Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников разработаны в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и утверждены приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н (далее – Правила № 580н). В Правилах № 580н перечислены:
- виды предупредительных мероприятий, расходы на которые можно зачесть в счет взносов;
- предельный размер возмещения затрат страхователя;
- документы, которые работодатель обязан представить в орган фонда, и сроки для их подачи;
- порядок принятия фондом решения о предоставлении работодателю финансового обеспечения.
Минтруд России приказом от 29.04.2016 № 201н (далее – Приказ № 201н) внес некоторые изменения (далее – Изменения) в указанные Правила № 580н. Часть из них действует в текущем году, а часть вступит в силу в 2017 году.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. Минтруд России внес некоторые изменения в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Часть из них действует в текущем году, а часть вступит в силу в 2017 году.
2. Взносы «на травматизм» уменьшаются, если средства индивидуальной защиты, приобретаемые для работников, занятых на вредных и опасных работах, изготовлены в России.
3. Если у страхователя задолженности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, то ФСС откажет в финансовом обеспечении предупредительных мероприятий.
4. После завершения запланированных предупредительных мероприятий работодатель обязан представить в орган фонда документы, подтверждающие понесенные расходы. Если документы не поданы или неправильно оформлены, то фонд откажет в зачете.
5. С 2017 года зачесть в счет взносов «на травматизм» можно расходы на обучение по охране руководителей организаций малого предпринимательства, руководителей государственных (муниципальных) учреждений. Также финансовому обеспечению теперь подлежат затраты по оплате обучения с отрывом от производства в образовательном учреждении работников организаций, отнесенных к опасным производственным объектам.
6. Для обоснования затрат на покупку средств индивидуальной защиты теперь необходимо, чтобы перечень приобретаемых средств, наряду с информацией об их стоимости, содержал данные о дате изготовления и сроке годности.
7. Утвержден СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», который устанавливает санитарные требования к физическим факторам неионизирующей природы на рабочих местах (в частности, к микроклимату, освещению, шуму и др.).
8. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, в т.ч. нового СанПиН, может повлечь (в зависимости от тяжести совершенного нарушения) предупреждение или административный штраф.
Взносы «на травматизм» уменьшаются, если СИЗ изготовлены в России
Согласно подпункту «г» пункта 3 Правил № 580н работодатели вправе зачесть в счет начисленных взносов расходы на приобретение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ) для сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Для обоснования таких затрат вместе с заявлением и планом финансового обеспечения работодатель должен представить в фонд, в частности, копии сертификатов (деклараций) соответствия для СИЗ, которые подлежат обязательной сертификации (декларированию) (пп. «г» п. 4 Правил № 580н).
Поправками уточнено, что с 2017 года финансовое обеспечение указанных предупредительных мер предоставляется при условии, что (пп. «а» п. 2 Изменений, п. 3, 4 Приказа № 201н):
- СИЗ изготовлены на территории России (положение вступит в силу с 01.01.2017);
- спецодежда изготовлена в России из тканей, трикотажа либо нетканых материалов, страной происхождения которых также является Россия (данная норма начнет действовать с 01.08.2017).
При этом оправдательные документы (сертификаты или декларации соответствия) должны подтверждать соответствие СИЗ и спецодежды техническим регламентам Таможенного союза, а именно техническим регламентам Таможенного союза (пп. «б» п. 2 Изменений):
- «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), утв. Решением Комиссии ТС от 09.12.2011 № 878;
- «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011), утв. Решением Комиссии ТС от 09.12.2011 № 876.
За разрешением зачесть расходы в счет взносов работодателю ежегодно нужно обращаться в территориальный орган фонда в срок до 1 августа текущего года. Эта норма Правил № 580н не изменилась.
Учитывая упомянутые выше сроки вступления в силу поправок, а также срок подачи заявления в фонд, страхователи в 2017 году вправе претендовать на финансовое обеспечение затрат в отношении:
- СИЗ – только если они изготовлены на территории России;
- спецодежды – если она изготовлена из материалов, страной происхождения которых выступает как Россия, так и иное государство.
Кто получит разрешение на зачет взносов в ускоренном порядке
Процедура принятия решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний зависит от суммы взносов, начисленных страхователем за истекший год.
С 12.08.2016 действует следующее правило (пп. «г» п. 2 Изменений, п. 2 Приказа № 201н):
- если взносы начислены в сумме не более 10 млн руб. (включительно), решение о возможности уменьшения взносов на произведенные расходы принимает единолично территориальный орган ФСС РФ. Срок для этого – 10 рабочих дней с даты подачи работодателем всех необходимых документов (пп. «а» п. 8 Правил № 580н);
- если взносы начислены в сумме свыше 10 млн руб., орган фонда примет соответствующее решение после согласования с ФСС РФ. С учетом межведомственного обмена документами рассмотрение обращения работодателя в этом случае может занять 18 рабочих дней (пп. «б» п. 8 Правил № 580н).
Ранее лимит взносов, при котором решение о финансовом обеспечении территориальный орган фонда принимал без согласования с ФСС РФ, составлял 8 млн руб.
Таким образом, расширен круг работодателей, заявления которых будут рассматриваться в более короткий срок.
В каком случае при недоимке ФСС откажет в финансовом обеспечении
Перечень случаев, когда фонд вправе отказать страхователю в финансовом обеспечении предупредительных мероприятий, закрытый. Одним из них является наличие у страхователя задолженности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, которые не были погашены на день обращения в фонд с заявлением о зачете расходов (п. 10 Правил № 580н).
Ранее Правилами № 580н не уточнялся период возникновения указанной недоимки.
Поправками ликвидирован данный пробел. Так, конкретизировано, что отказ фонда правомерен, если на дату подачи заявления за страхователем числится задолженность по взносам (пп. «д» п. 2 Изменений):
- выявленная в ходе камеральной либо выездной проверки (а также начисленные по итогам проверки пени и штрафы) либо
- образовавшаяся в текущем году по итогам отчетного периода.
Данные нововведения действуют с 12.08.2016.
Расширен перечень оснований для отказа в зачете расходов
После завершения запланированных предупредительных мероприятий работодатель обязан представить в орган фонда документы, подтверждающие понесенные расходы (абз. 2 п. 12 Правил № 580н). При отсутствии документов фонд откажет в зачете (п. 14 Правил № 580н).
Изменениями с 12.08.2016 расширен перечень оснований, при которых орган ФСС РФ вправе не зачесть расходы. Например, если документы поданы, но неправильно оформлены или выданы с нарушением порядка (пп. «е» п. 2 Изменений, п. 2 Приказа № 201н).
Новые затраты, которые можно зачесть в счет взносов «на травматизм»
Пункт 3 Правил № 580н содержит закрытый перечень мероприятий, расходы на которые правомерно зачесть в счет взносов, а в пункте 4 перечислены документы, которыми при обращении в орган фонда необходимо подтвердить произведенные затраты.
Минтруд России приказом от 14.07.2016 № 353н (далее – Приказ № 353н) расширил указанный список предупредительных мер, а также оправдательных документов.
Поправки, о которых пойдет речь далее, действуют с 20.08.2016. Однако обратиться в фонд за получением разрешения на зачет расходов в этом году можно было только до 1 августа (абз. 1 п. 4 Правил № 580н). Соответственно, реализовать право на зачет в счет взносов новых видов затрат по охране труда работодатели смогут с 2017 года.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Правил № 580н зачесть в счет взносов «на травматизм» правомерно расходы на обучение по охране отдельных категорий сотрудников. В частности, это руководители организаций малого предпринимательства, руководители государственных (муниципальных) учреждений.
Поправками, предусмотренными Приказом № 353н, финансовому обеспечению теперь подлежат затраты по оплате обучения с отрывом от производства в образовательном учреждении работников организаций, отнесенных к опасным производственным объектам (пп. «в» п. 3 Правил № 580н).
Документы, которые работодателю впоследствии потребуется представить в фонд для подтверждения таких затрат, следующие (пп. «в» п. 4 Правил № 580н):
- копия приказа о направлении работников на обучение по охране труда с отрывом от производства;
- список работников, направляемых на обучение;
- копия договора с организацией, в которой проходили обучение работники;
- копия уведомления Минтруда России (Минздравсоцразвития России) о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
- копия программы обучения;
- копия свидетельства установленного образца о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов.
Кроме того, у работодателей появилась возможность зачесть в счет взносов расходы на приобретение приборов, оборудования, иных подобных устройств (пп. «л», «м» п. 3 Правил № 580н):
- предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ (в т. ч. подземных);
- с целью проведения обучения по вопросам безопасного ведения работ (в т. ч. горных) и действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также для видео- и аудиофиксации инструктажей, обучения и иных форм подготовки сотрудников по безопасному производству работ.
Подтверждать подобные затраты необходимо с помощью (пп. «л» п. 4 Правил № 580):
- копии документов, подтверждающих приобретение приборов, устройств, оборудования;
- копии (выписки из) технических проектов и (или) проектной документации, которыми предусмотрено приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования
Уточнено, какими документами подтверждаются расходы на предупредительные меры
Приказом № 353н Минтруд России скорректировал перечень документов, подтверждающих затраты на мероприятия, которые ранее уже были поименованы в Правилах № 580н.
Это касается случаев покупки средств индивидуальной защиты для сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда либо выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, а также оплаты санаторно-курортного лечения такой категории сотрудников.
Так, для обоснования затрат на покупку СИЗ необходимо, чтобы перечень приобретаемых СИЗ наряду с информацией об их стоимости содержал данные о дате изготовления и сроке годности (пп. «г» п. 4 Правил № 580н).
Что касается оплаты санаторно-курортного лечения физлиц, здесь потребуется представить в фонд договор с организацией, осуществляющей такое лечение, и счета на приобретение путевок (пп. «д» п. 4 Правил № 580). Ранее достаточно было какого-либо одного из этих документов.
Санитарные требования к рабочим местам с 2017 года
Постановлением от 21.06.2016 № 81 Главный государственный санитарный врач РФ утвердил новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» (далее – СанПиН). Данные правила утверждены во исполнение требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Вступит в силу новый СанПиН с 01.01.2017. С этой же даты утрачивают силу:
- СанПиН 2.2.4.1191-03 «Электромагнитные поля в производственных условиях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.02.2003 № 10);
- СанПиН 2.1.8/2.2.4.2490-09 «Изменения № 1 к СанПиН 2.2.4.1191-03 „Электромагнитные поля в производственных условиях“» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2009 № 13);
- Приложение 3 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118).
Новый СанПиН устанавливает санитарные требования к физическим факторам неионизирующей природы на рабочих местах (в частности, к микроклимату, освещению, шуму и др.).
Считается, что при ежедневной работе в будние дни (8 часов в день, но не более 40 часов в неделю) при таких нормативах у сотрудников не возникнут заболевания или отклонения в состоянии здоровья (п. 1.4 СанПиН). Требования СанПиН применяются и при оценке уровней профессиональных рисков здоровью работников, и при разработке мероприятий профилактического характера (1.9 СанПиН).
Несмотря на нововведения, остаются в силе следующие нормативы:
- СН 2.2.4/2.1.8.562-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 № 36);
- СанПиН 2.2.4.548-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 01.10.1996 № 21) и др.
Данные нормативы определяют санитарные нормы не только на рабочих местах, но и в других местах (производственных, жилых помещениях и пр.). В то же время новые правила применяются только для определения предельных уровней физических факторов на рабочих местах. Отметим, что новый СанПиН является общим для всех рабочих мест. Однако для отдельных отраслей (подотраслей) экономики могут быть разработаны и применяться другие санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах. Такие требования устанавливаются с учетом технической возможности, особенностей технологических процессов и оборудования, специфики трудовой деятельности (п. 1.7 СанПиН).
К таким нормативам можно отнести «СанПиН 2.2.2506-09. Гигиенические требования к организациям химической чистки изделий. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.04.2009 № 26).
Когда применяется новый СанПиН
Новый СанПиН обязателен для граждан, состоящих в трудовых отношениях, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.2 СанПиН), то есть новые требования применяются для большинства рабочих мест, включая «офисные».
Не распространяются требования нового СанПиН на условия труда водолазов, космонавтов, условия выполнения аварийно-спасательных работ или боевых задач (п. 1.3 СанПиН).
Новый СанПиН вводится в действие с 01.01.2017, соответственно, с этой даты работодатели должны им руководствоваться и, прежде всего, проверить, соответствуют ли новые стандарты фактически существующим условиям труда работников.
Если уровень физических факторов на рабочих местах отклоняется от норм, установленных новым СанПиН для определенной категории таких мест, то работодателю следует привести их к соответствующим значениям. В противном случае по результатам проверки Роспотребнадзора он может быть привлечен к ответственности (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 № 09АП-7823/2014).
Ответственность за несоблюдение новых норм
СанПиН – это государственные нормативы требований охраны труда. Ответственность за их нарушение установлена статьей 5.27.1 КоАП РФ.
Так, нарушение государственных нормативных требований охраны труда, в т.ч. нового СанПиН, может повлечь (в зависимости от тяжести совершенного нарушения) предупреждение или административный штраф. При этом размер штрафа составляет для:
- должностных лиц – от 2 до 5 тыс. руб.;
- индивидуальных предпринимателей – от 2 до 5 тыс. руб.;
- организаций – от 50 до 80 тыс. руб.
Кроме того, КоАП РФ содержит статью 6.3, которая предусматривает ответственность за нарушение санитарных правил. Санкции: предупреждение или административный штраф в размере для:
- граждан – от 100 до 500 руб.;
- должностных лиц – от 500 до 1 000 руб.;
- индивидуальных предпринимателей – от 500 до 1 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток);
- организаций – от 10 до 20 тыс. руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Однако поскольку санкции по статье 5.27.1 КоАП РФ строже, проверяющие, скорее всего, будут применять к работодателям именно эту статью.