Отчетность за I квартал: использование регламентированных отчетов фирмы "1С"
В нормативно-правовой базе, регулирующей бухгалтерский учет и налогообложение хозяйствующих субъектов в 2001 году, произошли существенные изменения, которые необходимо учитывать при подготовке отчетности за 1 квартал 2001 года. Введен новый План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций, вступили в действие новые Положения по бухгалтерскому учету, начали действовать отдельные главы части второй Налогового кодекса, установлен новый порядок ведения счетов-фактур, книги покупок и продаж, утверждены новые формы налоговых расчетов и деклараций и т. д. В настоящей статье С.А. Харитонов (Финансовая академия при Правительстве РФ) рассматривает вопросы использования регламентированных отчетов фирмы "1С" при подготовке отчетности за 1 квартал 2001 года.

Содержание

Прежде всего, из состава регламентированных форм отчетности исключены формы расчетов (деклараций) по упраздненным налогам. В связи в введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2001 года не взимаются:

1. Налог на реализацию горюче-смазочных материалов.

2. Налог на приобретение автотранспортных средств.

3. Налог на отдельные виды транспортных средств.

4. Налог на пользователей автомобильных дорог в части, зачисляемой в Федеральный дорожный фонд.

5. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

При проведении расчетов по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов в 2001 году следует принять во внимание письмо МНС России от 22.01.2001 № ВГ-6-03/53 «О налоге на реализацию горюче-смазочных материалов». В письме, в частности, отмечается, что по ГСМ, отгруженным до 1 января 2001 года, при принятой для целей налогообложения учетной политике «по отгрузке», независимо от даты оплаты, налог на реализацию ГСМ исчисляется и уплачивается в порядке, действовавшем на дату отгрузки.

По горюче-смазочным материалам, отгруженным до 1 января 2001 года, оплата за которые поступила после 1 января 2001 года, при принятой для целей налогообложения учетной политике «по оплате», налог на реализацию горюче-смазочных материалов не исчисляется и не уплачивается. Из этого следует, что суммы налога, учтенные на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Налоги, отложенные к уплате в бюджет» при отгрузке ГСМ, подлежат зачислению на доходы организации (в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91.1 «Прочие доходы» - по новому плану счетов, или счета 80 «Прибыли и убытки» - по старому плану счетов), а полученные в 2001 году от покупателя «суммы НГСМ» подлежат включению в облагаемую базу по налогу на добавленную стоимость как средства, связанные с оплатой товаров (работ, услуг).

У покупателей суммы налога на реализацию ГСМ по горюче-смазочным материалам, приобретенным до 1 января 2001 года и реализованным после этой даты, включаются для целей налогообложения (налогом на прибыль, на пользователей автомобильных дорог) в состав стоимости приобретения этих ГСМ.

В соответствии с Федеральным законом от 24.03.2001 № 33-ФЗ с 1 января 2001 года ставка налога на пользователей автомобильных дорог устанавливается в размере:

- 1 процент от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);

- 1 процент от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

При этом налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности, а суммы налога полностью зачисляются в территориальные дорожные фонды или в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Как сообщено письмом МНС России от 22.01.2001 № ВГ-6-03/52, налог на пользователей автомобильных дорог по ставке 1 процент исчисляется и уплачивается по налоговой базе, возникшей в 2001 году. Это означает, что организациям с учетной политикой для целей налогообложения «по оплате», начислившим налог на пользователей автомобильных дорог до 01.01.2001 на счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» отдельный субсчет «Налоги, отложенные к уплате в бюджет», следует списать «излишки» на счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91.1 «Прочие доходы» (счет 80 «Прибыли и убытки» старого плана счетов) по элементу «прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году».

Порядок исчисления и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы регулировался на региональном уровне. Поэтому за разъяснением порядка «окончательных» расчетов по этому налогу следует обращаться в налоговые органы на местах.

 

Исключение упраздненных налогов из регламентированных форм отчетности за I квартал 2001 года

Прежде всего, из состава регламентированных форм отчетности исключены формы расчетов (деклараций) по упраздненным налогам. В связи в введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2001 года не взимаются:

1. Налог на реализацию горюче-смазочных материалов.

2. Налог на приобретение автотранспортных средств.

3. Налог на отдельные виды транспортных средств.

4. Налог на пользователей автомобильных дорог в части, зачисляемой в Федеральный дорожный фонд.

5. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

При проведении расчетов по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов в 2001 году следует принять во внимание письмо МНС России от 22.01.2001 № ВГ-6-03/53 «О налоге на реализацию горюче-смазочных материалов». В письме, в частности, отмечается, что по ГСМ, отгруженным до 1 января 2001 года, при принятой для целей налогообложения учетной политике «по отгрузке», независимо от даты оплаты, налог на реализацию ГСМ исчисляется и уплачивается в порядке, действовавшем на дату отгрузки.

По горюче-смазочным материалам, отгруженным до 1 января 2001 года, оплата за которые поступила после 1 января 2001 года, при принятой для целей налогообложения учетной политике «по оплате», налог на реализацию горюче-смазочных материалов не исчисляется и не уплачивается. Из этого следует, что суммы налога, учтенные на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Налоги, отложенные к уплате в бюджет» при отгрузке ГСМ, подлежат зачислению на доходы организации (в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91.1 «Прочие доходы» - по новому плану счетов, или счета 80 «Прибыли и убытки» - по старому плану счетов), а полученные в 2001 году от покупателя «суммы НГСМ» подлежат включению в облагаемую базу по налогу на добавленную стоимость как средства, связанные с оплатой товаров (работ, услуг).

У покупателей суммы налога на реализацию ГСМ по горюче-смазочным материалам, приобретенным до 1 января 2001 года и реализованным после этой даты, включаются для целей налогообложения (налогом на прибыль, на пользователей автомобильных дорог) в состав стоимости приобретения этих ГСМ.

В соответствии с Федеральным законом от 24.03.2001 № 33-ФЗ с 1 января 2001 года ставка налога на пользователей автомобильных дорог устанавливается в размере:

- 1 процент от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);

- 1 процент от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

При этом налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности, а суммы налога полностью зачисляются в территориальные дорожные фонды или в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Как сообщено письмом МНС России от 22.01.2001 № ВГ-6-03/52, налог на пользователей автомобильных дорог по ставке 1 процент исчисляется и уплачивается по налоговой базе, возникшей в 2001 году. Это означает, что организациям с учетной политикой для целей налогообложения «по оплате», начислившим налог на пользователей автомобильных дорог до 01.01.2001 на счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» отдельный субсчет «Налоги, отложенные к уплате в бюджет», следует списать «излишки» на счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91.1 «Прочие доходы» (счет 80 «Прибыли и убытки» старого плана счетов) по элементу «прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году».

Порядок исчисления и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы регулировался на региональном уровне. Поэтому за разъяснением порядка «окончательных» расчетов по этому налогу следует обращаться в налоговые органы на местах.

 

Промежуточная бухгалтерская отчетность в "1С:Бухгалтерии"

Министерство финансов России в 2001 году не вносило никаких изменений в порядок составления промежуточной бухгалтерской отчетности. В этой связи в комплект форм отчетности фирмы «1С» включены:

-   для «1С:Бухгалтерии» со старым планом счетов – те же формы, которые использовались для составления промежуточной отчетности 2000 года.

-   для «1С:Бухгалтерии» с новым планом счетов – Бухгалтерский баланс (форма №1) и Отчет о прибылях и убытках (форма №2) с новым алгоритмом формирования отдельных показателей. При этом номера и названия счетов в форме №1 приведены в соответствие с новым планом счетов.

При составлении промежуточной бухгалтерской отчетности 2001 года следует обратить внимание, что с 1 января вступили в действие два новых стандарта:

1.       Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16.10.2000 № 91н, которое регулирует порядок учета приобретаемых начиная с 1 января 2001 года прав в составе объектов нематериальных активов.

2.       Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н, которое устанавливает порядок учета средств на счетах 86 «Целевое финансирование» (по новому плану счетов) и 96 «Целевое финансирование и поступления» (по старому плану счетов).

Подробное описание алгоритмов заполнения форм бухгалтерской отчетности размещено на диске информационно-технологического сопровождения № 4 за 2001 год.

 

Единый социальный налог в "1С:Бухгалтерии"

Остановимся более подробно на составлении отчетности по единому социальному налогу и обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии с пунктом 1 статьи 243 НК РФ в течение налогового периода (календарный год) налогоплательщики производят по итогам отчетного периода (календарный месяц) исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма налога, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством РФ по налогам и сборам.

Рассмотрим в качестве примера порядок заполнения формы расчета авансовых платежей по ЕСН для организаций, выступающих в качестве работодателей.

Эта форма состоит из двух таблиц. Первая таблица представляет собственно расчет авансовых платежей. В ней по каждой составляющей налога (ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС) приводятся обобщенные данные о налоговой базе, суммах начисленных и уплаченных авансовых платежей налога, расходах на цели государственного социального страхования и состоянии текущих расчетов. Вторая таблица является вспомогательной. В ней приводится расчет налогооблагаемой базы, показываемой по строке 400 первой таблицы.

Если расчеты по оплате труда ведутся непосредственно в типовой конфигурации «Бухгалтерский учет», то для автоматического составления расчета по авансовым платежам можно воспользоваться регламентированным отчетом. При этом следует учитывать следующее.

При заполнении вспомогательной таблицы анализируется значение периодической константы «Использовать регрессивную шкалу». Если при исчислении налога не используется регрессивная шкала, то налоговая база по всем сотрудникам отражается по строке «До 100000 руб.» независимо от ее размера. В противном случае налоговая база исчисляется по каждому сотруднику и в зависимости от ее размера включается в данные соответствующей строки.

Налоговая база по каждому сотруднику в алгоритме регламентированного отчета рассчитывается как кредитовый оборот по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», уменьшенный на обороты в корреспонденции со счетом «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», субсчетами 69.1 «Социальное страхование» и 69.11 «Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», плюс кредитовый оборот по счету КФ «Корректировка в фонды». При этом предполагается, что аналитический учет на счете КФ ведется в двух разрезах: по субконто 1 «Фонды» типа перечисление и субконто 2 «Сотрудники» типа справочник, а на субсчетах 69.1 «Социальное страхование», 69.2 «Пенсионное обеспечение» и 69.3 «Медицинское страхование» аналитический учет ведется по субконто «Сотрудники». Кроме того, на субсчете 69.1 «Социальное страхование» ведется аналитический учет по начислению ЕСН и расходам на цели государственного социального страхования.

При использовании счета КФ «Корректировка в фонды» следует учитывать, что по кредиту этого счета отражаются:

- с плюсом - суммы, которые подлежат включению в налоговую базу, но которые не отражены по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (например, суммы материальной выгоды);

- с минусом – суммы, которые отражены по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (кроме корреспондирующих со счетом «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и субсчетами 69.1 «Социальное страхование» и 69.11 «Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»), но не признаваемые объектами налогообложения.

Заполнение строки 500 «Сумма начисленных авансовых платежей по налогу нарастающим итогом с начала года» первой таблицы в алгоритме производится по кредитовым оборотам на субсчетах 69.2 «Пенсионное обеспечение», 69.3 «Медицинское страхование» (объекты аналитического учета «ФФОМС и ТФОМС») и 69.1 «Социальное страхование» (объект аналитического учета «Взносы: начислено/уплачено»). Значение показателей этой строки должно соответствовать данным строки «Итого» вспомогательной таблицы.

Строки 600- 621 (расходы на цели государственного социального страхования) заполняются только в части ЕСН, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации. Порядком предусмотрено, что расходы, произведенные на цели государственного социального страхования сверх исчисленных авансовых платежей, подлежат возмещению Фондом социального страхования РФ, а не налоговыми органами, в связи с чем при заполнении стр. 800 и 805 они не учитываются.

Заполнение графы 5 указанных строк производится по дебетовому обороту по субсчету 69.1 «Социальное страхование», объект аналитического учета «Расходы по страхованию».

Заполнение строк 700 и 710 (перечислено авансовых взносов) производится по дебетовым оборотам на субсчетах 69.2 «Пенсионное обеспечение», 69.3 «Медицинское страхование» (объекты аналитического учета «ФФОМС и ТФОМС») и 69.1 «Социальное страхование» (объект аналитического учета «Взносы: начислено/уплачено») в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета».

Отчетность в ФСС РФ в регламентированных формах отчетности за I квартал 2001 года

Отчетность в ФСС РФ в регламентированных формах отчетности за I квартал 2001 года

Правильность заполнения строк 600, 605, 610, 611, 620 и 621 может быть проверена налоговыми органами на основании Сведений (отчета) по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации, которые налогоплательщик обязан представить исполнительному органу и налоговому органу в месяце, следующем за истекшим кварталом.

Форма таких Сведений утверждена постановлением ФСС РФ от 30.11.2000 № 113. Как и прежде, она называется Форма – 4 ФСС РФ, но по сравнению с ранее используемой состоит из 3-х разделов.

В налоговый орган представляется Раздел I «Расчеты по единому социальному налогу». Он состоит из нескольких таблиц.

В таблице 1 приводятся данные о начисленных к уплате и зачтенных в счет уплаты сумм налога в части Фонда социального страхования РФ.

В левой части таблицы 1 показывается:

- суммы ЕСН, начисленного в течение налогового периода в Фонд социального страхования РФ (строка 1);

- не принятые к зачету расходы в счет уплаты ЕСН (строка 2);

- суммы, полученные от исполнительного органа Фонда в счет возмещения произведенных расходов (строка 3).

В строке 4 приводится сумма показателей строк 1-3.

При заполнении левой части таблицы 1 с помощью регламентированного отчета фирмы «1С» в расчете показателей используются кредитовые обороты по объектам аналитического учета на субсчете 69.1 «Социальное страхование»:

- строка 1 - по объекту «Взносы: начислено/уплачено» – за каждый месяц в отдельности;

- строка 2 - по объекту «Не принято к зачету» – нарастающим итогом с начала года;

- строка 3 - по объекту «Расходы по страхованию» – нарастающим итогом с начала года.

В правой части таблицы 1 показывается:

- сумма зачтенных расходов на цели государственного социального страхования (строка 6);

- сумма перечисленного налога (строка 7).

В строке 8 приводится сумма показателей строк 6-7.

При заполнении правой части таблицы 1 с помощью регламентированного отчета фирмы «1С» в расчете показателей используются дебетовые обороты по объектам аналитического учета по счету 69.1 «Социальное страхование»:

- строка 6 – по объекту «Расходы по страхованию» – за каждый месяц в отдельности;

- строка 7 – по объекту «Взносы: начислено/уплачено» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» – нарастающим итогом с начала года.

Если показатель строки 8 превышает показатель строки 4, то по строке 5 показывается задолженность за исполнительным органом Фонда на конец отчетного периода. Если показатель строки 4 превышает показатель строки 8, то по строке 9 показывается задолженность за страхователем на конец отчетного периода.

Под таблицей 1 приводится расшифровка перечисленных сумм авансовых платежей в налоговом периоде.

Сумма, показанная в строке 6 таблицы 1, раскрывается в таблице 2 «Зачтено расходов на цели государственного социального страхования с начала года».

Расчеты по средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний приводятся в разделе III формы 4-ФСС РФ в таблицах 8-10.

В таблице 8 указывается:

- среднесписочная численность работающих;

- сумма выплат в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы;

- класс профессионального риска, тарифы, скидки и надбавки.

При заполнении таблицы 8 с помощью регламентированного отчета фирмы «1С» сумма выплат (графа 3) рассчитывается исходя из кредитового оборота по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» за минусом начислений за счет средств социального страхования (в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению») плюс кредитовый оборот по счету КФ «Корректировка в фонды», объект аналитического учета «ФСС РФ (НС и ПЗ)». Тариф (графа 5) определяется по значению соответствующей константы.

В таблице 9 приводятся расчеты по средствам обязательного социального страхования. Для заполнения таблицы 9 в регламентированном отчете используются данные синтетического и аналитического учета по субсчету 69.11 «Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»:

 

Номер строки

Наименование

Порядок расчета

1

Остаток задолженности за страхователем на начало года

Сальдо начальное кредитовое по субсчету 69.11

2

Начислено страховых взносов

Кредитовый оборот по объекту «Взносы: начислено/уплачено»

3

Начислено по актам взносов

Кредитовый оборот по объекту «Взносы: начислено/уплачено (по акту)»

4

Начислено по актам пени

Кредитовый оборот по объекту «Пени: начислено/уплачено (по акту)

5

Начислено пени

Кредитовый оборот по объекту «Пени: начислено/уплачено (самостоятельно)»

6

Не принято к зачету расходов

Кредитовый оборот по объекту «Не принято к зачету»

7

Получено от исполнительного органа Фонда на банковский счет

Кредитовый оборот по объекту «Расходы по страхованию» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета»

8

Всего (1-7)

Сумма значений строк 1-7

10

Остаток задолженности за исполнительным органом Фонда на начало года

Сальдо начальное дебетовое по субсчету 69.11

11

Зачтено расходов по обязательному социальному страхованию

Дебетовый оборот по объекту «Расходы по страхованию»

12

Перечислено на банковский счет исполнительного органа Фонда

Дебетовые обороты по объектам «Взносы: начислено/уплачено» и «Взносы: начислено/уплачено (по акту)» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета»

13

Перечислено пени

Дебетовые обороты по объектам «Пени: начислено/уплачено (самостоятельно) и «Пени: начислено/уплачено (по акту)» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета»

14

Всего зачтено и уплачено (10-13)

Сумма значений строк 10-13

9

Остаток задолженности за исполнительным органом Фонда на конец отчетного периода

Сумма превышения значения строки 14 над значением строки 8

15

Остаток задолженности за страхователем на конец отчетного периода

Сумма превышения значения строки 8 над значением строки 14

 

 

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии