Содержание
Конец 2009 года ознаменовался принятием Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон). Спустя всего лишь месяц новый закон уже вступил в силу и действует с 1 февраля 2010 года.
Обсуждение соответствующего законопроекта в течение двух лет сопровождалось жаркими дебатами в обеих палатах российского парламента, что свидетельствует о большой экономической и даже социальной значимости данного документа. Основным предназначением этого, не имевшего ранее аналогов, закона является закрепление основ государственного регулирования торговой деятельности в РФ. Рассматриваемым документом установлен целый ряд требований и правил, обязательных для исполнения широким кругом хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю на территории РФ.
Какие же именно новшества привнесены в сложившуюся систему торговли в целом и в отношения по поставке товаров в частности? Какие практические последствия повлекло за собой принятие закона? Какие изменения в деятельности хозяйствующих субъектов происходят уже сейчас? Попробуем в этом разобраться.
Наиболее масштабные и социально значимые изменения коснулись сферы торговли продовольственными товарами*.
Примечание:
* В соответствии с частью 9 статьи 2 Закона продовольственные товары - продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского и диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые и биологически активные добавки.
Прежде всего необходимо отметить, что новый закон ограничил суммы вознаграждений, которые могут выплачиваться поставщиками торговым организациям (продовольственным магазинам, супермаркетам, в т. ч. сетевым) за приобретение последними продовольственных товаров у поставщиков в определенном количестве. До принятия закона ситуация складывалась таким образом, что поставщики продовольственных товаров вынуждены были уплачивать так называемое "вознаграждение" просто для того, чтобы их продукция "попала" в тот или иной магазин и была представлена на его полках. Особый размах данная практика приобрела применительно к "вхождению" поставщиков в крупные и известные у потребителей торговые сети. Чтобы снять с себя бремя подобных расходов, поставщики включали соответствующие затраты в стоимость поставляемого товара. В конечном же итоге за все "платили" покупатели продуктов питания - рядовые потребители. Учитывая дополнительные наценки самих торговых сетей, до конечного покупателя продовольственные товары доходили по цене, завышенной до 50 и более процентов от начальной отпускной стоимости. Достаточно вспомнить прошлогоднее посещение премьер-министром РФ В.В. Путиным крупного сетевого супермаркета, на прилавках которого чиновники обнаружили мясо, предлагавшееся со 120%-ной наценкой.
Теперь согласно норме нового закона размер вознаграждения, выплачиваемого поставщиком торговой организации, не может превышать 10 % от цены приобретенных по договору поставки продовольственных товаров (ч. 4 ст. 9 Закона). При этом несмотря на то, что подобное вознаграждение подлежит согласованию сторонами непосредственно в рамках договора поставки и включению в его цену, размер вознаграждения не может учитываться при определении цены.
Более того, законодатели запретили включать в цену договора поставки какие-либо иные виды вознаграждений за исполнение торговыми организациями его условий и (или) его изменение (ч. 6 ст. 9 Закона).
Наконец, закон и вовсе исключил возможность установления вознаграждения для случаев, когда речь идет о поставке продовольственных товаров, включенных Правительством РФ в перечень социально значимых.
Описанное нововведение было призвано решить две задачи: во-первых, оградить рядовых потребителей от искусственного завышения конечной стоимости продуктов питания; во-вторых, помочь производителям (в особенности, отечественным) размещать свою продукцию на прилавках магазинов, не неся при этом экономически не обоснованных затрат и не снижая себе в убыток закупочной стоимости поставляемой продукции.
Однако, к сожалению, новым законом ограничены далеко не все способы создания продавцами искусственных наценок на продовольствие. Специалисты утверждают, что торговые организации смогут без труда обходить законодательные запреты, например, предусматривая в договорах поставки вознаграждения в установленном законом 10%-ном размере, но одновременно требуя от поставщиков, например, предоставления дополнительных скидок на поставляемые товары. Иными словами, свои прибыли торговые сети смогут повышать за счет уменьшения покупной стоимости товаров.
Запрет на включение в цену договора поставки каких-либо видов вознаграждений за исполнение субъектами торговли условий договора, о котором говорилось выше, нашел свое продолжение и в ограничении сложившейся практики включения в договор поставки элементов других договоров.
Ранее магазины в рамках договоров поставки могли взимать с поставщиков дополнительную плату по самым разным основаниям - за оказание каких-либо дополнительных услуг (например, за "продвижение" товаров данного поставщика, под которым понималось их размещение на определенных "выгодных" позициях в торговых залах); в качестве покрытия риска возможных краж товаров с полок покупателями и т. д.
В соответствии со статьей 12 нового закона в договор поставки продовольственных товаров не допускается включение условий о совершении торговой организацией в отношении поставляемых товаров действий по рекламированию, маркетингу и оказанию иных подобных услуг, целью которых является продвижение товаров. Теперь такого рода услуги могут оказываться субъектами торговли только на основании договоров возмездного оказания услуг (ст. 11 Закона).
Кроме того, под запретом оказался и такой одиозный способ заключения договора поставки продовольственных товаров как понуждение к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение указанных товаров.
Следующее существенное новшество коснулось порядка оплаты продовольственных товаров в случае, когда договором поставки предусматривается оплата поставленной продукции с отсрочкой - т. е. через определенное время после того, как товары были поставлены в торговую организацию.
До принятия рассматриваемого закона широкое распространение получила практика, согласно которой выступающая в качестве покупателя торговая организация имела возможность всячески затягивать оплату принятого "на реализацию" товара, а в некоторых случаях даже возвращать непроданный товар поставщику, так и не заплатив ему.
Новые нормы не позволяют магазинам и торговым сетям самовольно определять сроки оплаты поставленной им продукции. Теперь оплата жестко привязана к срокам годности поставляемых товаров и должна осуществляться следующим образом (ч. 7 ст. 9 Закона):
- продовольственные товары со сроком годности менее 10 дней подлежат оплате в срок не позднее 10 рабочих дней со дня их приемки;
- продовольственные товары со сроком годности от 10 до 30 дней подлежат оплате в срок не позднее 30 календарных дней со дня их приемки;
- продовольственные товары со сроком годности свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, подлежат оплате в срок не позднее 45 календарных дней со дня их приемки торговой организацией.
В завершение договорной темы отметим, что договоры поставки продовольственных товаров, заключенные до вступления в силу Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (т. е. до 1 февраля 2010 года), должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями в течение 180 дней с указанной даты.
Целый ряд положений нового закона посвящен регулированию деятельности специализированных игроков на рынке продовольствия - торговых сетей. Особое внимание законодателя к этой категории субъектов торговли объясняется тем, что торговые сети почти всегда являются "сильной" стороной торговых отношений. Соответственно, более слабые позиции поставщиков необходимо отстаивать буквой закона.
Кроме того, деятельность торговых сетей может приобретать четко выраженную монополистическую направленность, что требует введения специального антимонопольного регулирования в области торговой деятельности.
Остановимся на наиболее значимых нововведениях закона, касающихся торговых сетей и осуществления торговли продовольствием посредством торговых сетей.
1) Отныне торговые сети и поставщики продовольственных товаров обязаны обеспечивать друг другу доступ к информации об условиях отбора ими контрагентов для заключения договоров поставки продовольственных товаров, а также о существенных условиях таких договоров. Поставщики, кроме того, должны предоставлять торговым сетям доступ к информации о качестве и безопасности поставляемых им продовольственных товаров. Вышеуказанная информация должна доводиться торговыми сетями и поставщиками до сведения друг друга путем размещения ими такой информации на своих сайтах в сети Интернет либо путем предоставления ее на безвозмездной основе в течение 14 дней со дня получения соответствующего запроса (ч. 1 и 2 ст. 9 Закона).
2) Статья 13 нового закона установила целый свод антимонопольных правил для торговых сетей, осуществляющих деятельность по продаже продовольственных товаров, в числе которых:
- запрет на нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
- запрет на навязывание контрагенту условий взаимодействия (в частности, о запрете на заключение поставщиком договоров поставки продовольственных товаров с другими торговыми организациями; о предоставлении поставщиком сведений о заключаемых им договорах с иными торговыми сетями; о внесении поставщиком платы за право поставок товаров в данную торговую сеть; о внесении поставщиком платы за изменение торговой сетью ассортимента продовольственных товаров, поставляемых данным поставщиком и т. д.)
3) Бурную реакцию и негодование представителей крупных торговых сетей вызвало новшество, согласно которому крупнейшие продовольственные сети теперь не могут приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади в тех регионах (в том числе, в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге), районах и городских округах, где их порог доминирования превышает 25%-ный барьер. При этом порог доминирования считается превышенным, если доля объема всех реализованных торговой сетью продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах соответствующего субъекта, района или городского округа превысила 25 %. Бизнесмены полагают, что подобный запрет практически не оставляет торговым сетям шанса развиваться в небольших городах и поселениях. Ведь лишь войдя на местный рынок, такая сеть может сразу занять более его четверти и автоматически попасть под новый запрет.
Рассматриваемый закон урегулировал и еще целый ряд аспектов осуществления торговой деятельности - например, особенности размещения нестационарных торговых объектов (ст. 10 Закона); требования к организации ярмарок и продажи товаров на них (ст. 11 Закона) и т. д. Однако ввиду ограниченного объема статьи мы не можем остановиться на всех без исключения его нововведениях. Здесь же мы попытались рассказать о наиболее значимых, спорных и сложных с точки зрения практической реализации законодательных новшествах, затрагивающих, в том числе, интересы рядовых потребителей.
Новый закон, по замыслу его авторов, призван в значительной степени повлиять на сложившиеся на сегодняшний день отношения в сфере торговой деятельности в целом и отношения по поставке продовольственных товаров в частности, установить единые требования к торговой деятельности на всей территории РФ, развивать торговую деятельность в условиях конкурентной среды, поддерживать российских производителей товаров, а также обеспечить соблюдение прав и законных интересов участников торговли и населения.
Новый закон о торговой деятельности
Конец 2009 года ознаменовался принятием Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон). Спустя всего лишь месяц новый закон уже вступил в силу и действует с 1 февраля 2010 года.
Обсуждение соответствующего законопроекта в течение двух лет сопровождалось жаркими дебатами в обеих палатах российского парламента, что свидетельствует о большой экономической и даже социальной значимости данного документа. Основным предназначением этого, не имевшего ранее аналогов, закона является закрепление основ государственного регулирования торговой деятельности в РФ. Рассматриваемым документом установлен целый ряд требований и правил, обязательных для исполнения широким кругом хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю на территории РФ.
Какие же именно новшества привнесены в сложившуюся систему торговли в целом и в отношения по поставке товаров в частности? Какие практические последствия повлекло за собой принятие закона? Какие изменения в деятельности хозяйствующих субъектов происходят уже сейчас? Попробуем в этом разобраться.
Наиболее масштабные и социально значимые изменения коснулись сферы торговли продовольственными товарами*.
Примечание:
* В соответствии с частью 9 статьи 2 Закона продовольственные товары - продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского и диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые и биологически активные добавки.
Прежде всего необходимо отметить, что новый закон ограничил суммы вознаграждений, которые могут выплачиваться поставщиками торговым организациям (продовольственным магазинам, супермаркетам, в т. ч. сетевым) за приобретение последними продовольственных товаров у поставщиков в определенном количестве. До принятия закона ситуация складывалась таким образом, что поставщики продовольственных товаров вынуждены были уплачивать так называемое "вознаграждение" просто для того, чтобы их продукция "попала" в тот или иной магазин и была представлена на его полках. Особый размах данная практика приобрела применительно к "вхождению" поставщиков в крупные и известные у потребителей торговые сети. Чтобы снять с себя бремя подобных расходов, поставщики включали соответствующие затраты в стоимость поставляемого товара. В конечном же итоге за все "платили" покупатели продуктов питания - рядовые потребители. Учитывая дополнительные наценки самих торговых сетей, до конечного покупателя продовольственные товары доходили по цене, завышенной до 50 и более процентов от начальной отпускной стоимости. Достаточно вспомнить прошлогоднее посещение премьер-министром РФ В.В. Путиным крупного сетевого супермаркета, на прилавках которого чиновники обнаружили мясо, предлагавшееся со 120%-ной наценкой.
Теперь согласно норме нового закона размер вознаграждения, выплачиваемого поставщиком торговой организации, не может превышать 10 % от цены приобретенных по договору поставки продовольственных товаров (ч. 4 ст. 9 Закона). При этом несмотря на то, что подобное вознаграждение подлежит согласованию сторонами непосредственно в рамках договора поставки и включению в его цену, размер вознаграждения не может учитываться при определении цены.
Более того, законодатели запретили включать в цену договора поставки какие-либо иные виды вознаграждений за исполнение торговыми организациями его условий и (или) его изменение (ч. 6 ст. 9 Закона).
Наконец, закон и вовсе исключил возможность установления вознаграждения для случаев, когда речь идет о поставке продовольственных товаров, включенных Правительством РФ в перечень социально значимых.
Описанное нововведение было призвано решить две задачи: во-первых, оградить рядовых потребителей от искусственного завышения конечной стоимости продуктов питания; во-вторых, помочь производителям (в особенности, отечественным) размещать свою продукцию на прилавках магазинов, не неся при этом экономически не обоснованных затрат и не снижая себе в убыток закупочной стоимости поставляемой продукции.
Однако, к сожалению, новым законом ограничены далеко не все способы создания продавцами искусственных наценок на продовольствие. Специалисты утверждают, что торговые организации смогут без труда обходить законодательные запреты, например, предусматривая в договорах поставки вознаграждения в установленном законом 10%-ном размере, но одновременно требуя от поставщиков, например, предоставления дополнительных скидок на поставляемые товары. Иными словами, свои прибыли торговые сети смогут повышать за счет уменьшения покупной стоимости товаров.
Запрет на включение в цену договора поставки каких-либо видов вознаграждений за исполнение субъектами торговли условий договора, о котором говорилось выше, нашел свое продолжение и в ограничении сложившейся практики включения в договор поставки элементов других договоров.
Ранее магазины в рамках договоров поставки могли взимать с поставщиков дополнительную плату по самым разным основаниям - за оказание каких-либо дополнительных услуг (например, за "продвижение" товаров данного поставщика, под которым понималось их размещение на определенных "выгодных" позициях в торговых залах); в качестве покрытия риска возможных краж товаров с полок покупателями и т. д.
В соответствии со статьей 12 нового закона в договор поставки продовольственных товаров не допускается включение условий о совершении торговой организацией в отношении поставляемых товаров действий по рекламированию, маркетингу и оказанию иных подобных услуг, целью которых является продвижение товаров. Теперь такого рода услуги могут оказываться субъектами торговли только на основании договоров возмездного оказания услуг (ст. 11 Закона).
Кроме того, под запретом оказался и такой одиозный способ заключения договора поставки продовольственных товаров как понуждение к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение указанных товаров.
Следующее существенное новшество коснулось порядка оплаты продовольственных товаров в случае, когда договором поставки предусматривается оплата поставленной продукции с отсрочкой - т. е. через определенное время после того, как товары были поставлены в торговую организацию.
До принятия рассматриваемого закона широкое распространение получила практика, согласно которой выступающая в качестве покупателя торговая организация имела возможность всячески затягивать оплату принятого "на реализацию" товара, а в некоторых случаях даже возвращать непроданный товар поставщику, так и не заплатив ему.
Новые нормы не позволяют магазинам и торговым сетям самовольно определять сроки оплаты поставленной им продукции. Теперь оплата жестко привязана к срокам годности поставляемых товаров и должна осуществляться следующим образом (ч. 7 ст. 9 Закона):
- продовольственные товары со сроком годности менее 10 дней подлежат оплате в срок не позднее 10 рабочих дней со дня их приемки;
- продовольственные товары со сроком годности от 10 до 30 дней подлежат оплате в срок не позднее 30 календарных дней со дня их приемки;
- продовольственные товары со сроком годности свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, подлежат оплате в срок не позднее 45 календарных дней со дня их приемки торговой организацией.
В завершение договорной темы отметим, что договоры поставки продовольственных товаров, заключенные до вступления в силу Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (т. е. до 1 февраля 2010 года), должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями в течение 180 дней с указанной даты.
Целый ряд положений нового закона посвящен регулированию деятельности специализированных игроков на рынке продовольствия - торговых сетей. Особое внимание законодателя к этой категории субъектов торговли объясняется тем, что торговые сети почти всегда являются "сильной" стороной торговых отношений. Соответственно, более слабые позиции поставщиков необходимо отстаивать буквой закона.
Кроме того, деятельность торговых сетей может приобретать четко выраженную монополистическую направленность, что требует введения специального антимонопольного регулирования в области торговой деятельности.
Остановимся на наиболее значимых нововведениях закона, касающихся торговых сетей и осуществления торговли продовольствием посредством торговых сетей.
1) Отныне торговые сети и поставщики продовольственных товаров обязаны обеспечивать друг другу доступ к информации об условиях отбора ими контрагентов для заключения договоров поставки продовольственных товаров, а также о существенных условиях таких договоров. Поставщики, кроме того, должны предоставлять торговым сетям доступ к информации о качестве и безопасности поставляемых им продовольственных товаров. Вышеуказанная информация должна доводиться торговыми сетями и поставщиками до сведения друг друга путем размещения ими такой информации на своих сайтах в сети Интернет либо путем предоставления ее на безвозмездной основе в течение 14 дней со дня получения соответствующего запроса (ч. 1 и 2 ст. 9 Закона).
2) Статья 13 нового закона установила целый свод антимонопольных правил для торговых сетей, осуществляющих деятельность по продаже продовольственных товаров, в числе которых:
- запрет на нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
- запрет на навязывание контрагенту условий взаимодействия (в частности, о запрете на заключение поставщиком договоров поставки продовольственных товаров с другими торговыми организациями; о предоставлении поставщиком сведений о заключаемых им договорах с иными торговыми сетями; о внесении поставщиком платы за право поставок товаров в данную торговую сеть; о внесении поставщиком платы за изменение торговой сетью ассортимента продовольственных товаров, поставляемых данным поставщиком и т. д.)
3) Бурную реакцию и негодование представителей крупных торговых сетей вызвало новшество, согласно которому крупнейшие продовольственные сети теперь не могут приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади в тех регионах (в том числе, в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге), районах и городских округах, где их порог доминирования превышает 25%-ный барьер. При этом порог доминирования считается превышенным, если доля объема всех реализованных торговой сетью продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах соответствующего субъекта, района или городского округа превысила 25 %. Бизнесмены полагают, что подобный запрет практически не оставляет торговым сетям шанса развиваться в небольших городах и поселениях. Ведь лишь войдя на местный рынок, такая сеть может сразу занять более его четверти и автоматически попасть под новый запрет.
Рассматриваемый закон урегулировал и еще целый ряд аспектов осуществления торговой деятельности - например, особенности размещения нестационарных торговых объектов (ст. 10 Закона); требования к организации ярмарок и продажи товаров на них (ст. 11 Закона) и т. д. Однако ввиду ограниченного объема статьи мы не можем остановиться на всех без исключения его нововведениях. Здесь же мы попытались рассказать о наиболее значимых, спорных и сложных с точки зрения практической реализации законодательных новшествах, затрагивающих, в том числе, интересы рядовых потребителей.
Новый закон, по замыслу его авторов, призван в значительной степени повлиять на сложившиеся на сегодняшний день отношения в сфере торговой деятельности в целом и отношения по поставке продовольственных товаров в частности, установить единые требования к торговой деятельности на всей территории РФ, развивать торговую деятельность в условиях конкурентной среды, поддерживать российских производителей товаров, а также обеспечить соблюдение прав и законных интересов участников торговли и населения.
Как составить договор поставки быстро и юридически грамотно?
Всем, для кого актуальна автоматизация процесса подготовки договоров поставки, а также их составление с учетом последних изменений законодательства, Информационная аналитическая система (ИАС) "1С:Консалтинг.Стандарт" представляет новый инструмент - Конструктор договоров поставки.
Что такое Конструктор договоров поставки?
Это интеллектуальная интерактивная программа, созданная юристами и программистами фирмы "1С", которая самостоятельно составляет договоры поставки.
Как работает Конструктор договоров поставки?
- задает пользователю вопросы по существу договора;
- предлагает возможные варианты ответов;
- помогает подобрать верный ответ: дает примеры, приводит комментарии специалистов и ссылки на справочные юридические материалы и законодательные акты;
- обрабатывает ответы пользователя и на основании полученных данных формирует текст договора.
Алгоритм работы Конструктора позволяет получать договоры, индивидуализированные под конкретные потребности и ситуации.
Подготовленный с помощью Конструктора договор можно сохранить на компьютере и распечатать.
Подробнее о новом Конструкторе договоров поставки читайте на www.1c.ru/ks/
Что такое ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт"?
- это ежемесячно обновляемый информационный продукт Фирмы "1С" (DVD);
- ЮРИДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ - персональный юридический помощник организаций и предпринимателей;
- юридические, налоговые и бухгалтерские справки; консультации юристов и аудиторов; аналитические обзоры арбитражной практики; пошаговые методики для решения типовых проблем; конструкторы юридических документов и многое другое.
Как приобрести ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт"?
Заказать бесплатную демонстрацию и приобрести "1С:Консалтинг. Стандарт" можно в фирме "1С" (pravo@1c.ru, тел. (495) 253-45-65, факс (495) 253-09-66) либо у партнеров фирмы "1С" (www.1c.ru/ks/partners/).
Рекомендованная розничная цена
ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт" (в рублях)
DVD Локальная версия
Плата за подключение |
Дальнейшее сопровождение |
||
3 месяца |
6 месяцев |
12 месяцев |
|
3 960 |
6 800 |
13 000 |
25 000 |
DVD Сетевая версия
Плата за подключение |
Дальнейшее сопровождение |
||
3 месяца |
6 месяцев |
12 месяцев |
|
7 920 |
13 560 |
26 100 |
50 000 |