МНС России: живее всех живых!
Федеральным законом от 29.06.2004 № 58-ФЗ МНС России было преобразовано в Федеральную налоговую службу. Свою точку зрения на изменения, внесенные названным законом, высказывает наш постоянный автор А.А. Куликов, заместитель начальника отдела документальных проверок Управления по налоговым преступлениям ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Содержание

Всем россиянам памятны события, ознаменовавшие начало административной реформы. Президент взял курс на оптимизацию структуры федеральных органов государственной власти. Первым нормативным элементом данной реформы стал Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ №314). В соответствии с абзацем вторым пункта 15 Указа № 314 МНС России подлежит преобразованию в Федеральную налоговую службу. Необходимо отметить, что абзацем вторым пункта 26 Указа № 314 предусмотрено, что изменения, касающиеся МНС России, вступают в силу после вступления в силу соответствующих федеральных законов.

Таким "соответствующим" федеральным законом стал Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (далее - Закон №58-ФЗ). Закон был опубликован в "Российской газете" 01.07.2002 и с этой даты основная часть документа вступила в силу, его отдельные положения, предусматривающие внесение изменений и дополнений в НК РФ - по истечении месяца (то есть с 02.08.2004 года).

Таким образом, с 02.08.2004 года можно утверждать, что Закон №58-ФЗ в полном объеме вступил в силу (за исключением п. 4 ст. 65, который применяется с 1 января 2005 года). С учетом требований Указа №314 и Закона №58-ФЗ с 02.08.2004 года МНС России считается преобразованным в Федеральную налоговую службу. Однако, как показала жизнь, ничего не изменилось...

Что влечет за собой преобразование МНС России?

Процесс преобразования органа государственной власти интересен с правовой точки зрения в двух аспектах - гражданско-правовом и административно-правовом. Гражданско-правовой аспект для налогоплательщиков может быть интересен только в преломлении данной проблемы в рамках арбитражного или гражданского судопроизводства. В соответствии со статьей 44 АПК РФ, сторонами по делу являются организации и физические лица. Статья 48 АПК РФ, устанавливая правила процессуального правопреемства, указывает, что при реорганизации юридического лица стороной по делу становится правопреемник реорганизуемого лица. В соответствии со статьей 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица к правопреемнику переходят права и обязанности в соответствии с передаточным актом. Таким образом, вопросы преобразования МНС России не могут не сказаться на процессуальном положении налоговых органов.

Однако более интересный вопрос - административно-правовое правопреемство МНС России. Как показала практика, налогоплательщики в августе покорно и привычно отчитались в "родных" налоговых инспекциях, кто-то был оштрафован "своей" инспекцией, кто-то с ней судится...

Давайте попробуем оценить статус МНС России (ФНС России в настоящий момент).

Как было отмечено выше, с 02.08.2004 года МНС России преобразовано в ФНС России, в связи с чем административные полномочия МНС России должны перейти к новому органу (это подсказывает логика и сущность процесса преобразования). Сразу хотелось бы пресечь разговоры о том, что преобразование МНС России в ФНС России это только "смена вывески". Пунктом 18 Указа № 314 предусмотрено, что изменения в системе федеральных органов исполнительной власти производятся без проведения организационно-штатных мероприятий и без переназначения сотрудников только в отношении органов, которые Указом № 314 были переименованы или которым был придан новый статус. МНС России Указом № 314 не отнесено ни к первым, ни ко вторым.

Особо хочется обратить внимание, что Закон № 58-ФЗ внес в том числе изменения и дополнения в статью 2 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон о налоговых органах), вследствие чего статья 2 данного закона стала звучать следующим образом: "единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов". Аналогичное положение с 02.08.2004 года мы наблюдаем и в статье 9 НК РФ (а также и во всех иных статьях НК РФ), предусматривающей включение в состав участников налоговых правоотношений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов (не МНС России!). Таким образом, с 02.08.2004 года МНС России перестало быть налоговым органом (МНС России вообще перестало быть органом государственной власти), то есть органом, действующим от имени государства в рамках НК РФ, со всеми вытекающими отсюда юрисдикционными последствиями для данного органа (любое деяние МНС России или его территориального органа, выступающих в качестве налоговых органов, является незаконным, поскольку совершено при отсутствии законно установленных полномочий). К тому же с момента преобразования должностные лица МНС России также утрачивают соответствующий статус.

Однако само МНС России Закон № 58-ФЗ видимо нисколько не смущает, поскольку 10.08.2004 года МНС России издает Приказ № САЭ-3-27/468 "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками". Еще более любопытный факт - лицо, подписавшее данный Приказ - исполняющий обязанности Министра Российской Федерации по налогам и сборам А.Э. Сердюков (справочно - Распоряжением Правительства РФ от 27.07.2004 № 999-р А.Э. Сердюков назначен на должность руководителя ФНС России и одновременно освобожден от ранее занимаемой должности исполняющего обязанности Министра РФ по налогам и сборам).

В итоге складывается очень интересная ситуация - полномочия по контролю и надзору в области налогов и сборов реализует преобразованный орган, о котором как о налоговом органе после вступления в силу Закона № 58-ФЗ не осталось упоминаний в законодательных актах РФ; нормативные правовые акты от имени МНС России подписывает лицо, освобожденное от должности руководителя органа; мероприятия налогового контроля осуществляют лица, утратившие соответствующий статус в связи с преобразованием органа государственной власти.... Ни странно ли?

Вроде бы напрашивается вывод, что с 02.08.2004 года полномочия налогового органа должны реализовываться ФНС России и еe территориальными органами. Однако и здесь не все гладко.

Как было отмечено выше, в рамках Закона о налоговых органах и НК РФ (и иных законодательных актов РФ) в состав налоговых органов входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные органы. С 02.08.2004 года создана ФНС России, руководителем назначен А.Э. Сердюков, Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2004 № 1024-р ФНС России переподчинены территориальные органы преобразованного МНС России. Таким образом, складывается впечатление, что созданы все необходимые условия для функционирования "нового" налогового органа - ФНС России.

Одна очень большая проблема состоит в следующем - кто решил (на основании какого нормативного правового акта), что ФНС России является тем самым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, о котором упоминает НК РФ, регламентируя взаимоотношения государства и налогоплательщиков? До настоящего момента Положение о ФНС России не утверждено, поэтому определение круга полномочий и реализация своих потенциальных полномочий ФНС России представляется невозможными (точнее - незаконными).

Таково положение дел. Как оно будет развиваться далее - покажет будущее.

МНС России: живее всех живых!

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии