Предмет спора: организация добилась приостановления решения ИФНС о взыскании налогов. Впоследствии выяснилось, что каждый день действия данной обеспечительной меры на сумму начисленных налогов начислялись пени.
За что спорили: 67 780 рублей.
Кто выиграл: налоговики.
По мнению организации, пени на сумму задолженности по налогу не должны были начисляться, поскольку налог не подлежал уплате в связи с приостановлением решения о его взыскании.
Верховный Суд РФ признал данные доводы несостоятельными, а все начисленные на сумму долга пени законными. Дело в том, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае неуплаты им налогов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога.
Не начисляются пени только на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что его банковские счета были заблокированы, а имущество арестовано (п. 3 ст. 75 НК РФ). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.
То есть пени не начисляются в тех случаях, когда должник по объективным причинам не может погасить имеющуюся у него недоимку. Приостановление же действия решения налогового органа не влечет автоматического приостановления начисления пеней.
В спорном случае о невозможности уплатить налог речи не шло. Несмотря на приостановление действия оспариваемого решения ИФНС, организация продолжала получать доход и совершать операции по своим банковским счетам.
Никаких препятствий для добровольного погашения недоимки во избежание дальнейшего начисления пеней не имелось. Она могла погасить всю задолженность в любой момент.
Поскольку задолженность по налогу, на который начислены спорные пени, не была погашена, она служит основанием для ежемесячного формирования и увеличения сумм пени.