Материал подготовил постоянный ведущий данной рубрики А.А. Куликов, управляющий партнер ООО "Агентство Налоговых Поверенных" (tax-top.ru).

Содержание

Отсутствие первичных документов или пороки их оформления обязывают налоговый орган применить расчетный метод определения сумм налогов

Суть проблемы

В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53 (далее - Постановление) арбитражным судам было рекомендовано обратить внимание на то, что налоговая выгода, полученная налогоплательщиком, может быть признана необоснованной, если будет установлено, что для целей налогообложения налогоплательщиком учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами. При этом в пункте 7 рассматриваемого Постановления указано, что если на основании оценки представленных доказательств будет установлено, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, то должен быть определен действительный объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции.

Судебные решения

Налоговым органом в ходе проведения мероприятий налогового контроля было установлено, что представленные в соответствии со статьей 252 НК РФ первичные бухгалтерские документы не соответствуют фактическим обстоятельствам ввиду нереальности хозяйственных операций, в подтверждение которых были составлены указанные первичные документы.

ВАС РФ при рассмотрении данного спора поддержал налогоплательщика, обратив внимание на одно из принадлежащих налоговым органам полномочий, предусмотренном статьей 31 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право определять суммы налогов, подлежащие уплате в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках. Следовательно, при принятии налоговым органом соответствующего решения, в котором будет установлена недостоверность представленных налогоплательщиком документов и содержались предположения о наличии в действиях налогоплательщика умысла на получение необоснованной налоговой выгоды, либо непроявлении должной осмотрительности при выборе контрагента, реальный размер предполагаемой налоговой выгоды и понесенных налогоплательщиком затрат должен определяться с учетом подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

Данная норма подлежит применению налоговым органом не только в случае непредставления налогоплательщиком для налоговой проверки первичных бухгалтерских документов, подтверждающих совершенные им хозяйственные операции, но и в иных ситуациях, когда довод налогового органа о недостоверности документов приводит к исключению из состава расходов налогоплательщика значительной части затрат, что влечет искажение реального размера налоговых обязательств по налогу на прибыль.

Постановления Президиума ВАС РФ
от 03.06.2012 № 2341/12
и от 10.04.2012 № 16282/11

Арбитражная практика. Отсутствие первичных документов или пороки их оформления обязывают налоговый орган применить расчетный метод определения сумм налогов

Комментарии