Актуальные вопросы работы с маркируемой продукцией в программах 1С
Предлагаем вашему вниманию материал экспертов 1С о работе с маркировкой товаров в программах 1С на примере программы "1C:Управление торговлей 8" (ред. 11.5). В этой статье представлен обзор часто задаваемых вопросов пользователей о работе с маркируемой продукцией в программах 1С. 

О поддержке обязательной маркировки товаров в учетных решениях "1С:Предприятие 8" можно узнать в разделе "Маркировка" в "Мониторинге законодательства".

Что делать, если возникли сложности с передачей документа "Отгрузка ИС МП"?

У пользователей часто возникают вопросы, касающиеся сложностей при передаче в систему маркировки "Честный знак" документа Отгрузка товаров ИС МП. Это связано с тем, что передача кодов маркировки между участниками оборота данным документом не поддерживается с 01.01.2022 (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2464). 

Необходимо использовать электронный документооборот (ЭДО). 

Что делать, если коды маркировки не перешли покупателю после завершения ЭДО?

Регулярно поступают вопросы: "Почему покупатель не получил коды маркировки после завершения оформления ЭДО?" Обмен по электронному документообороту (ЭДО) завешен успешно, но код маркировки не перешел к покупателю. Возможные причины на стороне поставщика:

  1. Поставщик мог некорректно оформить документ ЭДО. Нужно проверить в форме представления электронного документа у поставщика и покупателя, что в электронном документе указаны передаваемые коды маркировки.
  2. Поставщик мог передать некорректные коды маркировки (например, не в статусе "в обороте" или не принадлежащие ему). Оператор ЭДО не проверяет передаваемые коды маркировки, но некорректные коды или коды с неправильным статусом не будут отработаны в системе маркировки "Честный знак". Для исключения такой проблемы рекомендуем поставщикам не отключать контроль статусов и принадлежности кодов маркировки.
  3. У некоторых операторов ЭДО передача кодов маркировки является отдельной услугой. В этом случае нужно убедиться, что услуга подключена.

Если проверены и исключены указанные причины, то, возможно, имеются технические проблемы при передаче кодов маркировки от оператора ЭДО в систему "Честный знак".

Если через сутки после отправки документов коды не перешли к получателю, то следует обращаться в службу поддержки 1С-ЭДО, запросить транспортную квитанцию и далее обратиться в техническую поддержку системы "Честный знак" для дальнейшего расследования вопроса.

Что делать, если возникли сложности при проверке статусов кодов маркировки поступившей продукции?

В графе Статус проверки формы Подбор и проверка маркируемой продукции отражается результат проверки физического наличия кода маркировки среди отгружаемых или принимаемых кодов, а также результат проверки статуса и владельца кода маркировки в системе маркировки. Задача этих проверок - предупредить пользователя о возможных проблемах как можно раньше, до фактического выполнения операции на этапе подготовки документов, когда расследовать и решать возникшие вопросы проще. Если код маркировки имеет корректный для данной операции статус и владельца, то в графе Статус формы подбора и проверки указывается результат проверки фактического наличия кода (в наличии, отсутствует, не проверялся). Если код маркировки не проходит проверку статуса и/или владельца в системе маркировки, то выдается соответствующее сообщение, в том числе о некорректной принадлежности кодов маркировки. Наиболее частые причины ошибки:

  1. Если указан ИНН организации-покупателя, то это значит, что поступление кодов маркировки покупателю уже было оформлено. Например, это могло быть сделано во внешней программе или документ поступления уже был принят до проверки кодов. Выполнение проверки в этом случае уже не требуется.
  2. В течение переходного периода отражение движения кодов по всей цепочке поставок не является обязательным. В таком случае код может принадлежать, например, производителю и не передаваться следующим участникам оборота. Такая ситуация не является ошибочной, и проверку кодов для определенного вида продукции в течение переходного периода можно отключить.

В остальных случаях требуется расследовать, кому фактически принадлежит код маркировки. 

Что делать, если возникли ошибки при сканировании кодов маркировки?

При сканировании кодов маркировки может появляться сообщение об ошибке. Прежде всего, необходимо проверить настройки сканера.

1С:ИТС
Описание настроек см. в разделе "Консультации по законодательству".

Это операция является однократной, но требует определенных технических знаний, поэтому для выполнения настроек рекомендуем обращаться к специалистам обслуживающей организации - официальным партнерам фирмы "1С".

Следует убедиться, что сканирование кодов производится правильно:

  • при оформлении операций с маркируемой продукцией между участниками оборота (Поступление товаров и услуг, Реализация товаров и услуг) код нужно сканировать из формы Подбор и проверки маркируемой продукции. Если выполняется загрузка из внешнего файла, нужно убедиться в корректности кодов;

  • при оформлении розничных продаж сканирование выполняется в форме рабочего места кассира (РМК).

При маркировке отдельных видов продукции предусмотрена передача отчета о верификации нанесенных кодов маркировки. При передаче этого отчета требуется полный код с "криптохвостом" и служебными символами, поэтому коды нужно именно сканировать и передавать в формате Base64. Указание визуально отображаемых символов кода маркировки вручную для данного отчета не подойдет.

Как работать с кодами маркировки, получение которых не было отражено в программе?

В программе 1С можно работать с маркируемыми товарами, даже если код маркировки был заказан и получен не из программы. Например, это могло быть сделано напрямую через личный кабинет системы маркировки "Честный знак". Вносить, сопоставлять или проверять эти коды до момента фактического выполнения операций с маркированным товаром не требуется.

При фактическом выполнении операции код нужно просто считать или указать иным предусмотренным способом в форме подбора и проверки маркируемой продукции или в РМК. Статус кода и его принадлежность проверяются по данным "Честного знака". Если статус и принадлежность кода организации верные, то проблем с проведением операции не будет.

Если программа не сможет автоматически сопоставить считанный код маркировки с номенклатурой организации, то потребуется дополнительно указать номенклатуру или считать штрихкод EAN13.

Может ли покупатель вести товарный учет с большей детализацией, чем продавец?

Иногда детализация товарного учета у поставщика не совпадает с детализацией, принятой у организации-покупателя. Например, поставщик не делит обувь по размерам, все размеры - это одна номенклатурная позиция.

Детализация учета определяется производителем или импортером продукции, который выполняет маркировку, а также принципами и требованиями к описанию товаров в Национальном каталоге. Так, например, размер обуви является обязательным полем описания при получении кода GTIN, и на каждый размер требуется получить свой код GTIN. Сделать детализацию учета маркируемой продукции больше, чем предполагают GTIN поставщика, не получится. Если есть сомнения в корректности выбранной детализации со стороны производителя или импортера, то рекомендуется провести с ним переговоры относительно корректности его позиции.

В некоторых случаях детализация описания товаров верная, но в учете поставщика товары с разными кодами GTIN учитываются как одна номенклатурная позиция. Текущая реализация механизмов ЭДО предполагает сопоставление одной позиции поставщика с одной позицией собственной номенклатуры (и одной характеристики, если ведется) организации. После получения документа по ЭДО для отражения в учете нужно выполнить сопоставление каждой позиции поставщика ровно с одной собственной номенклатурой и характеристикой. Это может быть служебная позиция, например характеристика "Все размеры".

При оформлении приобретения товаров и услуг в форме подбора и проверки поступившей маркируемой продукции на закладке вида продукции указывается соответствие конкретного GTIN и конкретной номенклатуры и характеристики в учете организации. Если под одним наименованием поставщика пришла продукция с разными GTIN, то для нужд учета маркируемой продукции ее можно сопоставить с разными позициями номенклатуры (разными характеристиками) организации вручную в этой форме. После проверки можно утвердить электронный документ.

Как описать товары в национальном каталоге непосредственно из программы?

Описание маркируемых товаров для национального каталога выполняется в сервисе 1С:Номенклатура.

На ранних этапах внедрения маркировки обувной продукции для получения кодов GTIN использовалась выгрузка товарных позиций в файл Excel. В настоящее время такой порядок работы не поддерживается.

Как отражать в системе маркировки дистанционную продажу маркируемых товаров?

При дистанционной торговле маркируемыми товарами необходимо передавать сведения о движении таких товаров в систему маркировки "Честный знак" в момент их передачи в доставку. 

Если сделка не состоялась (покупатель отказался от товара), то нужно оформить Возврат в оборот

Как передать в ФТС сведения об импортируемой маркируемой продукции?

При импорте товаров, подлежащих обязательной маркировке, товары должны быть промаркированы до прохождения таможенных процедур, а сведения о кодах маркировки необходимо передать в Федеральную таможенную службу (ФТС России) при таможенном декларировании товаров. 

Для подготовки таких сведений необходимо заранее, еще до ввоза товаров, сделать документ Маркировка товаров ИС МП с операцией Импорт с ФТС. В документе выбирается вариант предоставления сведений в ФТС: агрегированные таможенные коды (АТК), коды маркировки товаров или коды упаковок. На закладке Товары указывается перечень кодов маркировки планируемых к ввозу товаров. Заполнить их можно согласно выполненному ранее заказу кодов маркировки. В зависимости от выбранного варианта предоставления сведений в ФТС на этом этапе можно выполнить агрегацию упаковок или формирование АТК, после чего сформировать отчет Коды маркировки для декларации ИС МП и передать подготовленные сведения в ФТС.

После фактического ввоза и прохождения таможенных процедур следует вернуться к редактированию данного документа: указать в нем реквизиты таможенной декларации и передать данные в систему маркировки для ввода товаров в оборот.

Как организовать работу на нескольких рабочих местах без отдельных сертификатов ЭП?

Как правило, получить сертификат электронной подписи (ЭП) на каждого сотрудника и установить на каждое рабочее место не представляется возможным. На таких рабочих местах работа может быть организована следующим образом:

  1. Оформление розничных продаж без авторизации по сертификату на рабочих местах, оснащенных контрольно-кассовой техникой (ККТ) с фискальным накопителем формата фискальных данных (ФФД) версии 1.2, которые предоставляют возможность проверки кода средствами ККТ.
  2. Работа в клиент-серверной архитектуре с установкой программы-криптопровайдера и сертификата электронной подписи на сервере.
  3. Использование на рабочих местах (без доступа к сертификату) ранее полученного и сохраненного в информационной базе токена авторизации. На таких рабочих местах можно выполнять проверку текущего статуса и владельца кода маркировки и получить структуру логистической упаковки.

Без авторизации в системе маркировки можно осуществлять проверку кодов маркировки и оформлять розничные продажи средствами ККТ с фискальным накопителем ФФД 1.2.

Как отразить возврат товаров с поврежденным кодом маркировки?

При возврате товара с неповрежденным кодом маркировки этот код указывается при оформлении возврата товаров и также возвращается с товаром в оборот. 

Однако если при оформлении возврата код считать сканером нельзя, например он утрачен или поврежден, то возврат оформляется без указания кода, а товар подлежит последующей перемаркировке. Основанием для перемаркировки в данном случае будет оформленный в системе документ Возврат товаров. Оформить документы перемаркировки можно из формы Обмен с ИС МП (обувь, одежда, табак...) по ссылке Оформить в строке Перемаркировка товаров ИС МП. Перезаполнить табличную часть можно по кнопке Заполнить - Перезаполнить по основанию на закладке Товары.

Каждая единица товара заполняется в документе отдельной строкой, и для каждой единицы товара требуется указание нового кода. Указание старых кодов в данном случае не требуется.

Как отразить в программе операции трансграничной торговли?

Страны - участники ЕАЭС в настоящее время активно внедряют маркировку отдельных групп товаров. Коды маркировки товаров должны взаимно признаваться другими странами - членами ЕАЭС. Взаимное признание означает, что в случае продажи маркируемого товара участнику оборота в другой стране - участнике ЕАЭС коды маркировки, выпущенные в стране нахождения продавца, будут также приниматься для контроля за оборотом маркируемого товара и в стране нахождения покупателя.

Повторная маркировка в этом случае не потребуется, достаточно, чтобы сведения о кодах маркировки были переданы национальным оператором маркировки в стране, из которой вывозится товар, национальному оператору в стране, в которую ввозится товар. В этом случае товар будет автоматически выведен из оборота в одной стране и введен в оборот в другой стране.

* * *

Если на первых этапах внедрения маркировки товаров у компании возникли вопросы и затруднения, оказать помощь готовы в том числе партнеры фирмы "1С". Выбрать партнера с компетенциями по маркировке можно на сайте фирмы "1С".

Чтобы избежать трудностей, рекомендуем ознакомиться с этим и другими полезными материалами 1С о маркировке. В 1С:ИТС доступны справочники об обязательной маркировке товаров: молочной продукцииодеждытабачной продукцииобувипарфюмериифототоваровшин и др.

1С:ИТС
Подробное описание возможностей программ "1С:Управление торговлей 8" (ред. 11.5), "1С:Комплексная автоматизация 8" (ред. 2.5), "1С:ERP Управление предприятием" (ред. 2.5) можно найти в документации к программным продуктам.

Также см. видеозаписи лекций в 1С:Лектории по вопросам маркировки различных товаров, поддержке в 1С с участием представителей Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператора системы маркировки) и экспертов 1С. В частности, см. видеозапись онлайн-лекции "Маркировка упакованной воды в программах "1С:Предприятие" с участием К. Волкова (руководитель товарной группы ЦРПТ) и эксперта 1С. Подробнее - на сайте 1С:ИТС на странице 1С:Лектория по ссылкам:

На странице 1С:Лектория можно найти актуальное расписание мероприятий.

Партнеры 1С по всей стране по единой специальной цене оказывают комплекс услуг по запуску в продажу маркированного товара: подключение к системе электронного документооборота (1С-ЭДО); регистрация в национальном каталоге GS1; создание или обновление справочника номенклатуры; обучение пользователей работе с маркированным товаром; подключение и настройка торгового оборудования; настройка программы 1С для работы с маркированным товаром.

Комментарии