С 1 января 2005 года вступил в действие Федеральный закон от 11.11.2004 № 139-ФЗ "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации", дополнивший НК РФ новой главой 33.1 "Таможенные сборы". Прокомментировать этот закон для читателей нашего журнала мы попросили Л.П. Фомичеву, консультанта по налогам и сборам.

Содержание

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". Следовательно, всякие платежи должны быть налогом или сбором. Иные Конституцией не предусмотрены. Все остальные платежи государству должны носить гражданско-правовой или какой-то иной характер (например, средства, полученные в результате применения мер ответственности - административной, уголовной и т. п.).

В новом году существенно изменится перечень налогов и сборов, установленных на территории РФ.* Новый перечень сократился почти вдвое по сравнению с действующей редакцией.

Сокращение числа налогов и сборов не всегда связано с их ликвидацией и отказом от взимания. Мы наблюдаем придание некоторым из них (в частности, таможенным сборам) нового правового статуса.

Таможенный кодекс РФ (далее по тексту - ТК РФ), вступивший в силу 1 января 2004 года, не содержит положений, касающихся установления и взимания таможенных сборов. Для обеспечения взимания в 2004 году таможенных сборов статьей 27 Федерального закона от 23.12.2003 № 186-ФЗ на период с 1 января по 31 декабря 2004 года было приостановлено действие абзаца второго пункта 1 статьи 438 ТК РФ в части признания утратившими силу положений о таможенных сборах ранее действовавшего ТК РФ.

С 1 января 2005 года вступил в действие Федеральный закон от 11.11.2004 № 139-ФЗ, дополнивший НК РФ главой 33.1 "Таможенные сборы". Таким образом, названный закон устраняет пробел в правовом регулировании и создает законодательную основу установления и взимания таможенных сборов на территории РФ.

Но какова же правовая основа этих сборов?

Определение их дано в дополнении, внесенном в статью 11 ТК РФ.

Выдержка из документа

Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.

Напомним, что в перечне налоговых сборов таможенный сбор не назван.

Остается путь квалификации данных сборов в рамках гражданско-правовых отношений. Однако в статье 1 ГК РФ зафиксированы принципы равенства участников отношений, свободы договора, добровольности приобретения и осуществления гражданских прав. Подобные принципы едва ли применимы к отношениям между участниками ВЭД и таможенными органами, которые носят государственно-властный характер. Более того, в пункте 3 статьи 2 ГК РФ указано, что к отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не установлено законодательством.

В главе 33.1 ТК РФ установлены следующие таможенные сборы:

  • за таможенное оформление;
  • за таможенное сопровождение;
  • за таможенное хранение.

В принципе, сборы за таможенное оформление и сопровождение можно обосновать как плату за услуги таможенных органов, изменив номы ТК РФ и ГК РФ. Однако хранение перемещаемых через таможенную границу товаров именно на складе таможенного органа в большинстве случаев не является обязательным. Поэтому плата за хранение товаров на складах, созданных таможенными органами, должна вноситься на основании публичных договоров гражданско-правового характера. А этого как раз не наблюдается.

Таким образом, мы приходим к выводу, что сделана попытка придать таможенным сборам новый правовой статус, который ни к налоговым сборам, ни к гражданско-правовым отношениям не имеет прямого отношения.

Сторонники введения такого нового статуса таможенных сборов аргументируют свою позицию тем, что подобные решения необходимы для вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). При этом делается ссылка на Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), в статье VIII которого сказано, что все сборы и платежи любого характера (кроме импортных и экспортных пошлин и кроме налогов, о которых говорится в статье III ГАТТ), устанавливаемые договаривающимися сторонами на ввоз или вывоз, либо в связи с ними, должны быть ограничены по своей величине приблизительной стоимостью оказанных услуг и не должны представлять собой косвенное покровительство для отечественных товаров или обложение импорта либо экспорта в фискальных целях. Напомним, что до сих пор официального перевода ГАТТ на русский язык не существует.

Федеральный закон дополняет ныне действующий ТК РФ нормами, в которых дается определение таможенных сборов, устанавливаются виды таможенных сборов, определяются плательщики таможенных сборов, устанавливается порядок исчисления, формы и сроки уплаты таможенных сборов, а также перечень товаров, ценностей и случаев, в отношении которых действует льгота.

Рассмотрим виды таможенных сборов.

Сбор за таможенное оформление

Ставки сбора за таможенное оформление, как и прежде, будет устанавливать Правительство РФ. При этом размер таможенного сбора за таможенное оформление ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может быть более 100 000 рублей (п. 1 ст. 357.10 ТК РФ).

Напомним, что ранее ставка сбора за таможенное оформление была установлена в статье 114 старого ТК РФ. За таможенное оформление товаров взимались таможенные сборы, размер которых зависел от таможенной стоимости товаров. За совершение этих действий вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов сборы уплачивались в двойном размере.

До конца года Правительство должно было определить, в каком же размере будет взыскиваться данный сбор. На момент подписания номера в печать соответствующий документ еще не был обнародован.

В пункте 1 статьи 357.9 ТК РФ установлены случаи освобождения от уплаты сборов за таможенное оформление. Установлено, что сбор за оформление не взимается с товаров, ввозимых официальными представителями иностранных государств (дипломатами и т.п.); с товаров, перемещаемых в Россию для демонстрации на выставках, ввозимых в течение одной недели в адрес одного получателя (если общая таможенная их стоимость не превышает 5 000 рублей); запасных частей, перемещаемых с транспортным средством; товаров, ввозимых физическими лицами для личных целей, не связанных с предпринимательской деятельностью (в случаях, когда эти товары при этом освобождены от таможенных пошлин и налогов) и др.

Сбор за таможенное сопровождение

Сумма таможенного сбора за осуществление таможенного сопровождения определяется в зависимости от вида транспорта и расстояния (п. 2 ст. 357.10 ТК РФ). Это было и раньше. Ставки не изменились по сравнению с теми, которые были установлены в приказе ГТК России от 03.10.2000 № 897. За осуществление таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние:

  • до 50 км - 2 000 рублей;
  • от 51 до 100 км - 3 000 рублей;
  • от 101 до 200 км - 4 000 рублей;
  • свыше 200 км - 1 000 рублей за каждые 100 километров пути, но не менее 6 000 рублей.

За осуществление таможенного сопровождения каждого морского, речного или воздушного судна - 20 000 рублей независимо от расстояния перемещения. Правительство РФ вправе определять случаи освобождения от уплаты таких сборов (п. 3 ст. 357.9 ТК РФ).

Сбор за таможенное хранение

Сборы за таможенное хранение теперь тоже указаны в ТК РФ (п. 3 ст. 357.10 ТК РФ). Они определяются исходя из веса товаров и количества дней их хранения.

Таможенные сборы за хранение на складе временного хранения или на складе таможни устанавливаются в размере 1 рубль за каждые 100 килограммов в день, а в специально приспособленных для хранения отдельных видов товаров помещениях - 2 рубля с каждых 100 килограммов в день. Причем неполные 100 кг приравниваются к полным 100 кг, а неполный день - к полному.

Таможенные сборы за хранение не взимаются (п. 2 ст. 357.9 ТК Ф):

  1. при помещении таможенными органами товаров на склад временного хранения или на таможенный склад таможенного органа;
  2. в иных случаях, определяемых Правительством РФ.

В заключение добавим, что платежи за хранение уплачивают те, кто поместил товары на таможенные склады или склад СВХ, а в некоторых случаях собственники товаров. За сопровождение уплачивают сборы те, кто получил разрешение на таможенный транзит (ст. 357.2 ТК РФ).

Сбор за таможенное оформление уплачивает, как правило, декларант в соответствии с пунктом 1 статьи 320 ТК РФ, но может уплатить и любое лицо (п. 2 ст. 357.5 ТК РФ).

При этом исполнение обязанности по уплате таможенных сборов осуществляется по правилам, предусмотренным для исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Таможенные сборы исчисляются ответственными за их уплату самостоятельно либо таможенными органами при выставлении ими требований об уплате.

Исчисляются сборы в рублях. Если необходимо произвести пересчет иностранной валюты, то применяется курс ЦБ РФ.

Сборы за оформление уплачиваются до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей. За сопровождение платят до начала его фактического осуществления, а за хранение - до выдачи товаров со склада (ст. 357.6 ТК РФ).

Если после принятия таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину сборов за таможенное оформление, сумма этих сборов, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, а дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление не производятся (п. 2 ст. 357.8 ТК РФ).

Правовой статус таможенных сборов

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". Следовательно, всякие платежи должны быть налогом или сбором. Иные Конституцией не предусмотрены. Все остальные платежи государству должны носить гражданско-правовой или какой-то иной характер (например, средства, полученные в результате применения мер ответственности - административной, уголовной и т. п.).

В новом году существенно изменится перечень налогов и сборов, установленных на территории РФ.* Новый перечень сократился почти вдвое по сравнению с действующей редакцией.

Сокращение числа налогов и сборов не всегда связано с их ликвидацией и отказом от взимания. Мы наблюдаем придание некоторым из них (в частности, таможенным сборам) нового правового статуса.

Таможенный кодекс РФ (далее по тексту - ТК РФ), вступивший в силу 1 января 2004 года, не содержит положений, касающихся установления и взимания таможенных сборов. Для обеспечения взимания в 2004 году таможенных сборов статьей 27 Федерального закона от 23.12.2003 № 186-ФЗ на период с 1 января по 31 декабря 2004 года было приостановлено действие абзаца второго пункта 1 статьи 438 ТК РФ в части признания утратившими силу положений о таможенных сборах ранее действовавшего ТК РФ.

С 1 января 2005 года вступил в действие Федеральный закон от 11.11.2004 № 139-ФЗ, дополнивший НК РФ главой 33.1 "Таможенные сборы". Таким образом, названный закон устраняет пробел в правовом регулировании и создает законодательную основу установления и взимания таможенных сборов на территории РФ.

Но какова же правовая основа этих сборов?

Определение их дано в дополнении, внесенном в статью 11 ТК РФ.

Выдержка из документа

Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.

Напомним, что в перечне налоговых сборов таможенный сбор не назван.

Остается путь квалификации данных сборов в рамках гражданско-правовых отношений. Однако в статье 1 ГК РФ зафиксированы принципы равенства участников отношений, свободы договора, добровольности приобретения и осуществления гражданских прав. Подобные принципы едва ли применимы к отношениям между участниками ВЭД и таможенными органами, которые носят государственно-властный характер. Более того, в пункте 3 статьи 2 ГК РФ указано, что к отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не установлено законодательством.

В главе 33.1 ТК РФ установлены следующие таможенные сборы:

  • за таможенное оформление;
  • за таможенное сопровождение;
  • за таможенное хранение.

В принципе, сборы за таможенное оформление и сопровождение можно обосновать как плату за услуги таможенных органов, изменив номы ТК РФ и ГК РФ. Однако хранение перемещаемых через таможенную границу товаров именно на складе таможенного органа в большинстве случаев не является обязательным. Поэтому плата за хранение товаров на складах, созданных таможенными органами, должна вноситься на основании публичных договоров гражданско-правового характера. А этого как раз не наблюдается.

Таким образом, мы приходим к выводу, что сделана попытка придать таможенным сборам новый правовой статус, который ни к налоговым сборам, ни к гражданско-правовым отношениям не имеет прямого отношения.

Сторонники введения такого нового статуса таможенных сборов аргументируют свою позицию тем, что подобные решения необходимы для вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). При этом делается ссылка на Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), в статье VIII которого сказано, что все сборы и платежи любого характера (кроме импортных и экспортных пошлин и кроме налогов, о которых говорится в статье III ГАТТ), устанавливаемые договаривающимися сторонами на ввоз или вывоз, либо в связи с ними, должны быть ограничены по своей величине приблизительной стоимостью оказанных услуг и не должны представлять собой косвенное покровительство для отечественных товаров или обложение импорта либо экспорта в фискальных целях. Напомним, что до сих пор официального перевода ГАТТ на русский язык не существует.

Федеральный закон дополняет ныне действующий ТК РФ нормами, в которых дается определение таможенных сборов, устанавливаются виды таможенных сборов, определяются плательщики таможенных сборов, устанавливается порядок исчисления, формы и сроки уплаты таможенных сборов, а также перечень товаров, ценностей и случаев, в отношении которых действует льгота.

Рассмотрим виды таможенных сборов.

Бухгалтерский и налоговый учет таможенных сборов

О бухгалтерском и налоговом учете таможенных платежей читайте здесь. В названной статье в соответствии с актуальным состоянием налогового законодательства на время публикации материала говорилось, в частности, что таможенная пошлина является федеральным налогом, поэтому ее учет осуществляется на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам", а таможенные сборы учитываются на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Начиная с 1 января 2005 года таможенные платежи более не относятся к перечню федеральных налогов и сборов (Федеральный закон от 29.07.2004 № 95-ФЗ).

Теперь взимание таможенных пошлин и сборов регулируется только ТК РФ. При регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство РФ применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 3 ТК РФ).

В связи с этим теперь для отражения взаиморасчетов с таможней по уплате таможенных пошлин и сборов в бухгалтерском учете следует, по мнению автора, использовать счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

fomicheval@mail.ru, тел. (095) 728-82-40

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии