесообразным с практической точки зрения, хотя и не является обязательным.

Для целей налогового учета при заполнении документов важно указать, к каким видам расходов - прямым или косвенным - следует отнести расходы по рассматриваемому имуществу. На наш взгляд, расходы на приобретение постельного белья в гостиницах скорее относятся к прямым расходам, так как являются материалами, являющимися необходимым компонентом при оказании гостиничных услуг (п. 1 ст. 254 НК РФ).

Ответы на вопросы слушателей семинара "1С:Консалтинг"

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии