Обязательная маркировка звонков от организаций и ИП с 1 сентября 2025 года
С 1 сентября 2025 года организации и ИП станут на обязательной основе маркировать все свои звонки как клиентам, так и любым третьим лицам. Рассказываем, что из себя представляет маркировка звонков, как она будет осуществляться и какие последствия ожидают бизнес, который откажется маркировать свои звонки.

Что такое обязательная маркировка звонков

С 1 сентября 2025 года операторы связи обязаны маркировать все вызовы, поступающие на телефоны абонентов от организаций и ИП (новый п.9.1 ст.46 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи»). Со своей стороны организации и ИП к указанному моменту должны подключить маркировку своих вызовов, заключив с оператором связи соответствующий договор. Правила маркировки телефонных вызовов (далее – Правила) отдельным постановлением утвердит Правительство РФ. Сейчас проект данного постановления уже прошел общественное обсуждение и готов к принятию.

Согласно новым требованиям, маркировка звонков предполагает обязательное уведомление каждого абонента о том, кто и с какой целью ему звонит или направляет СМС-сообщение. Любой коммерческий вызов будет сопровождаться информацией о наименовании звонящей организации и цели совершения вызова (предложение кредита, товара, услуги и т.д.). Эта информация станет выводиться на экран телефона абонента в текстовом формате и не будет превышать 32 символов, в том числе цифр, строчных и прописных букв кириллического или латинского алфавита (п.3 Правил).

Если телефон абонента, на который поступает коммерческий вызов, не поддерживает технической возможности отображения на экране указанных сведений, абонент может узнать сведения о поступающем вызове путем совершения звонка оператору связи. Оператор обязан раскрыть информацию о поступающих абоненту вызовах по первому его запросу (п.8 Правил). 

Маркировка вызовов будет платной для бизнеса и бесплатной для граждан (потребителей). 

Маркировка звонков направлена на установление дополнительных мер защиты граждан и потребителей от мошеннических действий злоумышленников в виде достоверного информирования о вызывающих абонентах. По задумке законодателей, введение маркировки звонков позволит гражданам безошибочно отделять коммерческие вызовы от вызовов мошеннического характера.

В настоящее время маркировка звонков уже действует и применяется большинством операторов сотовой связи. Звонки от отдельных компаний уже идентифицируются на экране телефонов при принятии вызовов. Вместе с тем маркировка звонков сейчас осуществляется на добровольных началах и по желанию самих компаний, которые подключают соответствующую услугу для своих корпоративных номеров. Те компании, которые не желают подключать маркировку, могут безнаказанно работать и без нее.

Но с 1 сентября 2025 года маркировка звонков для бизнеса станет общеобязательной. Это обусловлено тем, что именно с 1 сентября вступает в силу новый п.9.1 ст.46 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ, обязывающий бизнес маркировать свои звонки. 

В то же самое время к указанному сроку бизнес и операторы связи могут быть еще технически не готовы к внедрению полномасштабной маркировки телефонных вызовов. В связи с этим предполагаемый срок внедрения обязательной маркировки могут перенести на более позднюю дату. 

Как подключить обязательную маркировку звонков

Переход на обязательную маркировку звонков станет осуществляться на договорной основе. Для подключения маркировки компании должны заключить с оператором связи соответствующий договор об отображении информации о компании на пользовательском оборудовании. Данный договор носит возмездный характер. Тарифы на подключение маркировки определят сами операторы связи с учетом установленных Правительством РФ предельных значений (пока еще не установлены). Конечная стоимость услуг по договору будет зависеть от количества корпоративных абонентских номеров, подключенных к маркировке вызовов.

Для заключения данного договора организациям и ИП потребуется предоставить оператору связи следующие сведения о себе (п.5 Правил):

  • полное и сокращенное наименование организации либо ФИО предпринимателя;
  • ИНН;
  • свидетельство о регистрации товарного знака (при наличии такового);
  • вид осуществляемой деятельности, согласно ОКВЭД;
  • перечень абонентских номеров, с которых станут осуществляться телефонные вызовы, адресованные абонентам.

Также компании должны передать оператору связи сведения о категории телефонных вызовов, которые планируется совершать в адрес абонентов. Правила передачи сведений оператором связи предусматривают 38 отдельных разновидностей телефонных вызовов, поступающих от субъектов предпринимательской деятельности. В их число, в частности, входят такие категории, как кредиты, культура и развлечения, магазины, медицина, недвижимость, образование, предложения товаров и услуг и т.д.

После получения от компании перечисленных выше сведений оператор связи должен в течение 10 рабочих дней подключить маркировку всех исходящих вызовов с ее корпоративных номеров (п.9 Правил). Причем заключать отдельный договор на маркировку вызовов с каждым из действующих операторов связи не потребуется. Достаточно заключить один договор с одним оператором. После заключения данного договора оператор направит сведения о компании всем прочим операторам связи, которые автоматически подключат компанию к маркировке звонков в своих сетях связи (п.6 Правил).

Что будет, если организация не захочет маркировать звонки

Никаких специальных штрафов за отсутствие маркировки совершаемых вызовов для компаний с 1 сентября 2025 года вводить не планируется (по крайней мере сейчас). Но это не значит, что бизнес, который проигнорирует маркировку, вообще не понесет никакой ответственности. Так, немаркированные звонки коммерческого характера могут быть квалифицированы в качестве спама и ненадлежащей рекламы. Ответственность за подобные действия сейчас установлена в соответствии с ч.4.1 ст.14.3 КоАП РФ. Данная норма предусматривает наложение административных штрафов в размере:

  • от 20 000 до 100 000 рублей – для ИП;
  • от 20 000 до 100 000 рублей – для должностных лиц организаций;
  • от 300 000 до 1 млн рублей – для организаций.

Кроме того, отсутствие маркировки приведет и к утрате значительной клиентской базы. Немаркированные звонки абоненты могут попросту игнорировать, а также помечать как спам и вводить запрет на их получение.

В материале использованы фото: Ken stocker / Shutterstock / Fotodom.

Комментарии
  1. Подозрительный консультант

    Вряд ли это повлияет на количество звукового спама и число мошенников.

    • Дотошный аудитор

      Подозрительный консультант, Еще как повлияет. Человек будет заранее знать, кто именно и с какой целью ему звонит. Рекламные сообщения нельзя будет маскировать якобы заботой о клиенте и его интересах. Если станет звонить банк, то на экране так и будет отображаться - звонок поступает от кредитной организации в целях предложения кредита или займа. Если звонок станет поступать с неизвестного номера, то на него отвечать уже не нужно. Очевидно, что в таком случае звонит либо мошенник, либо человек просто ошибся номером.

      • Душнила

        Дотошный аудитор, Закон прямо не заставляет маркировать "ООО Рога и Копыта. Попытка втюхать дичь" там достаточно названия компании и цель звонка можно указать "клиентский отдел/сервис"

      • Охранник со сканвордом

        Дотошный аудитор, Если звонок станет поступать с неизвестного номера, то на него отвечать уже не нужно." - интересный подход. Вы никогда не брали трубку с неизвестного номера?

        Ну значит будут звонить не с "кредитной организации", а обманывать от "частного лица". Что мешает? - ничего. Достаточно напугать человека. Все слабые места мошенникам известны. Люди боятся за свои финансы, безопасность, безопасность близких, здоровье и подорвать чувство безопасности можно и от "частного лица" без маркировки.

        Этот закон вообще не про защиту. Только бизнес - и ничего личного! Залезть в карман компаний.

        В 2014 году внесли поправки в закон о связи под предлогом борьбы со СПАМом. В итоге переделили рынок СМС и монополизировали его в пользу большой четверки. Цена на бизнес СМС выросла с 5 копеек до 5 рублей. И десятки и сотни небольших компаний ушли с рынка. В СМИ крутили заказные черные статьи очерняющие этот бизнес. СПАМ перешел в звонки, что раздражает еще больше, а стоимость бизнес СМС выросла с 5 копеек до 5 рублей. Сделали только хуже. При такой цене конечно СПАМ ушел из СМС..... вместе с порядочными компаниями. 1000 порядочных компаний перестали пользоваться смс рассылками и оповещениями.

        Какой урон произведен экономике никто не считал.

  2. Взъерошенный админ

    Мертворожденный закон. Мошенники уже работабт

    • Тот самый главбух

      Взъерошенный админ, Мошенничество в любом случае неизбежно. Если есть возможность совершать звонки или направлять сообщения физлицам иным способом, то непременно найдутся и желающие злоупотребить доверием абонентов. Понятно, что обязательная маркировка звонков полностью не исключает и не может исключить мошенничество. Мошенники безусловно научатся обходить маркировку, в том числе и подделывая ее. Но то, что такая маркировка в разы сократит число мошенничеств - это тоже факт. Поэтому закон очень даже действенный. Но невозможного от него требовать нельзя.

  3. Все знаю в 1С

    Неужели Актион промаркирует все свои телефоны и можно будет сразу кидать звонки от него в блок?:)))

    • Забалансовый счет

      Все знаю в 1С, Так оно и будет. Все компании обязаны маркировать свои звонки с 1 сентября, в том числе и озвученная вами. Ранее, еще на этапе подготовки законопроекта многие предполагали, что можно будет обходиться без маркировки, уплачивая копеечные штрафы за нарушения. При больших оборотах такие штрафы представлялись лишь издержками. Но потом законодатели учли данный момент и прописали в законопроекте штрафы от 300 тысяч до миллиона. Нарушать с подобными штрафами становится крайне невыгодным для любой компании, независимо от ее оборотов.

  4. Блондинка по зарплате

    Так с абонентов за эту маркировку будут еще и плату списывать. Замечательно придумали.

    • Главбухыч

      Блондинка по зарплате, Нет, с рядовых абонентов плату за маркировку звонков никто списывать не будет. Сама по себе маркировка действительно осуществляется на платной основе. Договор о маркировке, заключаемый с оператором мобильной связи и интернета, носит возмездный характер. Он предполагает выплату оператору вознаграждения за осуществляемую маркировку. Но данное вознаграждение, плату за маркировку станут вносить сами компании, с чьих корпоративных сим-карт осуществляются рекламные обзвоны и рассылки спама. Для абонентов маркировка абсолютно бесплатна. Списывать средства со счетов абонентов за маркировку не будут.