С начала года процедура аттестации рабочих мест заменена на специальную оценку условий труда*. В связи с этим изменились и Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников... Новая редакция действует с 8 июня 2014 года. О том, как поправки скажутся на работе страхователей и как изменилась процедура возмещения расходов на мероприятия, осуществленные за счет взносов «на травматизм", читайте в материале экспертов «1С».

Примечание: Подробнее о специальной оценке условий труда и о том, как отразить результаты ее проведения в программе «1C:Зарплата и управление персоналом 8», читайте в № 4 (апрель), стр. 4 «БУХ.1С» за 2014 год.

Содержание

Лимит финансового обеспечения для малого бизнеса

Напомним, Правила позволяют возместить расходы на отдельные мероприятия, уменьшив на их стоимость взносы текущего года «на травматизм». Однако затраты можно учесть не в полном объеме, а только в пределах величины, которая рассчитывается по следующей формуле (п. 2 Правил) - см. рис. 1. С внесением изменений в Правила общая расчетная формула осталась прежней. Однако появилась специальная формула для малого бизнеса - см. рис. 2. Рассчитывать размер финансового обеспечения по ней будут работодатели, которые:

  • имеют численность сотрудников не более 100 человек;
  • в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему году, не воспользовались правом на финансовое обеспечение предупредительных мер.

взносы «на травматизм», начисленные за предшествующий календарный год

x

20 процентов

-

выплаты обеспечения по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за прошлый год


Рис. 1

взносы «на травматизм», начисленные за три последовательных года, предшествующих текущему году

  x

20 процентов

-

выплаты обеспечения по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за три последовательных календарных года, предшествующих текущему году

 Рис. 2

В то же время для таких страхователей предельная величина финансового обеспечения не может превышать сумму взносов «на травматизм», подлежащих уплате в текущем году.

То есть, если величина обеспечения, рассчитанная по формуле для малых предприятий, оказалась выше величины начисленных в текущем году взносов «на травматизм», то по итогам года суммы взносов к зачету или возврату из ФСС РФ не образуется, т. к. в соответствии с данным порядком сумма взносов к уплате на должна быть менее суммы к уменьшению.

Новые расходы, уменьшающие взносы «на травматизм»

Возможность финансового обеспечения расходов на спецоценку условий труда за счет взносов «на травматизм» не является нововведением. Ведь ранее можно было подобным образом учесть затраты на аттестацию рабочих мест. Таким образом, произошла лишь замена понятий.

Что касается уменьшения взносов на стоимость аптечек для оказания первой помощи, то это новая мера поддержки страхователей (пп. «к» п. 3 Правил). До внесения поправок Правила не предусматривали такого вида затрат работодателя за счет взносов.

Отметим также, что в новой редакции Правил более широко изложен подпункт «б» пункта 3, согласно которому финансовое обеспечение распространяется на расходы по осуществлению мероприятий, направленных на приведение уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с нормативными требованиями охраны труда. Ранее речь шла о затратах на мероприятия по приведению в соответствие с нормами охраны труда только уровней запыленности и загазованности воздуха, шума, вибрации и излучений.

Получается, что перечень мероприятий, которые подлежат финансовому обеспечению, с 8 июня расширен.

Документы для получения финансового обеспечения

Как и прежде, для получения от ФСС РФ разрешения на финансирование расходов на предупредительные мероприятия за счет суммы взносов, страхователь должен подать в территориальный орган ФСС РФ (п. 4 Правил):

  • заявление;
  • план финансового обеспечения предупредительных мер по форме, содержащейся в приложении к Правилам;
  • копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников и (или) копию (выписку из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников).

В зависимости от вида понесенных затрат потребуется дополнительные документы. Так, если работодатель несет расходы по проведению спецоценки условий труда, то необходимо представить (пп. «а» п. 4 Правил):

  • копию локального нормативного акта о создании комиссии по проведению спецоценки;
  • копию гражданско-правового договора с организацией, проводящей спецоценку, с указанием количества рабочих мест, в отношении которых она проводится, и ее стоимости.

Ранее при проведении аттестации рабочих мест перечень дополнительных документов был практически аналогичным. Только требовалось еще представить:

  • копию уведомления Минтруда России (Минздравсоцразвития России) о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
  • копию перечня рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда.

Таким образом, список подлежащих подаче документов при осуществлении расходов по проведению спецоценки условий труда (относительно аттестации рабочих мест), сокращен.

Когда работодатель несет затраты по приобретению аптечек для оказания первой помощи, нужно представить перечень приобретаемых медицинских изделий с указанием их количества и стоимости, а также с указанием санитарных постов, подлежащих укомплектованию аптечками (пп. «к» п. 4 Правил).

Если в план финансового обеспечения включены затраты на мероприятия по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с требованиями охраны труда, список дополнительных документов включает в себя (пп. «б» п. 4 Правил):

  • копию отчета о проведении спецоценки условий труда (о результатах аттестации рабочих мест, если они действительны до момента проведения спецоценки), подтверждающего превышение предельно допустимых уровней воздействия вредных и (или) опасных факторов;
  • копию отчета о проведении спецоценки условий труда после проведения соответствующих мероприятий и свидетельствующего о снижении класса (подкласса) условий труда;
  • копии документов, подтверждающих приобретение соответствующего оборудования и проведение работ по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с нормами охраны труда. Если оборудование не приобретается, то представляется только копия договора на проведение соответствующих работ.

Заметим, что работодатели, занимающиеся пассажирскими и грузовыми перевозками и приобретающие тахографы, для обоснования понесенных затрат теперь вправе представить вместо копий лицензий на осуществление таких перевозок копию документа, подтверждающего соответствующий вид экономической деятельности (пп. «и» п. 4 Правил).

Помимо этого страхователи, которые покупают средства индивидуальной защиты (СИЗ) для своих сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, связанных с загрязнением либо выполняемых в особых температурных условиях, освобождены от обязанности представлять копии протоколов оценки обеспеченности работников такими СИЗ (пп. «г» п. 4 Правил).

Ранее необходимо было представлять подобные протоколы, оформленные по итогам аттестации рабочих мест.

Информация о заявлении на сайте ФСС

Теперь все данные о поданном заявлении - дату и время его поступления в фонд, наименование работодателя - орган ФСС РФ должен размещать на своем сайте в течение одного рабочего дня с даты регистрации заявления (п. 7 Правил). Таким образом, для страхователей должна быть реализована возможность отслеживать процесс его рассмотрения.

Обратиться в отделение ФСС РФ по месту регистрации за получением разрешения уменьшить взносы «на травматизм» на расходы по проведению предупредительных мероприятий по-прежнему можно до 1 августа текущего года (п. 4 Правил).

Процедура принятия решения и сроки

Заметим, что от величины взносов «на травматизм» за предшествующий год зависит процедура и срок принятия решения ФСС РФ о зачете расходов на предупредительные мероприятия в счет взносов (п. 8 Правил). Так, если взносы были начислены в сумме до 8 млн руб. включительно, то решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении финансового обеспечения единолично принимает территориальный орган ФСС РФ в течение 10 рабочих дней с момента представления работодателем всех необходимых документов. Когда указанная сумма превышает 8 млн руб., решение принимается по согласованию непосредственно с ФСС РФ. Соответственно, срок для рассмотрения документов страхователя увеличивается.

До внесения изменений в Правила органы ФСС РФ на местах самостоятельно принимали решения в отношении страхователей, которые за предшествующий год начислили взносы в размере до 7 млн руб. (включительно).

Декларация соответствия условий труда нормативным

Еще одна новшество, которое пришло вместе со спецоценкой рабочих мест - обязанность задекларировать ее результаты. В отношении тех рабочих мест, на которых не выявлены вредные и опасные производственные факторы, а условия труда признаны допустимыми, нужно оформить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее - Декларация). Декларация и порядок ее подачи утверждены приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н. Сам  приказ зарегистрирован в Минюсте России совсем недавно - 22.05.2014 за № 32387.

Минтруд России в письме от 23.06.2014 № 15-1/В-724 в ответ на запрос «БУХ.1С» разъяснил, как заполнять отдельные строки Декларации:

«Наименование юридического лица...» - должно быть указано полное наименование;

«...место нахождения и место осуществления деятельности...» - нужно указать фактический адрес организации в соответствии с учредительными документами независимо от наличия филиалов и представительств;

«... на рабочем месте (рабочих местах)...» - здесь нужно указать наименование должности, профессии или специальности работников, занятых на декларирумеом рабочем месте, их численность. Данные берутся из Карты специальной оценки условий труда конкретного рабочего места;*

«...индивидуальный номер рабочего места...» - указывается в соответствии с первой графой Перечня рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда. Если есть аналогичные рабочие места, то указываются их порядковые номера с добавлением прописной буквы «А» в соответствии с данными четвертой графы Перечня;*

«...реквизиты заключения эксперта организации...» - в этой строке необходимо указать фамилию и инициалы эксперта организации, проводившего спецоценку, а также дату и номер заключения.

Примечание: *Карта и Перечень являются частью отчета о проведении специальной оценки условий труда, которую должен составить работодатель.

Комментарии