В современных условиях каждому из нас практически ежедневно приходится повышать свой профессиональный уровень. На нас обрушивается огромный поток различной информации, в том числе большое количество специальной литературы. Зачастую нам бывает сложно разобраться, какие из этих книг действительно стоит прочесть. В данной статье свой подход к оценке полезности литературы по бухгалтерскому учету излагает Я.В. Соколов, д.э.н., профессор, член Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине России.

Содержание

Многие со времен итальянского купца Б. Котрульи (XV в.) полагали, что "… без живого слова, бухгалтерию лишь с трудом можно изучить по письменным руководствам". Обратите внимание: хотя и "с трудом", но все-таки можно. Вот шестьсот лет множество людей во всех странах мира и сочиняют учебники по бухгалтерскому учету. И самое любопытное: первый учебник "Трактат о счетах и записях" математика Луки Пачоли (1445-1517) регулярно переиздается до сих пор.

Какие были и есть учебники

Ясно, что было много авторов, которые хотели написать книгу лучше, чем самая первая. Это было нетрудно. Жизнь менялась. Возникали новые операции, и в течение нескольких веков многие авторы просто брали Трактат и дополняли его новыми сведениями. С XVIII века стали писать от себя. Но и в конце XIX века были в России люди, уверенные, что в Трактате описана практика сегодняшнего дня.

За столь длительное время у педагогов появилось естественное желание учить лучше, чем учили раньше, или лучше, чем учат другие. Поэтому можно выделить в методическом отношении несколько типов учебников.

1. Чисто процедурный. Цель: научить учащегося работать, дать ему квалификацию. Придет такой человек к работодателю и скажет: "Я учился по книгам А.С. Маргулиса. Вот аттестат". И сразу же такому аттестатодержателю назначат хорошую работу. Процедура в таких учебниках излагается или широко, или узко. В первом случае приводятся материалы от четкого описания всего документооборота до порядка составления отчетности. Наиболее ярким выражением подобного подхода могут служить учебники по учету в торговле Н.И. Ильина.

Иногда считается, что квалификацию легче всего приобрести по учебнику, который просто воспроизводит реальные записи реальных фактов хозяйственной жизни в реальных регистрах. Такими были книги "Ключ коммерции" (первый учебник на русском языке) и классические работы П.И. Рейнбота, С.М. Бараца и многих других авторов. Такие учебники были особенно популярны в XVIII и XIX в. В XX в. получил признание другой, более узкий, подход к учебнику. Многие авторы стали исходить из того, что превращение аудитории в бухгалтерию не дает эффекта: копии документов не имеют юридической ответственности и не впечатляют молодежь, любящую танцы и другие виды активного отдыха. Документы, которые заполняют в аудитории, студенты часто воспринимают не как документы, а как игрушки. Бухгалтерская процедура трудна, работа кажется однообразной, и редко кто из учеников испытывает радость, поглаживая "бумажки". Поэтому педагоги бухгалтерии вдруг вспомнили заповедь великого учителя Яна Амоса Каменского: "Во всякой науке учите главному и существенному, предоставляя остальное самообразованию и жизни". И тут многие авторы пришли к выводу, что всему не научишь, надо в аудитории и в учебниках учить самому главному - проводкам. Научить по инструкциям и плану счетов тому, как составлять корреспонденции счетов - дело доступное и достаточно легко достигаемое в аудитории в ходе учебного процесса.

Ярким выразителем такого подхода был великий русский бухгалтер Е.Е. Сиверс (1852-1917). Излагая учебный материал, он впервые применил различные графические средства: схемы счетов ("самолетики"), граф-схемы с геометрическими фигурами и т. д. Этот тип процедурного учебника в настоящее время самый распространенный.

При этом очень часто проводки излагаются просто в справочных таблицах, что доставляет удовольствие не только учащимся, но и практикующим бухгалтерам. Все перечисленные варианты имеют много плюсов, ибо готовят молодых людей к практической работе, и один минус - они не раскрывают смысл, скрытый за излагаемой бухгалтерской процедурой, все экономические и юридические проблемы остаются за рамками учебного материала.

2. Чисто содержательный. Авторы учебника исходят из того, что предметом обучения в аудитории должна быть не процедура, а проблема, вернее проблемы. В связи с этим резко меняется характер учебника и его цель. Теперь он оказался рассчитан не на тех, кто хочет выполнять бухгалтерскую работу и получать соответствующую квалификацию, а на тех, кто должен получить компетенцию, т. е. на человека, который понимает степень условности показателей финансовой отчетности, осознает не арифметику - как их считали, а четко представляет принципы, из которых эти расчеты вытекают. Такой учебник составляется без единой проводки, и его может понять любой грамотный читатель "от портного до поэта" и, что самое важное, этот учебник может прочесть и бухгалтер, проведший всю жизнь на практической работе, и ему будет это очень интересно, ибо перед ним открываются фундаментальные пласты великой науки - бухгалтерии. Такой учебник существует: Э.С. Хендриксен, М.Ф. ван Бреда. Теория бухгалтерского учета. Это блестящая книга. По такой же методике составлены тексты МСФО. Огромный том, и ни одной проводки. Это новое слово в учебном процессе. Преимущество этого направления в бухгалтерской дидактике в том и состоит, что человек понимает содержание учета, а недостаток связан с тем, что такой бухгалтер напоминает евнуха: все понимает, а сделать ничего не может.

Болонский процесс

Подписание нашей страной Болонской декларации сводит наше высшее образование к двум уровням: бакалавриату и магистратуре. В первом случае человек осваивает азбуку бухгалтерии и ее процедуры, и, как результат, он получает квалификацию и может работать. Во втором случае он сверх квалификации приобретает компетенцию и, как следствие, такой специалист сможет формировать учетную политику в ее финансовых, налоговых и договорных последствиях.

Отсюда нужны два уровня учебников: для бакалавров и магистров. Различие между двумя уровнями учебников можно понять на следующем примере.

Студенту показывают элементарную накладную и требуют назвать проводку. Он отвечает: "Дебет 41 и 19, Кредит 60". И компьютер, и педагог в восторге. Это уровень бакалавра. Ему важно ответить так, как это предписывают действующие нормативные документы и единый план счетов.

Для магистра этого недостаточно. Он должен сказать, что в данном случае речь идет об отражении обязательств, вытекающих из двух договоров и одного закона.

Первый договор - о материальной ответственности. Собственники доверяют товары кладовщику, у которого возникает перед ними обязательство распоряжаться ценностями согласно установленным правилам, а у самих собственников по этому поводу возникает право требования к данному материально ответственному лицу.

Второй договор - это договор поставки, согласно которому у организации возникло обязательство оплатить поставщику полученные от него товары, а у поставщика - право требования погашения возникшего долга. Закон предопределяет начисление налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, и отсюда возникает дебетовый оборот по счету 19.

И то, что в юриспруденции называется обязательством, в экономике выступает как кредит.

Но, человек, учащийся в магистратуре, должен четко понимать, что этот ответ привязан только к сейчас действующей практике. На самом деле теоретически возможны иные записи, и тогда могут возникнуть иные финансовые результаты, и само финансовое положение организации может выглядеть по-другому.

Выводы

Для каждого специалиста важно то, как его учили. Обычно, чем хуже мы учимся, тем охотнее рассказываем, как плохо нас учили. (Это характерно, ибо всегда и во всем виноват кто-то, но не мы.) В связи с этим нам не хватает критического и особенно самокритического охвата проблемы построения современных учебников. И самый главный вывод: если все и бухгалтеры, и не бухгалтеры станут читать хорошие книжки, тогда сбудется завет все того же Б. Котрульи, мечтавшего о купце, который "… наймет себе действительно умелого и практичного молодого бухгалтера, потому что иначе дела превратятся в хаос и вавилонское столпотворение, чего ты, если тебе дорога твоя честь и имущество, должен опасаться".

Какие для бухгалтера нужны учебники

Комментарии