Мы продолжаем публикацию статей, посвященных проверкам бизнеса различными органами. На этом раз о проверках административно-технических инспекций расскажет М.Г. Зайкова, финансовый директор ГК «СПЭЛЛ», которая не понаслышке знает, что такое внеплановая проверка ГАТИ, за какие нарушения могут оштрафовать и как оспорить постановление инспекции.

Содержание


shutterstock_153253493.jpg

— А как же вы провели проверку, если мы уведомление о ней не получили и доступ вам на территорию не обеспечили?

— Ничего-ничего, я в дырочку все, что нужно, увидел!

— А как вы определили, что это наш мусор, он же лежит на общей придомовой территории? У здания пятнадцать собственников?!

— Остальные четырнадцать уже от него отказались. Остались только вы!

(из разговора с инспектором ГАТИ)



Что контролируют административно-технические инспекции?

Административно-технические инспекции занимаются (далее – АТИ):

  • проверкой соблюдения законодательства по вопросам внешнего благоустройства города;
  • технического состояния самоходных машин, аттракционов и других видов техники). 
Контролю подлежат все предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. АТИ создаются при администрациях городов или органах региональной власти. В зависимости от региона они могут носить разные названия. К примеру, в Москве это Объединение административно-технических инспекций (ОАТИ) , в Санкт-Петербурге – Государственная административно-техническая инспекция (ГАТИ), во Владимирской области – Государственная инспекция административно-технического надзора.

Задачи, которые решают инспекции, также могут разниться по регионам. К примеру, на сайте ОАТИ Москвы заявлены следующие задачи:

в сфере внешнего благоустройства территорий, ремонта и строительства:

  • контроль за соблюдением требований законодательства в сфере внешнего благоустройства территорий, содержания зданий, сооружений и прочих объектов, производства работ на территории региона;
  • предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями требований посредством проверок, наблюдения, принятия мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений;
  • выдача ордеров на проведение земляных работ, обустройство и содержание строительных площадок. Контроль за подготовкой и производством земляных и ремонтных работ, контроль за соблюдением обязательных требований к обустройству и содержанию строительных площадок, мест производства работ и прилегающих территорий, соблюдением порядка производства работ в части сроков начала и завершения работ, защиты и сохранности подземных сооружений и коммуникаций, обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности при производстве работ;

в части надзора за состоянием техники:

  • надзор за техническим состоянием самоходных машин, в т.ч. с электроприводом, прицепов к ним, аттракционов и других видов техники в процессе использования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, по нормативам, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья людей и сохранности имущества, охраны окружающей среды;

в части административного контроля:

  • привлечение виновных юридических и должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан к административной ответственности, осуществление производства по делам об административных правонарушениях.

Как проходят проверки АТИ?

Проверки административных инспекций регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и региональными правовыми актами.

Проверки административных инспекций, как и других контролирующих органов, могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые проверки включаются в ежегодный план проверок организаций и предпринимателей и проводятся не чаще одного раза в три года. Основанием для внеплановой проверки может быть сообщение о нарушении организацией или предпринимателем правил производства земляных, дорожных, строительных или ремонтных работ. Такое сообщение может поступить от граждан, организаций, госорганов. Рассматривать анонимные сообщения АТИ не будут – это прямо запрещено пунктом 3 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ! Сообщения от неизвестных граждан или СМИ могут лишь послужить поводом для включения организации или предпринимателя в план проверок на будущий год.

Внеплановая проверка в обязательном порядке должна быть согласована с прокуратурой. Она проводиться на основании распоряжения руководителя административно-технической инспекции лицами, указанными в постановлении. О проведении плановой проверки АТИ организация или предприниматель уведомляются не позднее, чем за трое суток до начала ее проведения, при внеплановой – не позднее 24 часов. Правда, инспекция не будет уведомлять о начале проверки, если она проводиться на основании жалобы, представления или другой поступившей информации, указывающей на возможную угрозу здоровью граждан и общественной безопасности. По результатам проверки инспектор ГАТИ составляет акт проверки, копию которого вручает законному представителю организации или предпринимателя. Если выявлены нарушения, то инспектор возбуждает дело об административном правонарушении, о чем выносит определение. По результатам рассмотрения дела административной комиссией выноситься постановление о назначении штрафа или предупреждении. Кроме того, для устранения выявленных нарушений инспектор выносит предписание.

Примеры нарушений:

  • строительные работы ведутся без устройства временных ограждений и временных въездов-выездов:
  • въезды-выезды не оборудованы пунктами мойки колес;
  • врезка в общегородские коммуникации производится без получения ордера;
  • установили строительные леса без ордера;
  • не согласован цвет фасадов др.

После выдачи предписания инспектор контролирует его исполнение, принимает меры по предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Сколько стоит нарушение требований к благоустройству территорий?

Большая часть нарушений, как правило, связана с отсутствием необходимых разрешений и согласований тех или иных действий. Конкретные виды нарушений и наказаний за них отличаются по регионам. Их перечень для Москвы и Санкт-Петербурга приведен в таб. 1.

Таблица 1

Штрафы и другие санкции за нарушения, установленные в Москве и Санкт-Петербурге

№ п/п

Вид нарушения

Москва

Санкт-Петербург

1

Захламление земельных участков

Наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста до трехсот тысяч рублей

Предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двух до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати до пятидесяти тысяч рублей.

2

Нарушение требований к внешнему виду и содержанию зданий, кроме жилых домов, ограждений, строений, сооружений, водоемов

Предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти до ста тысяч рублей

Предупреждение или наложение административного штрафа на граждан от одной до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от трех до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати до пятисот тысяч рублей

3

Нарушение требований к внешнему виду и содержанию элементов оборудования объектов благоустройства, в том числе малых архитектурных форм, садово-парковой мебели, бункеров, контейнеров, урн

Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти до ста тысяч рублей

Предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот рублей до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двухсот тысяч рублей

4

Нарушение норм и правил по текущему ремонту, санитарному и техническому содержанию внутридворовых спортивных площадок, несоблюдение норм безопасности при эксплуатации оборудования спортивных площадок

Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех до пяти тысяч рублей

5

Нарушение установленных правил производства земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства, в том числе отсутствие утвержденной проектной документации или необходимых согласований при проведении указанных работ, несвоевременное восстановление благоустройства территории после их завершения, непринятие мер по ликвидации провала асфальта (грунта), связанного с производством разрытий, а также несоблюдение установленных требований к обустройству и содержанию строительных площадок.

Предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей

Наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти рублей; на должностных лиц - от трех до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати до пятисот тысяч рублей

6

Производство земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства без соответствующего ордера или после окончания срока его действия, самовольные строительство, снос, реконструкция или капитальный ремонт зданий, сооружений и коммуникаций, а также нарушение сроков выполнения работ в соответствии с ордером

Наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семисот до одного миллиона рублей

Наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двух до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти до трехсот тысяч рублей.

7

Повреждение объектов (элементов) благоустройства, инженерных коммуникаций и сооружений.

Наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей;

Те же действия, повлекшие уничтожение объектов (их элементов), влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот до одного миллиона рублей

Наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей.

8

Нарушение правил содержания и эксплуатации автомобильных дорог (объектов улично-дорожной сети) и технических средств их обустройства

Предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух рублей; на должностных лиц - от пяти до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей

9

Установка ограждений или перекрытие ими проезжей части дорог без разрешения, выданного уполномоченным органом, а равно установка иных устройств, препятствующих движению транспорта и граждан

Предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти до двадцати тысяч рублей

10

Отсутствие ограждений или перекрытий ими проезжей части дорог в местах разрытий или иных опасных местах

Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати до двадцати пяти тысяч рублей

11

Нарушение технологии асфальтобетонных работ при ремонте дорожного покрытия, а также использование асфальтобетонной смеси, не соответствующей требованиям государственных стандартов, технических условий;

Нарушение технологии укладки асфальтобетонного покрытия или недостаточное уплотнение асфальтобетонного покрытия при его укладке

Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

12

Нарушение установленных правовыми актами условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума.

Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере сорока тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.

Производство строительных работ, повлекшее нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на защищаемых объектах в Санкт-Петербурге, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Как оспорить постановление?

Что делать, если вы не согласны с выписанным штрафом? К примеру, считаете, что его величина не соразмерна вашему правонарушению или правонарушение вы вовсе не совершали. Здесь выход один – оспаривать вынесенное предписание, постановление или акт проверки.

Оспаривание постановлений производится в порядке, установленном главой 30 Кодекса об административных правонарушениях РФ, в соответствии с которой у лица, привлеченного к ответственности, есть выбор подачи жалобы либо в вышестоящий орган, либо в суд (можно и туда, и туда). При этом срок подачи жалоб ограничен 10 днями со дня вручения или получения копии постановления.

Обжалование распоряжений (приказов) на проведение проверок, предписаний о устранении выявленных нарушений регламентировано главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Предписание об устранении выявленных нарушений может быть обжаловано в порядке, установленном частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ в течение 3 месяцев с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав.

Акт проверки не относится к актам государственного органа, которые порождают права и обязанности, либо нарушают права и законные интересы лиц, в отношении которых проведена проверка, акт проверки является лишь способом фиксации результатов проверки и выявленных нарушений. Поэтому акт проверки обжалованию в порядке, установленном частью 4 статьи 198 АПК РФ, не подлежит. Лучше всего начинать его обжалование с подачи возражений непосредственно в АТИ в течение 15 дней согласно пункту 12 статьи 16 294-ФЗ.

Суд отменит постановление комиссии АТИ о назначении штрафа, если будет установлено, что:

  • АТИ доупстила существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности (например, протокол составлен в отсутствии лица, привлекаемого к ответственности и пр.);
  • АТИ использовала недопустимые доказательства вины лица (например, письменные доказательства – протокол, акт осмотра, заключения экспертов и пр. – получены с нарушением Федерального закона № 294-ФЗ).
  • сроки привлечения к ответственности истекли. 

Как получить ордер на производство работ?

Помимо проверок и систематического надзора, инспекции оказывают и госуслуги. К примеру, еcли вы задумали сделать что-либо, прямо или косвенно затрагивающее соседей – благоустроить прилегающую к офису территорию, проложить инженерные сети, отремонтировать фасады, установить леса или разбить газон, внимательно изучите требования технадзора к вашему виду работ. Вполне вероятно, что для их производства необходимо специальное разрешение – ордер. Так, в Москве ордер оформляется с целью проведения следующих работ:

  1. cтроительство и реконструкция объектов капитального строительства;
  2. прокладка инженерных сетей и сооружений к строящимся (реконструируемым) объектам капитального строительства;
  3. инженерно-геологические изыскания;
  4. проведение археологических полевых работ;
  5. работы по сохранению объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия;
  6. установка опор информационных и рекламных конструкций;
  7. размещение и установка некапитальных объектов, а также объектов, размещение которых может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов;
  8. капитальный ремонт дорог и элементов их обустройства, трамвайных и железнодорожных путей;
  9. устройство, реконструкция светофорных объектов, установка опор дорожных знаков и указателей;
  10. ремонт инженерных коммуникаций и сооружений;
  11. прокладка (размещение) инженерных сетей и сооружений, линий и сооружений связи, для проведения которых не требуется разрешения на строительство;
  12. установка опор освещения, контактной сети, архитектурно-художественной подсветки;
  13. аварийный ремонт инженерных коммуникаций и сооружений;
  14. комплексное благоустройство территории;
  15. снос зданий и сооружений, ликвидация коммуникаций;
  16. капитальный ремонт зданий и сооружений без затрагивания конструктивных и других характеристик их надежности и безопасности (в том числе перепланировка, переоборудование зданий, сооружений, ремонт фасадов зданий и сооружений, изменение фасадов зданий и сооружений);
  17. противоаварийные мероприятия по сохранению зданий, сооружений;

Бланки для оформления и закрытия ордера можно найти на региональном сайте административно-технический инспекции. Там же есть перечень документов, которые необходимо приложить к заявке. К примеру, в Москве перечень документов можно найти по ссылке . Срок рассмотрения заявки – до 14 рабочих дней.

В Санкт-Петербурге подать заявку на оформление ордера можно через интернет – на портале государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга. Для получения государственной услуги "Выдача ордеров на производство работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга" нужно пройти по ссылке. В Москве такую возможность обещают реализовать в 2016 году.

Услуги по оформлению и закрытию ордера бесплатные.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии