Особенности формирования декларации и налогового расчета по налогу на имущество
Каким образом сформировать в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2 налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовому платежу) по налогу на имущество организаций, если все имущество учреждения числится на балансе, но полностью самортизировано? Как сформировать единый Раздел 2 декларации (расчета по авансовому платежу) по льготируемому и нельготируемому имуществу при использовании учреждением только одной льготы? Рассказывают эксперты 1С.

Заполнение декларации и расчета, если у имущества нет остаточной стоимости

Согласно статье 386 НК РФ налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовому платежу) по налогу на имущество организаций должны сдавать все плательщики налога на имущество.

Налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.

Объектом обложения налогом на имущество признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Таким образом, если все основные средства учреждения имеют нулевую остаточную стоимость и числятся на балансе, то до списания с учета они признаются объектом налогообложения по налогу на имущество, и учреждение обязано представлять в налоговые органы «нулевые» налоговые декларации (налоговые расчеты по авансовым платежам) по налогу на имущество. Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС России от 08.02.2010 № 3-3-05/128.

Начиная с представления налоговой декларации за 2017 год, следует применять формы и порядок заполнения налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество, утвержденные приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271.

Согласно пункту 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций (далее - Порядок), приведенному в Приложении № 3 к приказу ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271, декларация представляется в следующем составе:

  • Титульный лист;
  • Раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет» (далее - Раздел 1);
  • Раздел 2 «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налого­обложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства» (далее - Раздел 2);
  • Раздел 2.1 «Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости» (далее - Раздел 2.1);
  • Раздел 3 «Исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость» (далее - Раздел 3).

Расчет по авансовому платежу имеет аналогичный состав и порядок заполнения (Приложение № 6 к приказу ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271).

Раздел 3 декларации (расчета) госучреждениями не заполняется, поскольку порядок расчета налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества на них не распространяется. Его должны применять собственники некоторых объектов недвижимости, а также те, кому они переданы на праве хозяйственного ведения (п. 2 ст. 375, подп. 3 п. 12, п. 13 ст. 378.2 НК РФ).

Раздел 2 заполняется по имуществу, по которому налоговая база определяется как среднегодовая стоимость.

Согласно пункту 6.1 Порядка Раздел 2.1 декларации заполняется российскими и иностранными организациями в отношении объектов недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которых признается среднегодовая стоимость, сумма налога в отношении которых исчисляется в Разделе 2 Расчета.

Таким образом, Разделы 2 и 2.1 декларации (расчета) по налогу на имущество не заполняются, так как у имущества учреждения нет остаточной стоимости.

Вместе с тем в Разделе 2 необходимо указывать код вида имущества, код по ОКТМО и код бюджетной классификации с целью выгрузки отчета согласно формату обмена, который также утвержден приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@.

Порядок заполнения декларации и расчета в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2 для составления декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций предназначены регламентированные налоговые отчеты Декларация по налогу на имущество и Авансы по налогу на имущество (раздел Учет и отчетность, сервис 1С-Отчетность).

Для того чтобы сформировать и предоставить в налоговую инспекцию «нулевую» декларацию, следует создать отчет Декларация по налогу на имущество (Авансы по налогу на имущество) (далее - Отчет), выбрав отчетный период, за который отчитывается учреждение. В результате создания отчета Титульный лист заполнится автоматически.

Затем следует перейти в Раздел 2 Отчета и вручную указать код вида имущества, код по ОКТМО, код бюджетной классификации (рис. 1).

Декларация (расчет по авансовому платежу) по налогу на имущество может включать несколько Разделов 2. Например, несколько Разделов 2 следует заполнять в отношении:

  • имущества, налог по которому уплачивается по местонахождению организации;
  • имущества каждого обособленного подразделения с отдельным балансом;
  • недвижимого имущества, которое расположено вне местонахождения организации (обособленного подразделения с отдельным балансом);
  • имущества, при налогообложении которого применяются разные налоговые ставки.

Полный перечень категорий имущества, по которому требуется отдельно составлять Раздел 2, приведен в пункте 5.2 Порядка. При наличии имущества с разными кодами вида имущества, по ОКТМО следует заполнить несколько Разделов 2 Отчета.

Далее следует перейти в Раздел 1 Отчета и нажать кнопку Заполнить Раздел 1 по данным Разделов 2 и 3, и строки 010 «код по ОКТМО», 020 «Код бюджетной классификации» заполнятся автоматически (рис. 2).

После заполнения и записи отчета учреждению останется лишь отправить его в налоговую инспекцию по телекоммуникационным каналам связи непосредственно из программы.

Заполнение декларации и расчета при применении одной льготы

В соответствии с письмом ФНС России от 05.08.2008 № 3-3-06/234@, если в учреждении применяется одна льгота по налогу на имущество, то отдельный Раздел 2 налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество и декларации по налогу на имущество по льготируемому имуществу не заполняется.

В этом случае следует формировать единый Раздел 2 по льготируемому и нельготируемому имуществу.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2 реализовано заполнение единого Раздела 2 декларации (расчета по авансовому платежу) при использовании учреждением одной льготы.

Для формирования единого Раздела 2 Отчета у льготируемого (рис. 3) и не льготируемого (рис. 4) имущества в регистре сведений Ставки налога на имущество (раздел Налоги) должны быть установлены одинаковые значения в реквизитах:

  • Код по ОКТМО;
  • Налоговая база;
  • Код вида имущества;
  • Налоговая ставка.


Для льготируемого имущества (для которого в регистре сведений Ставки налога на имущество установлено значение Налоговой льготы «Освобождается от налогообложения») также следует заполнить налоговую ставку, установленную в соответствии со статьей 380 НК РФ законом субъекта РФ.

То есть, если по льготируемому имуществу была установлена налоговая ставка 0 %, ее следует заменить на ставку, установленную субъектом РФ (например, 2,2 %). При этом налог на имущество по льготируемому имуществу не рассчитывается.

Комментарии