Содержание
Единый социальный налог
Как заявлено законодателем, изменения, внесенные в главу 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса РФ, направлены главным образом на снижение налоговой нагрузки на плательщиков единого социального налога. В чем же это проявилось?
Во-первых, для всех категорий налогоплательщиков снижен размер базовых налоговых ставок:
- для "обычных" организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам, - с 35,5 % до 26 %;
- для выступающих в качестве работодателей сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, - с 26,1 % до 20 %;
- для индивидуальных предпринимателей - с 13,2 % до 10 %;
- для адвокатов - с 10,6 % до 8 %.
Во-вторых, изменена шкала регрессии. В частности, для "обычных" организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам, устанавливается следующая шкала налоговых ставок:
- при величине выплат до 280 тыс. руб. в год - 26 %;
- при величине выплат от 280 001 до 600 тыс. руб. в год - 72 800 руб. + + 10 % с суммы, превышающей 280 тыс. руб.;
- при величине выплат свыше 600 000 руб. в год - 104800 + 2 % с суммы, превышающей 600 тыс. руб.
В-третьих, налогоплательщикам теперь не требуется, как это предусмотрено действующим порядком, подтверждать расчетом право на применение регрессивной шкалы. Пониженные ставки налогоплательщики смогут применять в безусловном порядке, независимо от размера налоговой базы в среднем на одного работника и численности работников.
Что же на самом деле стоит за приведенными цифрами и нормами? Как принятые изменения по единому социальному налогу фактически скажутся на налоговой нагрузке на организацию?
Пример
В январе 2005 года налоговая база по единому социальному налогу составила 2 100 000 руб., в том числе:
Иванов И. И. - 100 000 руб.
Петров П. П. - 200 000 руб.
Иванова И. И. - 300 000 руб.
Петрова П. П. - 400 000 руб.
Сидоров С. С. - 500 000 руб.
Сидорова С. С. - 600 000 руб.
Рассчитаем сумму авансовых платежей по единому социальному налогу исходя из действующих налоговых ставок и ставок, вводимых с 1 января 2005 года (см. таблицу 1).
Таблица 1. Расчет авансовых платежей по ЕСН
Работник |
Налоговая |
Суммы авансовых платежей, исчисленные по действующим ставкам налога |
Всего |
Суммы авансовых платежей, исчисленные по ставкам, вводимым с 1 января 2005г. |
Всего |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Феде- |
ФСС РФ |
ФФОМС |
ТФОМС |
Феде- |
ФСС РФ |
ФФОМС |
ТФОМС |
||||
Иванов И.И. |
100 000 |
28 000 |
4 000 |
200 |
3 400 |
35 600 |
20 000 |
3 200 |
800 |
2 000 |
26 000 |
Петров П.П. |
200 000 |
43 800 |
6 200 |
300 |
5 300 |
55 600 |
40 000 |
6 400 |
1600 |
4 000 |
52 000 |
Иванова И.И |
300 000 |
59 600 |
8 400 |
400 |
7 200 |
75 600 |
57 580 |
9 180 |
2 340 |
5 700 |
74 800 |
Петрова П.П. |
400 000 |
67 500 |
9 500 |
500 |
8 100 |
85 600 |
65 480 |
10 280 |
2 840 |
6 200 |
84 800 |
Сидоров С.С. |
500 000 |
75 400 |
10 600 |
600 |
9 000 |
95 600 |
73 380 |
11 380 |
3 340 |
6 700 |
94 800 |
Сидорова С.С. |
600 000 |
83 300 |
11 700 |
700 |
9 900 |
105 600 |
81 280 |
12 480 |
3 840 |
7 200 |
104 800 |
Итого |
2 100 000 |
357 600 |
50 400 |
2 700 |
42 900 |
453 600 |
337 720 |
52 920 |
13 960 |
31 800 |
437 200 |
Приведенные данные показывают, что в целом налоговая нагрузка на организацию в части единого социального налога с 1 января 2005 года уменьшится. В большей степени это почувствуют организации, в которых выплаты на одно физическое лицо, учитываемые при определении налоговой базы, не превышают нарастающим итогом с начала года 100000 руб. Сумма единого социального налога в этом случае уменьшится более чем на 35 процентов. Однако по мере увеличения налоговой базы разница между суммой налога, исчисленной по действующим ставкам, и ставкам, вводимым с 1 января 2005 года, постепенно "растает". При налоговой базе 200 000 руб. налоговая нагрузка снизится лишь на 8 про-центов, при налоговой базе более 300 000 руб. - разница в платежах не превысит 1 процента (!).
Для новой шкалы налоговых ставок характерно смещение акцента при распределении единого социального налога в пользу отдельных фондов. Так, при налоговой базе свыше 280000 руб. сумма платежей в Фонд социального страхования РФ увеличится на 5-10 %. Отчисления на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет федерального Фонда обязательного медицинского страхования, возрастут более чем в 4 раза.
Взносы на обязательное пенсионное страхование
Существенно изменяется порядок исчисления взносов на обязательное пенсионное страхование.
Во-первых, в отличие от действующего порядка, с 1 января 2005 года все застрахованные лица подразделяются не на три, как сейчас, а на две возрастные категории независимо от пола:
- лица 1966 года рождения и старше;
- лица 1967 года рождения и моложе.
Во-вторых, для лиц 1966 года рождения и старше не предусмотрено начисление взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Для этой категории застрахованных лиц взносы начисляются только на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Для лиц 1967 года рождения и моложе сохранен действующий порядок: взносы начисляются на финансирование как страховой, так и накопительной части трудовой пенсии. При этом следует учитывать, что на период 2005-2007 годы действуют переходные положения: взносы в "обычных" организациях начисляются исходя из базового тарифа 10 процентов и 4 процента на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии соответственно. Таким образом, действие переходных положений продлено (в действующей редакции переходные положения действовали по 2005 год включительно).
В-третьих, по аналогии с ЕСН изменены интервалы базы шкалы регрессии: до 280000 руб., от 280001 руб. до 600000 руб. и свыше 600000 руб., а также установлены новые тарифы для базы, превышающей 280000 руб. Заметим, что в отличие от существующего порядка, в общем случае сумма взносов на обязательное пенсионное страхование теперь будет превышать сумму налога (авансового платежа по налогу), начисленную в федеральный бюджет.
Действующим порядком (п. 3 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ) предусмотрено, что при исчислении взносов на обязательное пенсионное страхование регрессивная шкала применяется на тех же условиях, что и при исчислении ЕСН. Таким образом, с 1 января 2005 года страхователям не требуется как ранее подтверждать расчетом право на применение пониженных тарифов, если база для исчисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года превысит 280 000 руб., независимо от размера базы в среднем на одного работника и численности работников.
В четвертых, законодатель уточнил, что к лицам, на которые распространяется обязательное пенсионное страхование, относятся также иностранные граждане и лица без гражданства, которые проживают в Российской Федерации как постоянно, так и временно. Таким образом, с 1 января 2005 года на выплаты указанным лицам по трудовым договорам или гражданско-правовым договорам, предусматривающим выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору, организациям необходимо начислять взносы на обязательное пенсионное страхование. При этом не имеет значения, сколько дней указанные лица проживали в Российской Федерации на момент выплаты.
Рассмотрим, как изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 года, отразятся на налоговой нагрузке на организацию.
Пример (продолжение)
Все работники организации относятся к лицам 1967 года рождения и моложе.
Рассчитаем сумму авансовых платежей по взносам на обязательное пенсионное страхование исходя из действующего порядка и порядка, вводимого с 1 января 2005 года (см. таблицу 2). Обращаем ваше внимание, что целью настоящей статьи является аналитический обзор изменений налогового законодательства, поэтому переходные положения не учитываются при расчете.
Таблица 2. Расчет авансовых платежей по взносам на обязательное пенсионное страхование (с 2008 года)
Работник |
Налоговая |
Суммы авансовых платежей, исчисленные исходя из действующего порядка |
Всего |
Суммы авансовых платежей, исчисленные исходя из порядка, вводимого с 1 января 2005г. |
Всего |
||
---|---|---|---|---|---|---|---|
На финансирование страховой части трудовой пенсии |
На финансирование накопительной части трудовой пенсии |
На финансирование страховой части трудовой пенсии |
На финансирование накопительной части трудовой пенсии |
||||
Иванов И.И. |
100 000 |
8 000 |
6 000 |
14 000 |
8 000 |
6 000 |
14 000 |
Петров П.П. |
200 000 |
12 500 |
9 400 |
21 900 |
16 000 |
12 000 |
28 000 |
Иванова И.И |
300 000 |
17 000 |
12 800 |
29 800 |
23 020 |
17 280 |
40 300 |
Петрова П.П. |
400 000 |
19 260 |
14 490 |
33 750 |
26 120 |
19 680 |
45 800 |
Сидоров С.С. |
500 000 |
21 520 |
16 180 |
37 700 |
29 220 |
22 080 |
51 300 |
Сидорова С.С. |
600 000 |
23 780 |
17 870 |
41 650 |
32 320 |
24 480 |
56 800 |
Итого |
2 100 000 |
102 060 |
76 740 |
178 800 |
134 680 |
101 520 |
236 200 |
Приведенные данные показывают, что в 2005 году с базы, превышающей 100 000 руб., организациям придется платить большую сумму взносов на обязательное пенсионное страхование, в среднем на 30 процентов. Вместе с тем, с учетом нормы, предусмотренной пунктом 2 статьи 243 НК РФ, это увеличение будет компенсировано уменьшением суммы налога (авансовых платежей по налогу), зачисляемой в федеральный бюджет. Расчет налога приведен в таблице 3.
Таблица 3. Расчет авансовых платежей по взносам на обязательное пенсионное страхование (с 2008 года)
Работник |
Налоговая |
Действующий порядок |
Порядок, вводимый с 1 января 2005 г. |
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Исчислено налога в федеральный бюджет |
Налоговый вычет (взносы в ПФР) |
К уплате в федеральный бюджет |
Исчислено налога в федеральный бюджет |
Налоговый вычет (взносы в ПФР) |
К уплате в федеральный бюджет |
||
Иванов И.И. |
100 000 |
28 000 |
14 000 |
14 000 |
20 000 |
14 000 |
6 000 |
Петров П.П. |
200 000 |
43 800 |
21 900 |
21 900 |
40 000 |
28 000 |
12 000 |
Иванова И.И |
300 000 |
59 600 |
29 800 |
29 800 |
57 580 |
40 300 |
17 280 |
Петрова П.П. |
400 000 |
67 500 |
33 750 |
33 750 |
65 480 |
45 800 |
19 680 |
Сидоров С.С. |
500 000 |
75 400 |
37 700 |
37 700 |
73 380 |
51 300 |
22 080 |
Сидорова С.С. |
600 000 |
83 300 |
41 650 |
41 650 |
81 280 |
56 800 |
24 480 |
Итого |
2 100 000 |
357 600 |
178 800 |
178 800 |
337 720 |
236 200 |
101 520 |
Таким образом, фактически увеличение суммы взносов в ПФР не приведет к повышению налоговой нагрузки на организацию.
Прочие изменения
В настоящее время при определении налоговой базы учитываются выплаты и вознаграждения как в пользу физических лиц - работников организации, так и членов их семей. С 1 января 2005 года полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных и иных прав), предназначенных для членов семьи работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, не будет облагаться единым социальным налогом.
В отличие от действующего порядка, с 1 января 2005 года единым социальным налогом будут облагаться:
- суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций;
- выплаты членам профсоюзов, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов;
- выплаты в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей - в размере до 1 000 руб. (включительно) в расчете на одно физическое лицо - работника за календарный месяц;
- суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
- суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту, инвалидам), а также членам их семей стоимости медикаментов, назначенных им лечащим врачом.
Вместе с тем, для организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, необлагаемая единым социальным налогом совокупная сумма материальной помощи, выплачиваемая физическому лицу за счет бюджетных источников, повышена с 2000 руб. до 3000 руб.
В отличие от действующего порядка, с 1 января 2005 года в налоговую базу в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ, включаются также вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по лицензионным договорам. Федеральным законом от 20.07.2004 № 70-ФЗ установлено, что льготы, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 239 НК РФ (освобождение от налогообложения выплат и иных вознаграждений льготным категориям граждан, не превышающих 100 000 руб. в течение календарного года), с 1 января 2005 года. распространяются на всех физических лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, независимо от того, работают они в организации по трудовому договору или состоят с организацией в гражданско-правовых отношениях.
Аналогичный порядок предусмотрен в отношении налоговых льгот для организаций, поименованных в подпункте 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ.
Вместе с тем, с 1 января 2005 года российские фонды поддержки образования и науки не смогут больше воспользоваться льготой, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ.
Теперь суммы выплат гражданам России в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам, аспирантам государственных, муниципальных образовательных учреждений, подлежат налогообложению единым социальным налогом.
От редакции: В соответствующие типовые конфигурации экономических программ фирмы "1С" будут своевременно внесены изменения, обусловленные принятием закона № 70-ФЗ.