Содержание
В новой редакции учтены замечания и пожелания пользователей предыдущей редакции 1.0 конфигурации "Бухгалтерия предприятия", которая стала исторически первой реализацией типового бухгалтерского решения на современной платформе "1С:Предприятие 8.0".
Новая редакция 1.5 отличается значительным расширением функционала и сервисных возможностей. Расширение функционала коснулось практически всех участков учета. При этом в конфигурацию добавлена возможность отключения избыточного (с точки зрения пользователя) функционала.
В новой редакции повышена производительность "1С:Бухгалтерии 8.0", что позволило ощутимо ускорить проведение документов.
Операции с денежными средствами
В новой редакции получила развитие автоматизация операций с денежными средствами.
Улучшен интерфейс обработки "Клиент банка": операции экспорта и импорта банковских документов разнесены на две закладки.
Автоматизированы операции покупки и продажи иностранной валюты. Эта возможность реализуется за счет новых видов операции в документах учета движения денежных средств.
Перечисление рублевых средств, предназначенных для покупки иностранной валюты, регистрируется документом "Платежное поручение (исходящее)", в котором следует указать вид операции "прочие расчеты с контрагентами". Зачисление приобретенных средств на валютный счет организации регистрируется документом "Платежный ордер (поступление денежных средств)" с новым видом операции "приобретение иностранной валюты".
Продажа иностранной валюты оформляется следующим образом. Списание иностранной валюты с валютного счета организации регистрируется документом "Платежное поручение (исходящее)" с видом операции "прочие расчеты с контрагентами". Последующее зачисление на банковский счет организации рублевых средств, вырученных от продажи иностранной валюты, регистрируется документом "Платежный ордер (поступление денежных средств)" с новым видом операции "Поступления от продажи иностранной валюты".
Торговля
В новой редакции стала доступна новая эффективная методика учета продаж в розничной торговле.
Новая методика применима к так называемым неавтоматизированным торговым точкам, под которыми подразумеваются торговые подразделения предприятия, занимающиеся розничной торговлей (лотки, киоски, секции в магазинах и сами магазины), в которых соблюдаются требования законодательства (в части учета розничной торговой выручки с использованием контрольно-кассовых машин), но данные о количестве проданных товаров оперативно в информационную базу не вносятся. В информационной базе "1С:Бухгалтерии 8.0" ежедневно отражается поступление выручки в кассу организации из торговой точки, отражается передача товаров с оптового склада организации в торговую точку в количественном и ценовом выражении, а по мере розничных продаж данных о количестве и номенклатуре проданных товаров, количественные данные об остатках товаров в торговой точке устаревают. Для восстановления актуальности данных о количественных остатках периодически проводятся инвентаризации, результаты которых вносятся в информационную базу.
Теперь в учетной политике можно указать, что товары в розничной торговле оцениваются по продажной стоимости.
Благодаря этому можно упростить учет товаров в неавтоматизированных торговых точках, а также обеспечить ведение оперативного учета остатков товаров в суммовом выражении.
При использовании указанной настройки учетной политики продажи товаров будут регистрироваться документом "Приходный кассовый ордер" с видом операции "Прием розничной выручки". То есть теперь этот документ выполняет две функции:
- формирует проводки регистрации поступления розничной выручки в центральную кассу предприятия;
- формирует проводки списания товаров в торговой точке на общую сумму в ценах продажи, естественно, без детализации по номенклатуре и количеству.
За счет выполнения второй функции в информационной базе будет оперативно отображаться суммовая оценка товаров, находящихся в неавтоматизированной торговой точке.
Новая методика допускает более простой подход к инвентаризации товаров в торговой точке. Теперь от инвентаризации можно не требовать полной детализации по номенклатуре, важно получить суммовую оценку остатков товаров в ценах продаж. Но при необходимости восстановить количественный учет в неавтоматизированной торговой точке - можно провести полную инвентаризацию.
Учет производства
В новой редакции получил существенное развитие учет производственных операций.
Детализация и настройки учета производства
Автоматизированы учет "внутренних" услуг (услуг, оказываемых подразделениями друг другу) и учет возвратных отходов. Для этого был доработан документ "Отчет производства за смену", предназначенный для регистрации выпуска готовой продукции подразделением. В этом документе появились специальные закладки, на которых отражаются сведения как о "внутренних" услугах, так и о возвратных отходах.
В учетной политике можно указать способ учета выпуска продукции: с использованием счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" или без его использования.
Способы расчета себестоимости производства
В учетной политике бухгалтерского учета можно выбирать один из двух способов расчета себестоимости производства: по переделам или по подразделениям. В предыдущей редакции был реализован только второй способ.
При выборе второго способа, как и в предыдущей редакции, требуется указать так называемый порядок закрытия подразделений, который принимается за последовательность перемещений материалов и полуфабрикатов от подразделения к подразделению вплоть до выпуска готовой продукции. Указанная последовательность принимается за последовательность переделов при автоматическом расчете себестоимости производства. Данный способ дополнен возможностью учета встречных перемещений материалов и полуфабрикатов - для этого нужно заполнить специальный список "встречный выпуск продукции, услуг".
При выборе первого способа расчета себестоимости - по переделам - "1С:Бухгалтерия 8.0" детально отслеживает перемещения материалов и другой производственной номенклатуры между производственными подразделениями на основании документов, вводимых пользователями ("Отчет производства за смену" и др.).
Переработка давальческого сырья
Автоматизированы операции по учету переработки давальческого сырья, причем реализованы следующие варианты:
- организация оказывает услуги по переработке давальческого сырья, то есть выступает в роли переработчика;
- организация принимает услуги контрагентов по переработке собственного сырья, то есть выступает в роли давальца.
Для автоматизации указанных операций максимально использованы те документы, которые уже имелись в конфигурации. Так, поступление материалов в переработку от заказчика регистрируется документом "Поступление товаров и услуг" с новым видом операции "в переработку". Сам выпуск готовой продукции из давальческого сырья регистрируется уже имевшимся документом "Отчет производства за смену". Для регистрации факта реализации услуг по переработке сырья заказчика добавлен документ "Реализация услуг по переработке".
Передача сырья в переработку на сторону регистрируется новым документом "Передача товаров". Получение готовой продукции из переработки регистрируется новым документом "Поступление из переработки".
Учет спецодежды и спецоснастки
В редакции 1.5 автоматизированы операции по бухгалтерскому учету спецодежды и спецоснастки от момента передачи в эксплуатацию до момента списания материалов или возврата из эксплуатации. Сведения об используемых спецодежде и спецоснастке указываются в справочнике "Номенклатура", предназначенном для аналитического учета товарно-материальных ценностей.
Благодаря этому приобретение и поступление на склад таких материальных ценностей регистрируется в общем порядке - как и обычных материалов и товаров. Для регистрации передачи спецодежды и спецоснастки в эксплуатацию и регистрации возможных возвратов в конфигурацию добавлены документы "Передача материалов в эксплуатацию" и "Возврат материалов из эксплуатации".
Основные средства
В новой редакции для основного средства стало возможным указать новый (для конфигурации) способ погашения его стоимости - "износ". Данный способ предусмотрен в ПБУ 6/01 "Учет основных средств" для отдельных категорий основных средств, а также для основных средств некоммерческих организаций. Износ автоматически начисляется в последний месяц года регламентным документом "Закрытие месяца" и отражается на забалансовом счете 010 "Износ основных средств".
Автоматизирован цикл операций, связанных с инвентаризацией основных средств: от подготовки к инвентаризации до формирования итоговых документов.
Добавлена новая отчетная форма - "Инвентарная книга ОС", которая соответствует унифицированной форме № ОС-6б.
Зарплата и кадровый учет
В новой редакции появилась возможность детализировать виды начислений заработной платы с возможностью указывать данные для автоматического начисления НДФЛ, ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование, раздельно указывать способ отражения зарплаты в учете по каждому виду начисления.
Добавлен новый механизм, позволяющий автоматически сформировать пачку расходных кассовых ордеров по работникам для выплаты заработной платы через кассу организации по результатам расчета зарплаты к выплате. Данный механизм будет востребован организациями, где не принято регистрировать получение зарплаты работниками с помощью общей платежной ведомости.
Расширены возможности конфигурации по автоматизации выплаты заработной платы работникам предприятия через банк. Еще в редакции 1.0 была предусмотрена возможность такой выплаты - предполагалось, что деньги на эти цели перечисляются в банк документом "Платежное поручение (исходящее)". В новой редакции 1.5 добавлен механизм распределения зарплаты, перечисленной в банк, на карточные счета работников. Данный механизм разработан фирмой "1С" совместно со Сбербанком РФ и предусматривает обмен всей необходимой информацией между предприятием и банком не в бумажном, а в электронном виде.
Информация передается из предприятия в банк и из банка на предприятие в виде файла формата XML. Для считывания информации из полученного файла, с одной стороны, и для формирования файла, предназначенного к отправке в банк, с другой стороны, предназначена специальная обработка "Импорт/экспорт по лицевым счетам работников".
Указанный механизм предполагается добавлять в другие конфигурации, предусматривающие автоматизацию выплаты зарплаты, по мере выпуска новых редакций.
Расчеты с контрагентами
Программа "1С:Бухгалтерия 8.0" автоматически определяет состояние взаиморасчетов с контрагентами по мере ввода пользователями расчетных документов. Но у пользователей может возникнуть необходимость внести поправки в состояние взаиморасчетов с контрагентами.
Для решения этой задачи в новой редакции добавлен документ "Корректировка долга". Эти документом можно провести взаимный зачет дебиторской и кредиторской задолженностей, образовавшихся по разным договорам. Можно перенести задолженность с одного контрагента на другого контрагента (например, при их реорганизации), можно зарегистрировать списание безнадежного долга.
Кроме того, для проведения сверки расчетов с представителями контрагента добавлен документ "Акт сверки взаиморасчетов", который может быть использован для автоматического заполнения и распечатывания бумажной формы.
Стандартные отчеты
В редакции 1.5 конфигурации "Бухгалтерия предприятия" получила дальнейшее развитие система настройки стандартных отчетов, что позволяет проводить более глубокий анализ данных. В частности, теперь механизм отбора данных для отчета можно настраивать не только по значениям субконто, но и по их реквизитам.
Новые возможности позволяют без специализированных отчетов получать информацию, которая имеется в информационной базе, но ранее была недоступна для анализа.
Регламентированная отчетность
Регламентированная отчетность "1С:Бухгалтерии 8.0" обладает рядом преимуществ по сравнению с регламентированной отчетностью "1С:Бухгалтерии 7.7".
При автоматическом формировании можно использовать не только текущие унифицированные формы отчетности, но и формы, действовавшие в предыдущих отчетных периодах. В зависимости от выбранного периода отчета программа в автоматическом режиме подберет соответствующую редакцию формы, причем сохраняется возможность ее замены вручную.
Однажды заполненные отчеты теперь могут храниться непосредственно в информационной базе. Сохраненные отчеты можно изменять, повторно распечатывать или выгружать в электронном виде.
Предоставляются улучшенные интерактивные механизмы для коррекции автоматически заполненных отчетов. Пользователь может добавить свои корректировки к расчетным показателям отчета, которые не будут "затираться" при последующих автоматических пересчетах.
Работать с многостраничными разделами отчетов стало значительно удобнее. При необходимости можно добавлять строки и целые страницы. Предусмотрен удобный и гибкий механизм управления печатью. При подготовке к печати система автоматически разбивает отчет на страницы и нумерует их.
Пользователь может управлять составом списка регламентированных отчетов и формой его представления. В список можно включать новые отчеты, реализованные в виде отдельных файлов.
Сервисные возможности
В редакции 1.5 появились новые сервисные функции.
Реализована настройка запрета изменения данных ранее определенной даты. Теперь пользователь, обладающий соответствующими правами, может указать дату, ранее которой данные изменять нельзя. Тем самым можно защитить от случайного изменения другими пользователями данных тех периодов времени, по которым сформирована регламентированная отчетность.
Конфигурация теперь позволяет отключить автоматический контроль остатков номенклатуры. При проведении документов реализации и перемещения материальных ценностей "1С:Бухгалтерия 8.0" обычно контролирует, имеется ли на предприятии выбранная номенклатура в указанном количестве - теперь этот контроль можно отключить. Данной возможностью имеет смысл воспользоваться при начальном заполнении информационной базы в процессе внедрения "1С:Бухгалтерии 8.0" на работающем предприятии, после чего контроль остатков целесообразно восстановить.
В настройках учетной политики бухгалтерского учета можно отключить поддержку ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".
Такая возможность полезна для упрощения учета субъектов малого предпринимательства, которые могут не применять указанное ПБУ.
Реализован простой механизм подключения дополнительных печатных форм документов. Такая форма может быть разработана сторонними специалистами вне конфигурации и передана на предприятие в виде файла специального формата.
Достоинство механизма заключается в его использовании без изменения конфигурации. Аналогичным способом реализована возможность подключения дополнительных механизмов автозаполнения табличных частей документов (вызываемых стандартной кнопкой "Заполнить" на экранной форме документов).
В редакции 1.5 реализована специальная настройка даты актуальности учета, позволяющая сократить время, затрачиваемое на проведение документа, за счет сокращения объема текущих расчетных операций. С помощью специальной настройки можно указать, что оперативное проведение документов по разделам учета, требующих сложных расчетов (партионный учет, учет НДС, налоговый учет, детализированные взаиморасчеты с контрагентами), выполнять не нужно.
Восстановление актуальности учета по этим разделам учета (то есть полное проведение документов) выполняется вне рамок оперативной работы с помощью специальной процедуры, которая запускается при смене даты актуальности учета. Изменять дату актуальности учета можно, например, по завершении каждого рабочего дня. Данная настройка может оказаться полезной для информационных баз большого объема со сложным детализированным учетом.
Дальнейшее развитие получила панель функций, которая является удобным средством доступа пользователя к средствам конфигурации.