Судебный вердикт: могут ли налоговики изымать документы у контрагентов налогоплательщика
Верховный Суд РФ в определении от 18.01.2022 № 306-ЭС21-26327 разъяснил, вправе ли налоговые инспекторы производить выемку документов у контрагентов проверяемых налогоплательщиков.

Предмет спора: в рамках выездной налоговой проверки налоговая инспекция осуществила выемку документов у проверяемой организации, а также у ее контрагента, офис которого располагался в том же здании. Посчитав действия налоговиков противоречащими нормам НК РФ, организация-контрагент обратилась в суд с исковым заявлением. В иске она потребовала признать выемку документов незаконной и обязать ИФНС вернуть ей все изъятые документы. В результате спор дошел до Верховного Суда РФ.

За что спорили: возможность изъятия документов у контрагентов.

Кто выиграл: организация-контрагент.

Обосновывая в суде заявленные требования, организация ссылалась на то, что выемка документов по требованию налоговой инспекции возможна только у самого проверяемого налогоплательщика. Без проведения налоговой проверки выемка документов осуществляться не может. При этом налоговики не вправе осуществлять выемку документов у контрагентов проверяемого налогоплательщика. Так как никакой налоговой проверки в отношении организации не проводилось, то, по ее мнению, все изъятые у нее документы подлежат немедленному возврату налоговиками.

Верховный Суд РФ подтвердил обоснованность доводов организации и признал выемку документов незаконной. ВС РФ пояснил, что по общему правилу ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории проверяемого налогоплательщика (п. 12 ст. 89 НК РФ). 

Но при наличии у инспекторов оснований полагать, что проверяемые документы могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, они вправе произвести выемку этих документов у проверяемого налогоплательщика (п. 14 ст. 89 НК РФ). Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Выемка производится в присутствии понятых и проверяемого налогоплательщика. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности (п. 3 ст. 94 НК РФ).

Из приведенных норм следует, что налоговое законодательство предусматривает возможность выемки документов только у проверяемых налогоплательщиков. В отношении контрагентов проверяемых налогоплательщиков нормы НК РФ такой возможности не предусматривают.

В спорном случае в отношении организации (заявителя) никакого решения о проведении выездной налоговой проверки не принималось, постановления о производстве выемки не выносилось. Документы были изъяты в ходе выездной налоговой проверки контрагента организации на основании протоколов о производстве выемки.

Предположение должностных лиц налогового органа о наличии между заявителем и проверяемыми лицами признаков взаимозависимости само по себе не может свидетельствовать о том, что у налоговиков действительно имелись основания для производства выемки документов.

Выемка документов не может быть произвольной и возможна только у лица, в отношении которого в установленном законом порядке проводится налоговая проверка. Поскольку в рассматриваемом случае налоговая проверка в отношении заявителя налоговым органом не проводилась, то и оснований для изъятия у него документов у ИФНС не было.

При указанных обстоятельствах ВС РФ пришел к выводу о незаконности проведенной налоговыми органами выемки документов. Налоговиков обязали возвратить все изъятые у организации на основании протоколов о производстве выемки документы.

Комментарии
  1. Любимый приказик

    Налоговое законодательство предусматривает возможность выемки документов только у проверяемых налогоплательщиков - вот бы еще налоговикам это решение показать и заставить исполнять!