Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 9/2025 «Доходы», утвержденный приказом Минфина от 16.05.2025 № 56н, сменит действовавшие до настоящего времени Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина от 06.05.1999 № 32н (с изменениями и дополнениями), и Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденное приказом Минфина от 24.10.2008 № 116н (с изменениями и дополнениями).
ФСБУ 9/2025 «Доходы» сохраняет традиции бухгалтерского учета в Российской Федерации. Понятие дохода и исключения из него претерпели лишь стилистические и уточняющие изменения. По существу экономическая база для нового стандарта остается прежней. Доходами по общему правилу является прирост капитала организации. Остается прежней и структура доходов, но некоторые ее составляющие поменяли имена.
По сравнению со своим предшественником – ПБУ9/99 «Доходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, – стандарт включает широкий набор новых подходов к признанию и оценке выручки, которые значительно повышают требования к учету. Новые способы учета, согласно ФСБУ 9/2025 «Доходы»:
-
способы признания выручки по мере передачи контроля над продукцией (ранее подобное требование применялось только к договорам в строительном секторе согласно ПБУ2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утв. приказом Минфина России от 24.10.2008 №116н);
-
оценка выручки с учетом скидок (ранее требование учесть вероятность предоставления скидок не устанавливалось);
-
оценка выручки при продаже продукции на условиях отсрочки (рассрочки) платежа (ранее не требовалось учитывать процентный доход и возникающий при этом актив).
Одновременно новый стандарт позволяет пользоваться упрощениями, компенсирующими усложнение правил. Все три нововведения могут не применять экономические субъекты, имеющие право на упрощенный учет (пп. 23, 32 ФСБУ 9/2025 «Доходы»).
ФСБУ 9/2025 «Доходы» устанавливает несколько новых для бухгалтерского учета понятий (контроль над продукцией, обязанность передать продукцию, контрагент и другие); изменяет и модифицирует ранее применяемые понятия (выручка, договор, степень готовности и другие); предлагает обновленную структуру доходов экономического субъекта и требует значительно большего объема раскрытий информации о доходах в бухгалтерской отчетности, чем его предшественник.
Кто и когда должен применять новый стандарт ФСБУ 9/2025 «Доходы»
Новый стандарт ФСБУ 9/2025 «Доходы» обязаны применять все экономические субъекты, кроме некоммерческих организаций, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2027 год. Добровольно стандарт можно применять с 2026 года (п.2 приказа Минфина России 16.05.2025 №56н).
Некоммерческие организации могут вести учет доходов, только учитывая положения ФСБУ 9/2025 «Доходы». Организации, подотчетные Банку России, руководствуются, кроме ФСБУ 9/2025 «Доходы», отраслевыми стандартами бухгалтерского учета и нормативными актами Банка России как отраслевого регулятора (пп.1, 2 ФСБУ 9/2025).
Новый стандарт целесообразно применять одновременно с новым ФСБУ10 «Расходы», так как различная учетная политика в отношении доходов и расходов не позволит получить финансовый результат, который соответствует экономическому содержанию договора. Например, важно обеспечить единство способов учета при признания доходов и расходов, вытекающих из договоров, предусматривающих передачу контроля над продукцией в течение периода, превышающего отчетный период. Проект ФСБУ 10 «Расходы» проходит общественное обсуждение.
Стандарты, применимые к учету доходов
ФСБУ 9/2025 «Доходы» направляет к другим стандартам при признании специфичных доходов:
-
доходы от аренды, включая субаренду, а также иные договоры, положения которых по отдельности или во взаимосвязи предусматривают предоставление арендодателем, лизингодателем, правообладателем, иным лицом за плату арендатору, лизингополучателю, пользователю, иному лицу имущества во временное пользование – в соответствии с ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утв. приказом Минфина России от 16.10.2018 №208н (п.8 ФСБУ 9/2025);
-
доходы по договорам страхования – в соответствии с МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования», введенным в действие на территории России приказом Минфина России от 20.04.2021 №65н (п.9 ФСБУ 9/2025);
-
доходы от деятельности, отличной от продажи продукции, а именно доходы от предоставления за плату прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, финансовых вложений, включая участие в уставных капиталах других организаций, если эти доходы не обусловлены предметом деятельности экономического субъекта – исходя из требований применимых ФСБУ, предмета и целей своей деятельности, характера дохода и условий его получения (п.10 ФСБУ 9/2025).
ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» отменен. Теперь его подходы в модифицированном виде распространены на все договоры, длительность которых превышает отчетный период.
Выбор методологической основы учетной политики в ФСБУ 9/2025
Впервые ФСБУ 9/2025 предлагает экономическим субъектам выбор методологической основы учетной политики – МСФО или ФСБУ.
Выбор доступен только организациям, подпадающим под обязательный аудит. Организации, составляющие финансовую отчетность по МСФО, руководствуются МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями», введенным в действие на территории России приказом Минфина России от 27.06.2016 №98н (IFRS15), а остальные экономические субъекты – ФСБУ 9/2025 «Доходы».
Рис. 1
Обновленная структура доходов в ФСБУ 9/2025
Структурные единицы дохода по существу остались теми же, но поменяли свое наименование. Доходы по обычным видам деятельности стали просто выручкой.
Категория «прочие», начиная с ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность», утв. приказом Минфина России 04.10.2023 №157н, изменила смысл. Теперь она не применима для целей классификации объектов учета. Нет таких видов активов, обязательств, доходов, расходов, прибылей (убытков) или финансовых результатов, которые можно было бы именовать «прочие». Прочими можно называть статьи отчетности. Эти статьи используются для агрегирования данных, не существенных по отдельности.
Прочие доходы по ПБУ9/99 «Доходы организации», ФСБУ 9/2025 «Доходы» именует доходами, не включаемыми в выручку.
Рис. 2
Из перечня доходов, не включаемых в выручку, отдельными строками образца отчета о финансовых результатах отражены согласно ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» только два вида доходов: процентный доход и доходы от участия в других организациях. То есть для каждой организации, исходя из специфики деятельности, это соответствие может быть индивидуальным. Образец содержит традицию и распространенную практику.
Рис. 3
Новый понятийный аппарат в ФСБУ 9/2025
Понятие «доходы по обычным видам деятельности» уходит в прошлое. Новый стандарт использует общее понятие для гражданского оборота – предмет деятельности. Как правило, предмет деятельности организации определяется ее уставом (ч.4 ст.52 ГК РФ).
ФСБУ 9/2025 «Доходы» выделяет доходы, классификация которых зависит от того, относится ли эта деятельность организации к предмету ее деятельности. Доходы являются выручкой, если они получены от деятельности, входящей в предмет, или классифицируются доходами, не включаемыми в выручку, и отражаются в отчете о финансовых результатах ниже прибыли (убытка) от продаж. Примеры такой деятельности (п.10 ФСБУ 9/2025):
- предоставление за плату прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
- осуществление финансовых вложений;
- предоставление имущества в аренду.
Новые термины и понятия ФСБУ 9/2025
|
Продукция |
продукция, товары, работы, услуги (п.4 в ФСБУ 9/2025) |
|
Контрагент |
покупатель, заказчик, иное лицо, с которым заключен договор (п.12а ФСБУ 9/2025) |
|
Договор |
договор (контракт), заключенный с контрагентом, или подтвержденное иным соответствующим образом право на получение выручки (п.12а ФСБУ 9/2025) |
|
Коммерческое содержание договора |
условия договора, изменяющие риски его сторон, распределение денежных потоков между ними; права сторон в отношении передаваемой продукции и условия ее оплаты (п.12а ФСБУ 9/2025) |
|
Контроль над продукцией |
возможность определять способ использования переданной контрагенту продукции, получать экономические выгоды от нее, ограничивать права других лиц определять способ использования продукции и получать экономические выгоды от нее (п.12б ФСБУ 9/2025) |
|
Степень готовности |
степень исполнения обязанности передать продукцию (п.18б ФСБУ 9/2025) |
Для целей ФСБУ 9/2025 два и более договора с одним контрагентом признаются единым договором при условии, если (п.17 ФСБУ 9/2025):
- договоры взаимосвязаны и заключались сторонами с одной коммерческой целью;
- величина оплаты по одному договору зависит от цены или исполнения другого договора (других договоров);
- обязанности передать продукцию контрагенту и (или) связанным сторонам контрагента при исполнении договоров фактически представляют собой единую обязанность экономического субъекта.
Условия признания выручки по ФСБУ 9/2025
Основное изменение, которое ФСБУ 9/2025 «Доходы организации» вносит в условия признания выручки, это замена условия о переходе права собственности на продукцию на передачу контроля над продукцией. Понятие контроля над продукцией обеспечивает требование приоритета содержания перед формой при формировании учетной политики (п.6 ПБУ 1/2008).
Рис. 4
Способы признания выручки по мере передачи контроля над продукцией по ФСБУ 9/2025
Отчетный период для разных организаций может отличаться. Все организации обязаны составлять годовую бухгалтерскую отчетность. Для них отчетным периодом будет год. Широкий круг организаций в силу закона обязан готовить промежуточную отчетность ежеквартально. Для них отчетным периодом будут I квартал, полугодие, 9 месяцев и отчетный год.
Некоторые организации, кто в добровольном порядке составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность, например, за полугодие, будут ориентироваться на отчетные периоды – полугодие и год. Иными словами, к каждой отчетной дате необходимо учесть договоры, согласно которым передача контроля производится не единомоментно.
Рис. 5
Одновременно с признанием выручки в бухгалтерском учете признается актив – не предъявленная к оплате начисленная выручка (п.24 ФСБУ 9/2025). Новый вид актива сродни дебиторской задолженности, но отдельный.
Степень готовности может определяться двумя способами: по доле объема переданной продукции и по доле понесенных расходов. Способ определяется исходя из вида продукции и условий ее передачи. Избранный способ должен применяться последовательно ко всем аналогичным видам продукции и условиям их передачи, а также на протяжении всего периода исполнения обязанности передать продукцию (пп.18–22 ФСБУ 9/2025).
Пример 1
ООО «НашаФирма» заключен договор возмездного оказания услуг в целях оптимизации производственных процессов. Договор заключен в декабре 2026 года, срок окончания – август 2027 года. Проект сдается «под ключ». Общая стоимость работ – 2 800 000 рублей, которая складывается из расходов, необходимых для обеспечения 400 часов работы специалистов.
В ходе реализации проекта должна быть разработана целевая модель оптимизации и последовательно оптимизированы процессы трех обособленных производственных цехов. На 31 декабря полностью разработана целевая модель (150 часов, 1 300 000 рублей расходов) и проведена пилотная оптимизация одного из цехов (120 часов, 800 000 рублей расходов), для оптимизации двух оставшихся цехов ведутся подготовительные работы (затрачено 30 часов, 100 000 рублей расходов).
Доходы за 2027 год «НашаФирма» должна будет учесть по новым правилам. По доле объема продукции выручку в 2027 году необходимо признать в объеме 910 000 рублей, а 1 890 000 рублей (2800 / 400 * (150 + 120)) отразить в сопоставимой выручке за 2026 год.
По доле расходов выручка 2027 года составит 700 000 рублей (2026 год – 2 100 000 рублей (1 300 + 800)). Для данного вида продукции и условий передачи более обоснованным может быть выбор в пользу определения степени готовности по доле расходов, так как объем услуги исчисляется часами работы специалистов разного уровня, которые оплачиваются дифференцировано. Расходы более адекватно отражают объем выгод, которые переданы контрагенту.
Оценка выручки с учетом скидок по ФСБУ 9/2025
Изменяются правила учета скидок в составе выручки. ПБУ9/99 «Доходы организации» также требовало учесть скидки, но не конкретизировало, как именно. За время существования норм ПБУ 9/99 в международных стандартах финансовой отчетности родились подходы к оценке скидок, исходя из современной практики маркетингового стимулирования продаж на развитых рынках.
Одним из распространенных примеров являются скидки, которые определяются гибкой шкалой в зависимости от выполнения покупателем определенных объемов закупок или каких-либо иных условий. Такие скидки определяются по истечении определенного периода продаж. В момент реализации конкретной партии продукции обе стороны еще не знают точно, какова будет величина скидки.
МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями», а вслед за МСФО и ФСБУ 9/2025 «Доходы» требуют признавать и оценивать выручку с учетом таких скидок. Для этого необходимо рассчитать величину скидки, применяя бухгалтерские оценки. Оценки всегда вероятностны и требуют корректировки на каждую отчетную дату до того момента, когда наступит полная определенность (п.27 ФСБУ 9/2025).
Рис. 6
Организация вправе определять оценочную величину скидки любым их двух предусмотренных ФСБУ 9/2025 «Доходы» способов: средневзвешенное значение скидки или наиболее вероятное. Выбранный способ применяется последовательно к конкретному договору (п. 28 ФСБУ 9/2025).
Целесообразно в учетной политике закрепить решение о том, какой способ применяется к каким договорам, если видов программ лояльности несколько. Пользователю должно быть понятно, почему применяются разные способы.
Пример 2
Организация представляет контрагентам программу лояльности: право на скидку 5% при условии закупки на общую сумму 10 млн рублей в квартал, 10% – если общий объем закупок превысит 20 млн рублей, и 15% - при объеме более 50 млн рублей. Скидка действует на все совершенные закупки в квартале и предоставляется по итогам завершения периода.
На основе прошлого опыта и ожидаемых объемов закупок контрагентом вероятность выполнения определенных объемов распределяется следующим образом:
-
с вероятностью 90% контрагент получит скидку 5%;
-
с вероятностью 80% контрагент получит скидку 10%;
-
с вероятностью 70% контрагент получит скидку 15%.
1 способ. Средневзвешенное значение скидки = (5% х 90% + 10% х 80% + 15% х 70) / 3 = 8%.
2 способ. Наиболее вероятное значение – 5%. В данном случае средневзвешенное значение скидки более адекватно отражает ожидаемый ее размер, так как программа лояльности сама по себе имеет несколько уровней.
Оценка выручки при продаже продукции на условиях отсрочки (рассрочки) платежа по ФСБУ 9/2025
При продаже на условиях рассрочки теперь требуется учесть фактор изменения стоимости продукции за период рассрочки. Это требование уже знакомо российской практике по положениям ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», утв. приказом Минфина России от 17.09.2020 №204н, и ФСБУ 5/2019 «Запасы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 №180н.
Теперь это правило распространяется и на выручку. При признании выручки на условиях рассрочки необходимо оценить выручку в сумме денежных средств, которая была бы получена экономическим субъектом от контрагента при отсутствии указанной отсрочки (рассрочки) платежа, признать обязательство и регулярно начислять процентный доход.
Этого не требуется для договоров, период отсрочки (рассрочки) платежа по которым не превышает 12 месяцев с момента перехода контрагенту контроля над продукцией, если представление отсрочки (рассрочки) платежа контрагенту не имеет коммерческого содержания или если величина и сроки поступления актива в оплату по договору зависят от наступления или ненаступления в будущем события, которое не контролируется сторонами договора (пп.30-31, ФСБУ 9/2025).
Как подготовиться к переходу на ФСБУ 9/2025
Переходить на ФСБУ 9/2025 «Доходы» в 2026 году оснований пока, без утвержденного ФСБУ 10 «Расходы», недостаточно. Поэтому стоит готовится к всеобщему переходу в 2027 году.
Экономические субъекты, имеющие право на упрощенный учет, уже традиционно для новых ФСБУ могут переходить на новые правила перспективно. Остальные экономические субъекты переходят ретроспективно, но и для них ФСБУ 9/2025 «Доходы» предлагает упрощения.
В частности, можно не пересчитывать завершенные в 2025 году договоры. Вместо ретроспективного отражения последствий изменения учетной политики разрешается отразить единовременно совокупную корректировку, связанную с определением исполненных и неисполненных обязанностей передать продукцию контрагенту по состоянию на 01.01.2026, в отношении всех изменений предмета и (или) цены договора, внесенных в него до указанной даты.
При необходимости учесть скидки контрагентам можно использовать информацию о суммах скидок, фактически предоставленных контрагенту на дату исполнения обязанностей по договору, при применении ФСБУ 9/2025 «Доходы» к договорам, обязанности по которым исполнены до начала 2027 года. При использовании права на упрощения для перехода разрешается не пересчитывать сравнительные показатели (пп.43–46 ФСБУ 9/2025).
- Поддержка ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» в 1С
- ФСБУ 28/2023: инвентаризация в вопросах и ответах
- Как ФСБУ влияют на налоговую базу при УСН
- Переход на ФСБУ 6/2020
- Поддержка ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы» в программе «1С:Бухгалтерия 8»
- Как организациям применять новые ФСБУ
- Поддержка ФСБУ 4/2023 в 1С:ERP и заполнение промежуточной отчетности в 2025 году
В материале использованы фото: Andrey_Popov / Shutterstock / Fotodom.