В предлагаемой статье Я.В. Соколов, д.э.н., профессор, член Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине, заслуженный деятель науки РФ размышляет о том, как появился бухгалтерский учет - изобрели его или открыли? Ответ на данный вопрос повлияет на характеристики финансового положения организации.

Содержание

Известно, что в 1492 году Х. Колумб (1451-1506) открыл Америку, а скажем, доктор Г. Гильотен (1738-1814) изобрел одно "гуманное" приспособление (1792 г.), которое носит его имя. Если бы Колумб не открывал Америку, это сделал бы кто-нибудь другой, что очевидно. Но если бы Гильотен не создал своего устройства, то вряд ли это пришло бы в голову кому-нибудь другому.

Подобные размышления пробуждают естественный вопрос: современная бухгалтерия просто описывает и открывает финансовую деятельность людей, занятых в хозяйственных процессах, или же она логически создана интеллектом умных людей и формирует эти процессы согласно капризам изобретателей?

И соответственно, бухгалтеры - это колумбы новых берегов или гильотиньщики, очищающие мир от грязи?

Открытие

Испокон веков считалось, что бухгалтер описывает с помощью своей главной категории - баланса - состояние средств организации и раскрывает их источники. Т. е. бухгалтер - это фотограф, который все видит, и все, что видит, четко воспроизводит. В старину - на папирусе (Египет), кирпичах (Вавилон), пергаменте (Греция), воске (Рим), веревках (империя Инков). Потом все на долгие годы перешли на бумагу. А теперь все вытесняют электронные носители.

Итак, многие века бухгалтеры, как это им казалось, точно воспроизводили факты хозяйственной жизни. Счета и баланс только обобщали записанное.

Так было почти всегда. Наиболее полно это видение закрепил в сознании массы бухгалтеров великий русский бухгалтер А.П. Рудановский (1863-1931). Он учил, что баланс между вложенными средствами (актив), их источниками (пассив) и хозяйственным оборотом (расходы и доходы) существует объективно, и бухгалтер через описание фактов хозяйственной жизни, составляющих экономические (актив), юридические (пассив) и финансовые (оборот) процессы, воссоздает то, что имеет место в жизни.

Большинство бухгалтеров и пользователей финансовой отчетности были согласны с таким пониманием учета, искренне полагая, что в бухгалтерском учете только воспроизводится, с максимальной точностью, то, что представляет собой реальная жизнь.

Создание

Но возможен и другой подход. Он не имел ярко выраженного идеолога, но трактовка напрашивается сама собой. Все, что представлено в финансовой отчетности, есть ни что иное, как весьма вольная трактовка, часто приближающаяся к абстрактной, живопись. Бухгалтер сам выбирает объект, который пытается представить в балансе, сам определяет рисунок, формируя специальные категории и, наконец, пользуется разными красками.

Объект выбирается своеобразно: в основной учет включается только имущество, находящееся в собственности организации. Но возможно по решению бухгалтера-художника искажать то, что находится в ее владении. Например, арендованное имущество в первом случае показывается у арендодателя, а во втором - у арендатора.

Рисунок - это то, с чем работает бухгалтер, что выдумали ученые-теоретики, и что из их усилий, многие истоки которых относятся к XV в., вписано Минфином в действующие нормативные документы. В самом деле: основные средства, отложенные активы, запасы, расходы и доходы будущих периодов, уставный капитал, амортизация и т. д. - все это придумано людьми. Они придумали эти категории и по принятым правилам работают с ними. Нет в природе основных средств, товаров, принятых на комиссию, нет капитала и нет прибыли. Это все результат воображения, создавший некие нематериальные инструменты, которые, подобно инструментам материальным, позволяют управлять хозяйственными процессами. Лопатой можно вырыть яму, а различными способами амортизации - создать убытки.

Краски позволяют расцвечивать баланс, придавая ему желательный для собственника вид. Надо налоги платить - прибыль покажем самую малюсенькую, без прибыли не хорошо. Надо акции на продажу выставлять - прибыль натянем. Недаром на Западе составление отчета часто называют оформлением витрин. И делается это официально путем выбора оценок: одних, скажем, для собственно бухгалтерского учета, других - для учета налогового. У нас почти никто не понимает, почему Минфин требует две прибыли: бухгалтерскую и налогооблагаемую, в результате чего бухгалтер вынужден вести и учет бухгалтерский, и учет налоговый. А ведь это огромное благо: для одних пользователей краски темные, для других - светлые. Учетная политика позволяет все это делать официально, и передовые экономисты и бухгалтеры приветствуют дуализм финансовых результатов, но наши ученые, и особенно аспиранты, этого не понимают, и все силы своего интеллекта направляют на сближение этих двух видов учета, в то время как, чем больше они расходятся, тем больше у собственников возникает возможностей для раскрашивания в разные цвета и финансового положения, и финансового результата.

Инвентаризация как оселок бухгалтерского учета

Может показаться, что поскольку, так или иначе, без инвентаризации имущества и обязательств бухгалтерия жить не может, то фантазировать не надо. Вместо этого следует только открывать и описывать реальную действительность.

Инвентаризатор - это Колумб, видящий то, что видят и могут видеть все работники организации, и, сверх того, могущий увидеть и то, о чем многие и не догадываются. Правда факта - вот задача бухгалтерского учета и его главного метода - инвентаризации. Никаких фантазий.

Но так бывает только до тех пор, пока инвентаризационная опись заполняется в натуральном измерителе. Когда же возникает необходимость денежной оценки, то приходится изобретать: рисовать и раскрашивать. В самом деле, можно ценности представить в покупных, а можно в продажных ценах, можно выбрать покупные цены по первым поступившим партиям (ФИФО), а можно по последним (ЛИФО), можно выбрать средние цены, а можно каждый объект учитывать по индивидуальной цене. Еще в большей степени возможность фантазий развивается при оценивании по продажным ценам. Они могут быстро меняться, они в разных местах разные, и администрации часто приходится вспоминать гоголевскую Коробочку, которая так боялась продешевить с новым товаром, - мертвыми душами.

Поэтому одни бухгалтеры полагают, что наш учет отображает то, что есть, а другие, не без основания, заявляют, что бухгалтерский учет - это результат творческой художественной изобретательности в первую очередь тех, кто сочиняет нормативные документы и тех, кто формирует учетную политику хозяйствующих субъектов.

И как результат теоретических раздумий инвентаризация отступает на задний план, и центральным методом бухгалтерского учета становится двойная запись, которая, по словам одного из героев И.В. Гете (1749-1832), была величайшим изобретением человеческого гения. Но у бухгалтерского учета всегда было и есть множество недоброжелателей, и они уподобляют наше "величайшее изобретение" зловещему механизму доктора Гильотена.

Ну и что?

"Какой смысл во всех этих рассуждениях?!" - скажет непредубежденный читатель. А смысл есть.

Если вы рассуждаете как открыватель истины, то, прежде всего, захотите оценить ваш актив по вложенному капиталу, понимая под ним себестоимость. Сколько было затрачено, столько и стоит имущество. "Нет, - скажете вы. - Никаких фантазий. Все объективно". Но если вы принадлежите к другому лагерю, то захотите изобрести оценку, которая отвечает новой ситуации, сложившейся на рынке. Вы скажете: все имущество надо оценить по текущим ценам сегодняшнего дня.

Звучит логично, но сделать это, в сущности, невозможно. В рыночной экономике нет единого прейскуранта, и любой объект, как было сейчас показано, почти всегда одновременно имеет разные цены. Но выбор цен для оценки ваших запасов зависит от вашей фантазии: вы можете взять один из возможных вариантов, а можете просто умножить вашу старую оценку на официально объявленный коэффициент инфляции или сосчитать подобный коэффициент самостоятельно. Можно пойти еще дальше, и в своем деле ввести прейскурант и пользоваться им.

В самом деле, одна и та же вещь для разных собственников имеет неодинаковую ценность. Старинная почтовая марка для филателиста - целое состояние, а для обычного человека, если он ее не может продать, не стоит ничего.

Или возьмем амортизацию. Если вы Колумб, т. е. - открыватель, то сделаете все, чтобы ее нормы максимально соответствовали реальным процессам износа основных средств. Последовательно рассуждая об амортизации, можно вообще от нее отказаться, заменяя ее экспертной оценкой износа.

Если же принять во внимание инфляцию, то в этом случае у вас оценка имущества не только не уменьшится, но даже возрастет. Возникает не амортизация, а пока неизвестные бухгалтерские процессы деамортизации.

Напротив, если вы - изобретатель, Гильотен, то реальные процессы износа вас не волнуют. Вы исходите из выбранных вами условий. Прежде всего, вам важно определить, что входит в понятие основное средство и какой выбрать способ амортизации.

По приведенной схеме можно рассмотреть все объекты бухгалтерского учета, и тогда станет ясно, что разобранная тут проблема не плод схоластических рассуждений, а проблема весьма важная.

Итоги

Мы часто думаем, что теория - это нечто абстрактное и далекое от жизни.

Выдумывают что-то профессора от нечего делать. На самом деле, какая теория будет выбрана, такие последствия в характеристике финансового положения организации и окажутся в бухгалтерских отчетах.

Выбор теории - это выбор судьбы вашего бизнеса.

Бухгалтерский учет: изобретение умных или открытие вдумчивых

Комментарии