
Обязательная маркировка телефонных звонков
Правительственный законопроект №842276-8, который Госдума планирует принять в самое ближайшее время, введет в действие обязательную маркировку телефонных звонков, поступающих от организаций (новая ст.44.3 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи»).
В соответствии с механизмом маркировки при поступлении звонка на телефоне абонента станет отображаться информация, какая именно организация ему звонит (банк, магазин, медучреждение и т.д.) и какие услуги она оказывает (кредитование, доставка товаров и т.д.).
Таким образом, еще не отвечая на звонок, абонент будет знать, кто и с какой целью ему звонит. Если звонок совершается с номера мошенника или международного виртуального номера, об этом абонента также проинформируют. Для этого в России создадут единую базу мошеннических номеров с записью голосов. Доступ к этой базе данных получат как правоохранители, так и операторы связи, которые смогут предупреждать абонентов о подозрительных звонках и блокировать звонки, поступающие от лиц, внесенных в базу данных.
Сейчас некоторые операторы связи уже маркируют телефонные звонки, но делают они это добровольно и часто на платной основе. По новым же правилам маркировка телефонных звонков станет обязательной для всех операторов связи. Причем такая маркировка звонков будет бесплатной. Никаких комиссий и сборов за такую услугу операторы с абонентов взимать не будут.
Блокировка массовых рекламных звонков
Поправки вводят для организаций, ИП и физлиц запрет на осуществление массовых телефонных вызовов в целях распространения рекламы (новая ч.1.1 ст.18 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»). Компании могут звонить физлицам только при условии предоставления операторам связи сведений о цели таких звонков и абонентах, на телефоны которых планируется осуществлять звонки. Если компания не предоставит такие сведения, ее звонки будут блокироваться. Также операторы связи станут блокировать все массовые телефонные звонки, осуществляемые в рекламных целях.
Звонить физлицам можно только в ограниченных целях (например, узнать о состоянии оборудования, качестве обслуживания, качестве ранее приобретенной продукции и т.д.). Если оператор связи установит, что какая-либо компания осуществляет массовые рекламные звонки, ее абонентские номера будут заблокированы, а договор на оказание услуг связи – расторгнут.
Абоненты-физлица получат возможность самостоятельно заблокировать звонки от любой компании. Для этого абонент сможет обратиться к оператору связи с соответствующим заявлением. Кроме того, подать жалобу на навязчивые звонки абоненты смогут через портал Госусулуг или МФЦ (новая ст.44.3 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ). Порядок подачи таких жалоб утвердит Правительство РФ.
Самозапрет на оформление сим-карт
Законопроект разрешает физлицам устанавливать запрет на заключение с ними договоров об оказании услуг связи. В этих целях статья 45 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ будет дополнена новым пунктом 7.1, в соответствии с которым любой желающий с 1 сентября 2025 года сможет оформить самозапрет на оформление сим-карт на свое имя. Данная норма позволит исключить ситуации, когда злоумышленники, завладев паспортными данными человека, оформляют на него сим-карты и телефонные номера, с которых впоследствии совершают противоправные действия.
Самозапрет на оформление сим-карт можно будет оформить либо через портал Госуслуг, либо обратившись в МФЦ. Форму соответствующего заявления и порядок его оформления и подачи позднее утвердит Правительство РФ. Снять самозапрет на заключение договоров об оказании услуг связи можно только при личном посещении физическим лицом МФЦ и при условии предъявления паспорта либо документа, удостоверяющего личность лица без гражданства.
Общение с клиентами через мессенджеры
Поправки дополнит Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» новой статьей 11.5, которая частично запретит банкам общаться со своими клиентами, в том числе и потенциальными, через мессенджеры (сервисами обмена мгновенными сообщениями). В соответствии с данной статьей банки не смогут посылать гражданам голосовую информацию, текстовые сообщения, а также изображения, звуки и видео через иностранные мессенджеры. Перечень иностранных мессенджеров, которые подпадут под запрет, позднее утвердит Роскомнадзор.
Что касается российских мессенджеров, то ими банки смогут пользоваться при общении с клиентами только после прохождения их работниками идентификации в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Если работник банка напишет или передаст клиенту какую-либо информацию в российском мессенджере, то такое сообщение должно позволять идентифицировать работника кредитной организации – его ФИО и должность. В противном случае электронные сообщения, поступающие от банков через мессенджеры, станут квалифицироваться в качестве мошеннических действий.
Дополнительная проверка пользователей
Банки, маркетплейсы, операторы связи, социальные сети и сайты, которые посещают более 300 000 пользователей за сутки, обязаны обеспечить своим пользователям возможность дополнительной аутентификации через Единую биометрическую систему (ЕБС). В этих целях поправки излагают в новой редакции ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В соответствии с новой редакцией указанной статьи любой пользователь перечисленных ресурсов, находящийся на территории РФ, при авторизации на сайте будет иметь возможность установить дополнительную проверку своей личности по биометрическим данным.
И если пользователь воспользуется такой возможностью, то попасть в его аккаунт на сайте банка, соцсети, оператора связи или маркетплейса можно будет только после прохождения биометрической проверки. Но отказ пользователя от дополнительной аутентификации по биометрии не будет служить основанием для отказа в обслуживании такого пользователя и предоставлении ему товаров, работ и услуг.
Дополнительная проверка продавцов на маркетплейсах и досках объявлений
Маркетплейсы и интернет-доски объявлений, которые в течение суток посещает более 200 000 пользователей, находящихся на территории РФ, обязаны будут осуществлять идентификацию и аутентификацию продавцов товаров и услуг через ЕСИА. Другими словами, продавцы должны пройти регистрацию на сайте Госуслуг с предъявлением паспортных данных и СНИЛС.
Если продавец откажется проходить регистрацию в единой системе идентификации, то он не сможет размещать на маркетплейсах и досках объявлений сведения о продаваемых товарах, работах и услугах (новая ч.15 ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ).
Запрет иностранных мессенджеров
Поправки запрещают маркетплейсам, интернет-доскам объявлений и социальным сетям использовать сервисы обмена мгновенными сообщениями (мессенджеры), принадлежащие иностранным организациям или иностранным гражданам. Перечень запрещенных к использованию мессенджеров будет утвержден Роскомнадзором. В рамках маркетплейсов, сервисов для размещения объявлений и соцсетей пользователи для обмена голосовой информацией, текстовыми сообщениями, изображениями, звуками, видео и иными электронными сообщениями смогут использовать только российские мессенджеры (новая редакция ст.10.6 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ).
Также запрет на использование иностранных мессенджеров будет введен для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, госучреждений и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия. Контактировать с населением они смогут только через российские мессенджеры при условии идентификации их должностных лиц через ЕСИА.
Кроме того, использовать в своей деятельности иностранные мессенджеры не смогут и операторы связи (новый п.10 ст.45 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ).В материале использованы фото: VideoFlow / Shutterstock / Fotodom.
А с мошенниками, которые людей гипнотизируют по телефону, что будут делать?
Бухгалтерёнок, То же самое, что и со всеми прочими мошенниками - при наличии доказанного состава преступления за мошенничество могут лишить свободы на значительный срок. Сейчас в УК РФ есть целый комплекс статей, предусматривающих уголовную ответственность, в том числе, за мошенничество, за кибермошенничество, за мошенничество в сфере кредитования и мошенничество с использованием банковских карт и электронных кошельков.
Другое дело - привлечь по ним крайне сложно. Поэтому рассмотренные здесь поправки нацелены на то, чтобы по возможности минимизировать контакты граждан с мошенниками и пресечь хищение средств еще на стадии обзвона потенциальных жертв.
Хорошо бы ещё хоть какую то ответственность для этих мошенников ввели
Главбухыч, Дополнительно вводить ничего не нужно. Нормы об уголовной ответственности за мошенничество уже давно действуют и применяются. Сейчас действует статья 159 УК РФ, которая устанавливает наказания за хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
Эти действия наказывают лишением свободы на срок до двух лет. Если мошенничество совершается группой лиц, лишение свободы может устанавливаться на срок до пяти лет, а если в особо крупном размере - до 10 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей.
А обычным людям какими месенджерами пользоваться прикажут если иностранные отменят?