Содержание
Гудвил - русское слово английского происхождения. Такие слова филологи называют варваризмами.
Что такое гудвил
Когда покупают не отдельные активы, а предприятие в целом*, то его стоимость оказывается выше или ниже итога баланса. Эта разность называется гудвилом.
ПримечаниеПримечание:
* Читайте также статью М.Л. Пятова "Учет операций по договору продажи предприятия у организации - покупателя".
Но тут возникает новая проблема: какой счет надо дебетовать на эту разность?
Как учесть гудвил
Возможны варианты (см. схему). Они все, так или иначе, были опробованы в различных странах.
Схема
Какой вариант лучше?
Из четырех теоретически возможных и практически апробированных в разных странах вариантов только вариант (2а) представляет гудвил как реальную ценность. Во всех остальных случаях речь просто идет об уточнении оценки или активов (1), или капитала (2б), или финансового результата (2в).
Если люди, формирующие учетную политику, выбирают вариант (1), то переплаты (недоплаты) нет. Это чистые деньги, вложенные в актив. И только по мере продажи и/или ликвидации активов разность будет списываться на финансовый результат: переплатил 1 000 000 руб., а на прибылях это не скажется. Так, произошло изменение структуры актива: были деньги - стали активы по завышенной стоимости. (Если недоплатили, то стоимость активов, соответственно, будет занижена.) В сущности, этот вариант предполагает "вздувание" прибыли. Потратили деньги, может быть, неэффективно, а убытков в отчетности нет. Есть, по внешнему виду, полноценные активы. Когда-нибудь они превратятся в деньги. Все окупится.
Вариант 2а не намного лучше. Его финансовые последствия почти такие же. Разница в том, что тут в явном виде раскрывается разность в уплаченных средствах. Это уже хорошо, ибо бухгалтер не прибегает к переоценке активов сверх их текущих рыночных цен. И списание гудвила, его амортизация проводится, в отличие от варианта (1), автономно по специальной норме. Так, приобретенные активы сами по себе, а актив - сам по себе.
Варианты 2б и 2в - самые простые и естественные, так как предполагают автоматическую амортизацию переплат (недоплат) в момент покупки фирмы.
Следовательно, гудвил - это способ манипулирования финансовыми результатами фирмы. Его нет, его нельзя отразить в текущем учете, его нельзя проинвентаризировать, даже потрогать.
Откуда же он берется?
А он - просто результат того, что оценка предприятия в целом не совпадает с оценкой его частей, итог баланса никогда не может быть равен сумме, за которую предприятие покупается и продается.
За что же платят?
Платят за предприятие, а не за его баланс.
Если бы текущий бухгалтерский учет мог в своих итогах отражать рыночную (справедливую) стоимость не просто своих активов, а рыночную стоимость самого предприятия, никакого гудвила не было бы. Но поскольку такого равенства нет, постольку возникают расхождения в оценках при приобретении предприятия.
Во всех рассмотренных случаях, кроме одного (2а), эта разность и трактуется как корректировка оценок.
Но это уточнение может быть или за счет "вздувания" актива и образования псевдоприбыли (1 и 2в), или за счет одноразового уменьшения капитала (2б), или за счет честного показа убытков (как правило) от возникшей сделки.
Часто покупатель приобретаемые активы оценивает по только ему присущим ожиданиям. Лучший пример - Лопахин из чеховского "Вишневого сада". У Раневской было имение. Оно приносило убытки. Лопахин знал, что сад надо вырубить, землю разрезать на мелкие участки и продать. Ясное дело, что оценка одних и тех же земельных участков у Раневской и у Лопахина неодинакова. У последнего она существенно выше, и эта разница-то и образует гудвил - каприз оценки.
Итак, покупатель платит или за текущую разницу между балансовой и рыночной стоимостью предприятия, или за свои ожидания будущих прибылей (эффект Лопахина).
Тем не менее, многие покупатели трактуют подобные переплаты как плату за нечто реальное, но неосязаемое.
Они считают гудвил как имманентно присущую имуществу фирмы объективную ценность, ее нельзя потрогать, нельзя продать, но можно понять.
Впрочем, продать можно, но вместе со всем имуществом. И тут начинают перечислять конкурентные преимущества: имя, бренд, круг покупателей, различные ноу-хау, и т.п. Эти люди говорят: раз платятся деньги, то есть за что. Это что - гудвил. На самом деле платят за имущественный комплекс. И все. Нет объективно существующего гудвила. Но есть капризы в оценке того, что действительно существует.
Самое важное
Все случаи, о которых шла речь, предполагают ликвидацию купленного объекта. То есть, купили магазин (цех), лишили его права юридического лица и сделали отделом своей фирмы, тогда все будет так, как было рассказано.
Но так поступают очень редко. Обычно общество-мать, купив чью-либо фирму-дочь, дебетует счет "Финансовые вложения", и ни у кого - ни у матери, ни у дочери - никакого гудвила не возникает. Однако когда мать станет составлять консолидированную отчетность, то заполняют ее двумя методами: или путем псевдопокупки, или путем псевдообъединения.
Такие названия даны в связи с тем, что покупка и объединение были, но в них не был отражен гудвил, и теперь необходимо эти операции отразить именно в консолидированном балансе группы. Вот тут-то и проделывают процедуры, изложенные как варианты покупки 1 и 2, или же подходят к расчету гудвила несколько иначе.
В первом случае выявленный гудвил амортизируют в течение определенного срока. Как правило, он составляет 20 лет (в США - 40 лет, ибо Моисей водил по пустыне свой народ именно столько времени.) Однако в самое последнее время стал преобладать другой подход: складываются активы дочерей, и эксперты просто их переоценивают, выявляя гудвил. В этом случае не надо начислять амортизацию. У нас пока предполагается первый вариант.
Несколько слов о терминологии
Гудвuл - ударение на последнем слоге.
Некоторые бухгалтеры, что-то слышавшие об английском языке, учат коллег делать ударение на первом слоге. Более того, многие наши авторы пишут гудвил через два "л", ибо в английском так и делают. И тут надо напомнить многим: гудвил - русское слово, и ударение в нем сдвигается на последний слог. "Есть в русской природе усталая нежность". И согласные в конце русских слов не удваиваются. Гудвил - это наш варваризм, слово, проникшее из английского в наш язык и ставшее чисто русским.
Но некоторые специалисты глубоко убеждены, что это иноязычное слово, и как таковое должно быть изгнано из великого и могучего нашего языка. И они придумали эквивалент - деловая репутация. Но репутация - это тоже не по-русски, да и торговать ею нельзя.
Итоги
Теперь определим окончательно: гудвил - это способ оценки активов, возникающий при покупке предприятий.
Итак, гудвил - это один из вариантов уточнения оценки, при этом она предполагает ориентировку на текущие рыночные цены.