Новый порядок назначения социальных пособий за счет средств ФСС устанавливается Федеральным законом от 30.04.2021 № 126-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010, которые вступают в силу с 1 января 2022 года.
Главное новшество заключается в том, что теперь эти пособия станут назначаться в проактивном порядке. Иными словами, больше не потребуется сообщать в ФСС о наступлении того или иного страхового случая, а также собирать и направлять в фонд соответствующие заявления работников и комплекты подтверждающих документов. Пособия будут выплачиваться ФСС на основании данных, поступающих в фонд в рамках электронного взаимодействия с ПФР, органами ЗАГСа, медицинскими учреждениями и работодателями. Так, факт трудоустройства физлица у конкретного работодателя подтвердит ПФР, данные о заработке работников в целях расчета и выплаты пособий ФСС получит от работодателей, а сведения о рождении ребенка – непосредственно из органов ЗАГСа.
Все это станет возможным, в том числе, благодаря отмене бумажных листков нетрудоспособности и замене их на электронные больничные (ЭЛН). С нового года все листки временной нетрудоспособности будут переведены в электронный формат и в автоматическом режиме будут загружаться медицинскими учреждениями в единую информационную систему ФСС для дальнейшего взаимодействия с работодателями, которые должны будут передавать в данную систему сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий.
Получив необходимые данные, ФСС самостоятельно рассчитает и выплатит работнику соответствующее пособие, о чем проинформирует через личный кабинет физлица на Едином портале госуслуг. Новые правила распространяются на следующие виды пособий:
- по временной нетрудоспособности;
- по беременности и родам;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В отношении пособий по беременности и родам и ежемесячных пособий по уходу за ребенком сохраняется заявительный порядок их назначения, поскольку предоставление отпуска в этих случаях по-прежнему зависит от волеизъявления самих застрахованных лиц.
Что изменится для работодателей
Чтобы иметь возможность работать с пособиями ФСС по новым правилам, работодатели должны технически обеспечить прием ЭЛН и подключиться через свои учетные программы к системе социального электронного документооборота (
СЭДО для работодателей абсолютно бесплатен и уже интегрирован во все популярные учетные бухгалтерские решения. Подключение к сервису осуществляется путем активирования соответствующей опции в применяемом бухгалтерском ПО.
Подключившись к СЭДО, работодатель получит тем самым доступ к ЭЛН, а также к информации об изменении их статуса – закрытии, продлении и аннулировании.
Не позднее 3 рабочих дней со дня получения данных о закрытии ЭЛН работодатель обязан будет направить в ФСС через СЭДО сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности (п. 22 Правил).
В число таких сведений входят данные о продолжительности страхового стажа сотрудника на день наступления временной нетрудоспособности, о суммах выплат и иных вознаграждений в пользу сотрудника, сведения о замене календарных лет в расчетном периоде и сведения о районном коэффициенте, используемом при исчислении пособий. Сведения подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.
Отметим, что само по себе закрытие больничного не является основанием для направления в ФСС всех вышеперечисленных сведений. Эти сведения направляются в СЭДО только по запросу самого ФСС. Если у фонда вся необходимая для расчета пособий информация уже имеется, то сведения у работодателя вообще не запрашиваются (п. 23 Правил).
Если ФСС установит, что работодатель по его запросу представил неполные сведения, он известит об этом работодателя в течение 5 рабочих дней со дня получения данных сведений.
При получении такого извещения работодатель должен будет (п. 10 Правил):
- подтвердить получение извещения в течение 3 рабочих дней;
- представить в ФСС недостающие сведения и документы в течение 5 рабочих дней со дня получения извещения.
При неподтверждении получения извещения ФСС в течение 3 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для такого подтверждения, направит извещение по почте заказным письмом.
В таком случае извещение будет считаться полученным по истечении 6 рабочих дней со дня направления заказного письма, и у работодателя также будет ровно 5 рабочих дней, чтобы направить в ФСС недостающие сведения. То же самое касается и нарушения работодателем порядка заполнения своей части ЭЛН. Работодатель обязан в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего извещения внести необходимые исправления в ЭЛН (п. 11 Правил).
Дополнительные обязанности работодателей
В связи с переходом на новый порядок назначения социальных пособий ФСС для работодателей с 2022 года вводятся новые обязанности в части предоставления в фонд необходимых сведений.
Так при трудоустройстве нового сотрудника работодатели обязаны не позднее 3 рабочих дней с момента трудоустройства направить в ФСС сведения, необходимые для назначения и выплаты такому сотруднику социальных пособий. То же самое касается и случаев, когда у сотрудника меняются такие данные, например, как фамилия или реквизиты банковского счета.
Обновленные сведения о застрахованном лице передаются в ФСС в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их получения от работника (ст. 3 Федерального закона от 30.04.2021 № 126-ФЗ).
Сведения представляются по форме, утв. приказом ФСС РФ от 04.02.2021 № 26. В состав сведений входит:
- фамилия, имя и отчество (при наличии);
- дата рождения;
- СНИЛС
- ИНН (при наличии);
- сведения о месте регистрации (индекс, регион, адрес);
- сведения о месте фактического проживания (в случае выплаты пособий почтовым переводом);
- выбранный работником способ получения пособий (на банковский счет, почтовым переводом или через иную организацию);
- сведения о банковском счете (наименование банка, БИК, номер счета получателя, сведения о платежной карте «Мир).
Новые штрафы для работодателей с 2022 года
За несоблюдение нового порядка назначения пособий ФСС для работодателей с 2022 года вводятся дополнительные меры ответственности.
Так, нарушение работодателями сроков представления сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий, повлечет взыскание с них штрафа в размере 5 000 рублей (будущая ст. 15.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
Отказ в представлении или непредставление в ФСС документов, запрошенных в рамках проверки, повлечет взыскание с работодателей штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Также работодателей будут штрафовать за представление недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, повлекшее излишнюю выплату пособий. Данное нарушение повлечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы излишне выплаченного пособия, но не более 5 000 рублей и не менее 1 000 рублей.
Ну, все вроде понятно в теории, а в 2022 году я, уверена, будут и проблемы и вопросы к ФСС по новым обязанностям работодателей. Как показывает практика, новшества никогда гладко не проходят.
"Так при трудоустройстве нового сотрудника работодатели обязаны не позднее 3 рабочих дней с момента трудоустройства направить в ФСС сведения, необходимые для назначения и выплаты такому сотруднику социальных пособий."
Трудоустраиваю новых сотрудников с 10 января сразу в двух обслуживаемых организациях.
Учет по обеим ведется в облачных 1С. Одна организация - в 1С:Садовод. Там такой формы извещения я не нашла. Есть у меня еще по этой организации база в 1С:ЗУП. И сертификат руководителя есть на компе. Там вроде бы СЭДО настроила. Но формы тоже нет.
Вторая организация - в 1С:Старт. Там такого извещения тоже не нашла.
База в ЗУП по ней тоже есть, но нет сертификата руководителя, поэтому из этой базы настроить СЭДО от себя не могу.
И нигде пока что не нашла, где же форма, по которой я должна сведения по новым сотрудникам направить в ФСС? А получается, что должна отправить до 13 января. Иначе штраф 5000. Кто разобрался, подскажите, плиз.
По другим обслуживаемым организациям отчетность сдаю через Контур-Экстерн, там СЭДО настроено, но выдается сообщение: С 15 января в сервисе появятся проактивная схема работы с пособиями и отправка формы «Сведения о застрахованном». С 15!!!
Что делать-то, где брать эту форму до 13 числа и как отправлять из 1С?
NNT , сведения о застрахованном лице в целях назначения и выплаты ему пособия, в том числе при трудоустройстве данного физлица, передаются в ФСС по форме, утвержденной приказом ФСС РФ от 04.02.2021 № 26.
chitatel, Но ее отправка по СЭДО пока нигде не реализована, так получается? А обязанность уже есть.
NNT , новые форматы будут реализованы в сэдо и учетных программах позднее. фсс и разработчики об этом неоднократно уже говорили. при этом сейчас при возникновении соответствующей обязанности никто не мешает подать в фсс необходимые сведения на бумажном носителе.
chitatel, Спасибо за совет, видимо, так и придется сделать. Не хочется клиентов под штрафы подставлять. В ЗУП нашла, как можно заполнить такую форму.
NNT , да, шанс быть оштрафованным в данном случае достаточно велик. фсс очень щепетильно относится к срокам сдачи персонифицированных сведений. и придраться к срокам могут даже через несколько лет, когда дело дойдет непосредственно до выплаты пособия.