Как учесть вклад в уставный капитал в виде оргтехники
Учредители организации имеют право вносить вклады в уставный капитал не только денежными средствами, но и имуществом. Достаточно часто вкладом в уставный капитал при создании малых и средних предприятий является персональный компьютер или иная оргтехника. И у бухгалтера возникает вопрос, как правильно провести такую хозяйственную операцию по счетам бухгалтерского учета, какие налоги при этом надо заплатить, какие - не надо. Ответы на эти вопросы дает в предлагаемой статье В.В. Патров, член Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине России.

Содержание

Рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет оргтехники, внесенной учредителями (участниками) в качестве вклада в уставный капитал предприятия, на примере персонального компьютера (ПК).

Как правило, ПК обладают четырьмя признаками основных средств, указанными в п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств". Вследствие этого они принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации. В первоначальную стоимость вышеуказанных основных средств включаются также фактические затраты организации на доставку этих объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 9 и п. 12 ПБУ 6/01).

Пример

Иванов, являясь одним из учредителей ООО "Сирена", в качестве вклада в уставный капитал вносит ПК, который всеми учредителями был оценен в 12 000 руб. За доставку ПК в офис ООО "Сирена" было уплачено из кассы 500 руб.
В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:

Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы"
Кредит 75 субсчет 1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал"
- 12 000 руб.;
Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы"
Кредит 50 "Касса"
- 500 руб.;
Дебет 01 "Основные средства"
Кредит 08 "Вложения во внеоборотные активы"
- 12 500 руб.

По объектам оприходованных основных средств, внесенных в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, начисляется амортизация. Норма амортизации рассчитывается, исходя из срока полезного использования с учетом классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

По этой классификации ПК входит в третью амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно. Конкретный срок полезного использования (38, 50, 55 и т.д. месяцев) организация устанавливает самостоятельно.

В целях бухгалтерского учета амортизация может рассчитываться одним из четырех способов, перечисленных в пункте 18 ПБУ 6/01. А в целях налогового учета предусмотрено только два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный (п. 2 статьи 259 НК РФ). Для совмещения бухгалтерского и налогового учета целесообразно в том и в другом случае применять один способ начисления амортизации - линейный.

При начислении амортизации ПК дебетуются счета по учету затрат (20, 25, 26, 44 и др.) и кредитуется счет 02 "Амортизация основных средств". Суммы начисленной амортизации относятся к расходам, связанным с производством и реализацией, и принимаются в целях налогообложения.

В целях бухгалтерского учета объекты основных средств не более 10 000 руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике, разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию (п. 18 ПБУ 6/01).

В целях налогового учета основные средства первоначальной стоимостью не более 10 000 руб. не относятся к амортизируемому имуществу (п. 1 статьи 256 НК РФ). Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию (п. 1 статьи 254 НК РФ).

Таким образом, и для бухгалтерского, и для налогового учета ПК стоимостью не более 10 000 руб. при вводе его в эксплуатацию сразу списываются на расходы, уменьшая налогооблагаемую прибыль:

Дебет счетов по учету затрат (20, 25, 26, 44 и др.)
Кредит 01 "Основные средства"

Стоит отметить, что в целях бухгалтерского учета можно сразу списывать на затраты объекты основных средств, имеющих лимит не только 10 000 руб., но и любой другой, устанавливаемый самой организацией. Однако для совмещения бухучета с налоговым учетом мы рекомендуем установить одинаковый лимит - 10 000 руб.

Передача имущества, если таковая носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ), в соответствии с п. 3 статьи 39 НК РФ, не признается реализацией товаров, работ, услуг. Такие операции не признаются и объектом налогообложения по НДС (п. 2 статьи 146 НК РФ). Кроме того, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, которое получено в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (п. 1 статьи 251 НК РФ).

Таким образом, компьютер, переданный учредителем (участником) в качестве вклада в уставный капитал, приходуется в качестве основного средства (или списывается на затраты) без выделения суммы НДС. Стоимость такого ПК не увеличивает налоговую базу по налогу на прибыль.

Как учесть вклад в уставный капитал в виде оргтехники

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии
  1. Мне только спросить

    можно ли вмести ноутбук в уставной капитал