"Истина - в вине". Это крылатое выражение на слуху у каждого. Однако не всем известно, с какими сложностями сталкивается производитель винодельческой продукции в процессе своей деятельности - многоэтапность производства, длительный цикл изготовления готовой продукции, необходимость ведения партионного учета и др. Упростить реализацию специфических для виноделия процедур и повысить их эффективность предприятие может, сделав выбор в пользу автоматизации учета и управления на соответствующих участках. Такое решение и было принято одним из крупнейших предприятий винодельческой промышленности ЗАО "Абрау-Дюрсо". Внедрение системы автоматизации на платформе "1С:Предприятие 7.7" производилось компанией "Портал-ЮГ", г. Краснодар.

Содержание

Решение о начале проекта по автоматизации учета и управления ЗАО "Абрау-Дюрсо" было принято в прошлом году. Таким образом, руководство предприятия намеревалось получить систему, позволяющую быстро обрабатывать информацию бухгалтерского и кадрового учета компании и формировать отчетность. После необходимых консультаций для автоматизации была выбрана платформа "1С:Предприятие".

Справка

Процесс упаковки на автоматической линии ЗАО "Абрау-Дюрсо"

Завод "Абрау-Дюрсо", одно из старейших предприятий винодельческой промышленности России, производит классическое шампанское со времен Александра II. Площадь его виноградников составляет 661 га. Ежегодно предприятие может выпускать до 7 миллионов бутылок шампанских и игристых вин. В прошлом году оборот предприятия составил около $4,5 млн. Сейчас оно занимает около 2% рынка шампанских вин.

В ходе проекта специалисты компании "Портал-ЮГ" использовали все возможности типового решения "1С:Предприятия", а также реализовали несколько характерных для виноделия документов и процедур. Наибольший интерес в рамках работы по автоматизации представляли следующие особенности деятельности винодельческого предприятия:

  • многопередельное производство (как известно, процесс производства шампанского и вин может растягиваться на несколько лет);
  • особенности работы с акцизным складом (формирование пакета первичных документов, аналитический партионный учет готовой продукции, формирование декларации о поставке и реализации алкогольной продукции).

Автоматизация производственного учета

В общем виде структуру производства можно представить схемой 1.

Схема 1

Сложность данного участка заключается в необходимости ведения аналитического учета движения стоимости получаемой продукции: ведь до того, как шампанское окажется на прилавках магазина, оно пройдет немало этапов и стадий производства. Достаточно сказать, что за один технологический цикл виноматериал превратится в шампанское, пройдя 4 этапа: тиражирование, выдержку, дегоржаж, отделку. Бухгалтер сделает 8 проводок только по перемещению материала из одного состояния в другое, из одного цеха в следующий, а материал неоднократно поменяет свое наименование по мере приближения к своему конечному виду. Кроме того, необходимо учитывать также все затраты, которые должны распределяться на стоимость продукции на соответствующем этапе производства.

Как видно из схемы, было принято решение организовать учет производства, внеся соответствующие изменения в план счетов.

К счету 20 "Основное производство" были добавлены субсчета:

  • 20.2 "Промышленность";
  • 20.3 "Незавершенное производство".

На счете 20.2 собираются затраты на производство, которые далее распределяются на стоимость полуфабрикатов на различных стадиях производства. Аналитика счета соответствует аналитике 20-го счета типовой конфигурации программы "1С:Бухгалтерия 7.7", то есть виды номенклатуры, статьи затрат, подразделения.

Поскольку продукция в незавершенном производстве ранее учитывалась на предприятии в количественном выражении по местам хранения, был выделен отдельный субсчет 20.3 счета 20, на котором отражаются производство полуфабрикатов и продукции. На этот субсчет попадают только материальные затраты, а все остальные затраты распределяются на стоимость готовой продукции только после поступления на субсчет 20.2. На субсчете 20.3 ведется количественный учет. Аналитический учет по этому субсчету ведется по номенклатуре и местам хранения.

Для отражения движения полуфабрикатов в системе автоматизации были настроены документы:

  • Ведомость перекладки;
  • Купажный акт (рис. 1);
  • Перемещение полуфабрикатов;
  • Списание полуфабрикатов (рис. 2).

Рис. 1. Купажный акт

Рис. 2. Списание полуфабрикатов

Для распределения затрат на производство, отражаемых по дебету счетов 20.2, 23, 25 служат регламентные документы "Закрытие 20 сч.", "Закрытие 23 сч.", "Закрытие 25 сч.".

Затраты каждого из счетов распределяются автоматически пропорционально объему переданной соответствующему подразделению продукции в натуральном измерении. Так, если для электроцеха таким показателем будут киловатты электроэнергии, то затраты гаража распределяются пропорционально тоннокилометрам.

Такие затраты распределяются в конечном итоге на стоимость продукции соответствующего цеха: участка выдержки, отделки, розлива, тиража, стройцеха, участка тепло- и водоснабжения. Таким образом, формируется себестоимость на каждом этапе производства.

В общем виде схема формирования себестоимости продукции отражена на схеме 2.

Схема 2

Учет готовой продукции согласно учетной политике предприятия ведется на 43 счете по плановым ценам. Отклонения между фактическими затратами и плановой себестоимостью списываются документом типовой конфигурации "Закрытие месяца" на финансовый результат.

Для формирования прочих затрат по производству используются документы типовой конфигурации. Данные о начисленной заработной плате переносятся из конфигурации "1С:Зарплата и кадры". В данной конфигурации ведется полный аналитический учет начислений по счетам затрат, подразделениям и статьям затрат. Проводки выгружаются в "1С:Бухгалтерию".

Автоматизация акцизного склада

Хранение, транспортировка и поставка (передача) покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему розничную реализацию алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 %, производимой на территории Российской Федерации, осуществляются в соответствии с условиями налогового режима (п. 1 ст. 196 НК РФ). В связи с этим в деятельности организации-налогоплательщика появляется ряд специфических документов и процедур.

Для реализации алкогольной продукции необходимо оформить пакет документов, состоящий из следующих позиций:

  • товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме ТОРГ-12;
  • счет-фактура. Поскольку алкогольная продукция является подакцизным товаром, в счете-фактуре необходимо рассчитывать сумму акциза. При этом если у покупателя есть акцизный склад, акциз рассчитывается по ставкам в размере 50 % соответствующих налоговых ставок, предусмотренных статьей 193 НК РФ. В противном случае для расчета берутся 100 % ставки акциза.
  • справка к ТТН, раздел А. В справке необходимо указать дату, номер, кем выдан сертификат соответствия продукции, дату выпуска, номер партии, серии и номера специальных марок продукции, а также сведения о лицензиях поставщика и покупателя;
  • удостоверение качества. Удостоверение качества продукции предназначено для отражения физико-химических и органолептических показателей продукции. Оно заполняется специалистами лаборатории.
  • уведомление о поставке с акцизного склада (утв. приказом МНС России от 31.03.2003 № БГ-3-07/154). Уведомление оформляется при отгрузке продукции с одного акцизного склада на другой. В нем указывается информация об акцизных складах и объемах поставки продукции.

Организации, производящие и реализующие алкогольную продукцию, должны ежеквартально сдавать декларации о поставке и реализации алкогольной продукции. Всего утверждено 7 приложений к налоговой декларации по акцизам. Поскольку ЗАО "Абрау-Дюрсо" является не только производителем, но и поставщиком и продавцом алкогольной продукции, предприятие сдает 6 приложений к декларации из 7.

Согласно пункту 3 Порядка хранения алкогольной продукции, находящейся под действием режима налогового склада (утв. приказом МНС России от 31.03.2003 № БГ-3-07/154), алкогольная продукция собственного производства должна быть передана на акцизный склад непосредственно из производственных цехов не позднее следующего дня с момента окончания ее производства.

Для оформления передачи готовой продукции на склад используется документ типовой конфигурации "Готовая продукция". Следует отметить, что специфика работы акцизного склада требует ведения партионного учета. Таким образом, каждый выпуск готовой продукции представляет собой отдельную партию. Партионный учет организован с помощью партеобразующего документа "Партия", в котором указываются все сведения о партии, в том числе физико-химические и органолептические показатели для заполнения удостоверения качества (рис. 3).

Рис. 3. Партия

Документ "Расходная накладная" типовой конфигурации был доработан путем добавления новых реквизитов и печатных форм, необходимых для формирования пакета документов. Предусмотрена также возможность быстрой печати необходимых форм без предварительного просмотра, что значительно ускоряет процесс выписки документов (рис. 4).

Рис. 4. Расходная накладная

В справочники "Номенклатура" и "Контрагенты" была добавлена информация, необходимая при формировании пакета документов и форм деклараций. Так, на закладке "Общая" справочника "Контрагенты" добавлена информация об акцизном складе, лицензии покупателя, поставщика и вид контрагента для заполнения декларации. Также добавлена закладка "Декларация", на которой указывается информация о регионе, разрешении на акцизный склад и разделенная информация о лицензиях для заполнения деклараций. Закладка "Лицензии" служит для введения списка лицензий, если у организации их несколько. В справочник "Номенклатура" добавлена информация о ставках акциза для автоматического расчета акциза в счете-фактуре, группе продукции, коэффициенте пересчета, ГОСТ, сертификатах соответствия для заполнения деклараций и пакета документов (рис. 5).

Рис. 5. Номенклатура

Данный комплекс настроек позволил в полном объеме формировать необходимые декларации по акцизам:

  • Приложение 1. Декларация об объемах производства и оборота этилового спирта, в том числе денатурированного;
  • Приложение 2. Декларация об объемах использования этилового спирта, в том числе денатурированного;
  • Приложение 3. Декларация об объемах производства и оборота алкогольной продукции и виноматериалов;
  • Приложение 4. Декларация об объемах использования виноматериалов;
  • Приложение 5. Декларация об объемах поставки этилового спирта, в том числе денатурированного, алкогольной продукции и виноматериалов;
  • Приложение 6. Декларация об объемах поступления этилового спирта, в том числе денатурированного, и виноматериалов.

В настоящее время на предприятии в полном объеме работают все участки бухгалтерского учета. В системе "1С:Предприятие" налажен также складской учет, работа отдела сбыта.

Главный бухгалтер ЗАО "Абрау-Дюрсо" Ерошевская Лариса Алексеевна

"Автоматизированная система полностью соответствует потребностям наших бухгалтеров. Стало удобно вести учет рядовым бухгалтерам, а мне - контролировать учет с помощью отчетности. Наиболее важными преимуществами системы являются единая база данных, быстрая выписка документов на отгрузку, упорядоченный учет полуфабрикатов, получение регламентированной и другой необходимой для контроля отчетности".

Работы выполнены ООО "Портал-ЮГ"
тел: (8612) 722-552;
факс: (8612) 55-42-43;
е-mail: mail@portal-ug.ru

Автоматизация учета на винодельческом предприятии

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии