При приобретении большого количества материалов в строительной организации зачастую в дополнение к затратам на приобретение самих материалов возникают затраты по доставке, хранению этих материалов, отклонения в суммах разницы фактических и учетных цен. В таких случаях не всегда сразу можно относить такие затраты на увеличение стоимости материалов, а приходится организовывать систему обособленного учета и распределения возникающих отклонений. В статье мы расскажем, как эта проблема была решена в ООО "Небоскреб ГБ" с внедрением там программы "1С:Подрядчик строительства 2.3", которое выполнялось разработчиком этой программы фирмой "ИМПУЛЬС-ИВЦ", 1С:Франчайзи.

Содержание

Методология учета

В соответствии с приказом Минфина России от 28.122001 № 119н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" (с изменениями от 23.04.2002) транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) организации принимаются к учету путем:

  1. отнесения ТЗР на отдельный счет "Заготовление и приобретение материалов", согласно расчетным документам поставщика;
  2. отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету "Материалы";
  3. непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально-производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).

Мы будем рассматривать только реализацию способов 2 и 3, так как в системе "1С:Подрядчик строительства" реализован учет материалов без применения счетов 15 и 16.

В данной системе возможно как отдельное накопление затрат на счете 10.10 "Транспортно-заготовительные расходы по материалам" по способу 2, так и прямое включение в стоимость самих материалов по способу 3.

Примерная номенклатура транспортно-заготовительных расходов:

  1. Расходы по транспортировке;
  2. Наценки снабженческих организаций;
  3. Таможенные платежи;
  4. Оплата за хранение;
  5. Командировки по заготовлению материалов;
  6. Расходы по таре;
  7. Недостача и порча материалов в пути;
  8. Содержание заготовительно-складского аппарата.

Непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов. Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике.

Транспортно-заготовительные расходы или отклонения в стоимости материалов, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на нужды управления и на иные цели, подлежат ежемесячному списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов (на счета производства, вспомогательных и обслуживающих производств и хозяйств и др.).

Списание отклонений в стоимости материалов или транспортно-заготовительных расходов по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений или ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости.

Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании отклонения или ТЗР на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных материалов.

Автоматизация

Изложенная методология учета реализована и готова к применению в программе "1С:Подрядчик строительства", разработанной совместно фирмами "ИМПУЛЬС-ИВЦ" и "1С" на платформе "1С:Бухгалтерия 7.7". Эту программу на сегодняшний день используют более чем в 2 000 строительных организаций во всех регионах России.

Одним из пользователей, давно и в большом объеме использующих программу, является ООО "Небоскреб ГБ".

Справка

Строящиеся объекты нового экспериментального района Куркино г. Москвы - результат работы ООО "Небоскреб ГБ".

000 "Небоскреб ГБ", входящее в холдинг "ДОМ", не смотря на свою молодость, является опытной и многопрофильной компанией.
На данный момент компания является одним из подрядчиков по застройке микрорайонов Куркино Северо-западного административного округа (микрорайон 9 - 59550 кв. м. жилой площади, в микрорайоне 2Д - 36 100 кв. м.).
Объекты строительства ООО "Небоскреб ГБ" весьма разнообразны. Здесь и промышленное строительство, и жилые дома, например, реконструкция резервуарного парка нефтеперерабатывающего завода в Капотне, строительство А.Б.К. Московской нефтеперерабатывающей базы, облицовка гранитом здания московского Управления МНС, строительство коттеджей в Подмосковье и многих жилых домов холдинга ПФК "ДОМ".

Внедрение программы 1С:Подрядчик строительства в ООО "Небоскреб ГБ", выполненное в 2002 году фирмой "ИМПУЛЬС-ИВЦ", помогло решить многие накопившиеся проблемы учета, в том числе и учет транспортно-заготовительных расходов.

Для обособленного накопления данных по возникающим отклонениям в систему введен новый счет 10.10 "Транспортно-заготовительные расходы по материалам".

На данном счете в разрезе субконто "Места хранения" имеется возможность отражать отклонения с разделением их по центральным и приобъектным складам.

При получении документов на дополнительные расходы бухгалтер совершает операцию по отражению отклонения в дебете счета 10.10. Так происходит накопление отклонений в течение месяца. Для распределения отклонений в системе реализована функция закрытия счета 10.10 в регламентном документе "Закрытие месяца" (см. рисунок 1).

Рис. 1

Распределение счета 10.10 построено по следующей схеме:

  1. Первым действием система определяет остатки по счетам 10.1-10.9 по состоянию на начало месяца распределения, обороты по приходу и обороты по расходу по данным счетам.
  2. Затем определяется процент расхода материалов (с кредита счетов 10.1-10.9 в дебет счетов затрат). Данный процент является исходным при определении процента списания отклонений.
  3. Следующим действием определяется сумма отклонений на дату составления документа с учетом накопленных отклонений за период.
  4. Сумма отклонений для распределения умножается на процент распределения и определяется сумма списываемых отклонений в текущем периоде.

Рис. 2

Система формирует проводки с кредита счета 10.10 в дебет счетов затрат (20.1, 23 и т.д.).

Мы рассмотрели схему обособленного учета транспортно-заготовительных расходов. Но также имеется технологичный способ отражения дополнительных затрат, связанных с заготовлением материалов, на самих счетах учета 10.1-10.9 с увеличением стоимости и без увеличения количества. Для этого необходимо на основании документа "Поступление материалов" ввести документ "Услуги сторонних организаций" (см. рисунок 3).

Рис. 3

При проведении документа формируются проводки: дебет субсчетов учета материалов в корреспонденции со счетом 60.1 на суммы отклонений, рассчитанных пропорционально стоимости приобретенных материалов. При этом не происходит увеличения количества, а увеличивается только стоимость самих материалов из документа поступления (см. рисунок 4).

Рис. 4

В заключение хочется добавить, что остальные участки учета конфигурации "1С:Подрядчик строительства 2.3" также активно используются ООО "Небоскреб ГБ", что позволяет значительно экономить рабочее время, обеспечивая оперативность ведения бухгалтерского и налогового учета и сдачи отчетности.

Работы выполнены ООО "ИМПУЛЬС-ИВЦ"

телефон/факс 974-77-05(08),

e-mail soft@impuls-ivc.ru,

www.impuls-ivc.ru

Транспортно-заготовительные расходы по материалам в строительстве

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии