Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Отмена льгот для субъектов малого предпринимательства

29.11.2004
Отмена льгот для субъектов малого предпринимательства
У всех на слуху баталии вокруг принятия законодательного акта о монетизации социальных льгот (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ). Но оказывается, что он затрагивает не только интересы пенсионеров, но и субъектов малого предпринимательства (как это не парадоксально). Комментирует и дает советы тем, кто хочет сохранить налоговые льготы, наш постоянный автор А.А. Куликов, заместитель начальника отдела документальных проверок Управления по налоговым преступлениям ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Содержание


В период становления на российском рынке цивилизованных экономических отношений государство активно взялось за поддержку малого бизнеса, на который возлагались надежды по возрождению экономики. Наиболее комплексным законодательным актом в данной области стал Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 88-ФЗ). К "активно работающим" положениям Закона № 88-ФЗ в сфере налогообложения безусловно необходимо отнести статьи 9 и 10.

Так, пункт 1 статьи 9 Закона № 88-ФЗ предусматривает, что в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. В соответствии со статьей 10 Закона № 88-ФЗ субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов.

Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.

В связи с принятием главы 25 НК РФ с учетом позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в пункте 15 постановления от 28.02.2001 № 5, начисление амортизации для целей налогообложения прибыли осуществляется исключительно в соответствии с положениями статей 256-259 НК РФ. Таким образом, статья 10 Закона № 88-ФЗ с 1 января 2002 года вступила в противоречие с главой 25 НК РФ. Однако "налоговая" актуальность начисления ускоренной амортизации сохранилась для целей исчисления налога на имущество, поскольку в соответствии с Законом РФ от 13.12.1991 № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", так и главой 30 НК РФ "Налог на имущество организаций" база исчисляется на основании первоначальной стоимости имущества за вычетом начисленной амортизации по правилам бухгалтерского учета. Правомерность применения ускоренной амортизации в соответствии с положениями Закона № 88-ФЗ подтверждается позицией Минфина России, изложенной в письме от 06.09.2002 № ШС-6-21/1377.

Но куда больший резонанс получила практика использования субъектами малого предпринимательства гарантий, предоставленных последним статьей 9 Закона № 88-ФЗ, которая фактически вводила четырехлетний мораторий на применение в отношении "малышей" новых законодательных актов в сфере налоговых правоотношений. Естественно, "стражи бюджета" не соглашались с позицией налогоплательщиков, претендующих на "блага" статьи 9 Закона № 88-ФЗ, что подтверждается количеством дел, рассмотренных Конституционным Судом РФ (определения от 01.07.1999 № 111-О, от 07.02.2002 № 37-О, от 05.06.2003 № 277-О, от 04.12.2003 года № 445-О, постановление от 19.06.2003 № 11-П). Причем в Постановлении от 19.06.2003 № 11-П КС РФ говорится, что

Выдержка из документа

Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.

Как показала арбитражная практика, действия налогоплательщиков по защите своих интересов посредством Закона № 88-ФЗ медленно, но все-таки стали получать поддержку арбитражных судов (читайте арбитражную практику).

Но все хорошее когда-нибудь заканчивается...

Всем гражданам памятны баталии вокруг принятия законодательного акта о монетизации социальных льгот (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ), но никому и в голову не могло прийти, что этот закон затрагивает вопросы, связанные с исчислением и уплатой налогов. Но при внимательном прочтении выясняется, что он напрямую затрагивает интересы субъектов малого предпринимательства.

В соответствии с пунктом 25 статьи 156 и статьей 155 Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ с 1 января 2005 года утрачивают силу статьи 2, 8, 9, 10, 15 и 22 Закона № 88-ФЗ.

Таким образом, начиная с 1 января 2005 года, субъекты малого предпринимательства утрачивают свои наиболее выгодные и "работающие" гарантии.

В то же время нельзя говорить о том, что субъекты малого предпринимательства, зарегистрированные до 01.01.2005, после вступления в силу Закона № 122-ФЗ лишаются своих привилегий. КС РФ в пункте 2 Определения от 01.07.1999 № 111-О указал, что положения нового законодательного акта о невозможности применения в дальнейшем (в рассматриваемом контексте в связи с утратой силы отдельных положений Закона №88-ФЗ) абзаца второго части первой статьи 9 Закона № 88-ФЗ не может иметь обратной силы и не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования. Вследствие этого, даже после отмены статьи 9 Закона № 88-ФЗ субъекты малого предпринимательства, зарегистрированные до 1 января 2005 года, в случае принятия законодательных актов, ухудшающих их положение, вправе апеллировать к названной статье. Субъекты малого предпринимательства, зарегистрированные после указанной даты, не имеют права ссылаться на положения статьи 9 Закона № 88-ФЗ.

В связи с этим, автор советует тем, кто еще только намеривается начать свой бизнес, поторопиться с государственной регистрацией организаций, отвечающих критериям субъекта малого предпринимательства (до истечения 2004 года), дабы воспользоваться положениями статьи 9 Закона № 88-ФЗ (она еще не отменена), зафиксировав для себя действующие на настоящий момент правила налогообложения на четыре года.

В заключение хотелось бы остановиться на изменениях, вступающих в силу с 1 января 2005 года (а также планируемых), которые существенно ухудшают положение налогоплательщиков (в том числе субъектов малого предпринимательства):

  • в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ показатель базовой доходности по ЕНВД увеличивается в 1,5 раза;
  • в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ увеличивается ставка налога на прибыль по доходам от долевого участия в деятельности организаций (с 6 до 9 %);
  • в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ увеличивается ставка налога на доходы физических лиц по доходам от долевого участия в деятельности организаций (с 6 до 9 %);
  • рассматривается вопрос о введении для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, обязанности по уплате ЕСН;
  • общая тенденция по максимальному увеличению ставок по региональным и местным налогам.

К сожалению, на этом перечень планируемых мероприятий по "улучшению" налогового администрирования не заканчивается.

Отмена льгот для субъектов малого предпринимательства

Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление нашей фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПредприятие 8

Все теги
© ООО "1C" 2000-2018 г.