Раздельный учет и распределение расходов в «1С:Бухгалтерии некоммерческой организации»
Многие некоммерческие организации (НКО) наряду со своей уставной осуществляют предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность. Закон разрешает это делать при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах. Эксперты 1С рассказывают, как в «1С:Бухгалтерии некоммерческой организации» организовать раздельный учет коммерческой и некоммерческой деятельности и как распределять общие затраты.

Раздельный учет в НКО

Закон разрешает некоммерческим организациям наряду с уставной некоммерческой деятельностью осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность (п.2 ст.24 Федерального закона №7-ФЗ). При этом полученную от сопутствующих видов деятельности прибыль НКО должны направлять на осуществление своей уставной деятельности, а не распределять между участниками или членами НКО.

«1С:Бухгалтерия некоммерческой организации 8» – это программное решение, предназначенное для автоматизации бухгалтерского и налогового учета некоммерческих организаций различных типов. Программа обеспечивает возможность ведения учета регулярной деятельности организации, а также подготовки и отправки регламентированной отчетности в контролирующие органы, включая Министерство юстиции.

Целевые поступления некоммерческой организации не подлежат налогообложению только в том случае, когда организация ведет раздельный учет доходов и расходов, подлежащих и не подлежащих налогообложению (п.2 ст.251 НК РФ). В противном случае все средства, полученные организацией, налоговики признают внереализационными доходами и включат  в налогооблагаемую базу.

В соответствии с абз.4 п.1 ст.272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. При этом данный порядок не применяется к расходам НКО, относящимся к уставной некоммерческой деятельности, которые должны осуществляться за счет средств целевого финансирования и (или) целевых поступлений, не учитываемых при определении налоговой базы.

Методику раздельного учета каждая некоммерческая организация разрабатывает самостоятельно и закрепляет в учетной политике. При этом организация должна так организовать раздельный учет, чтобы обеспечить четкое разграничение всех осуществляемых расходов на расходы:

  • от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • от уставной некоммерческой деятельности;
  • относимые в той или иной степени ко всем направлениям деятельности организации и подлежащие распределению между ними.

Распределению в НКО, как правило, подлежат общехозяйственные расходы, которые нельзя отнести к конкретному виду деятельности (административно-управленческие расходы, расходы на содержание общехозяйственного персонала). Такие расходы для целей бухгалтерского учета можно распределять пропорционально долям выручки и целевых поступлений в общем объеме поступлений.

Методика раздельного учета в «1С:Бухгалтерии некоммерческой организации»

Пример

Автономная некоммерческая организация «Студия» бесплатно обучает детей основам программирования и робототехники. Дополнительно Студия оказывает платные услуги – проводит обучение в шахматном классе.Студия ведет предпринимательскую и некоммерческую деятельность. Расходы на содержание организации она делит между видами деятельности. Студия применяет УСН с объектом «доходы».

В июне 2024 года АНО «Студия» получила грант от Правительства Москвы в размере 150 000 руб. на посещение музея робототехники детьми, обучающимися в студии.Также АНО «Студия» в июне оказала платных услуг (обучение в шахматном классе) на сумму 90 000 руб.

В программе «1С:Бухгалтерия некоммерческой организации» механизм раздельного учета настраивается в учетной политике.

При выборе Относить только на некоммерческую деятельность никакого распределения не будет, все расходы будут относиться на уставную некоммерческую деятельность.

Если выбрать переключатель Распределять между предпринимательской и некоммерческой деятельностью, то общие расходы будут распределяться.

Также в настройках предусмотрен период распределения – за месяц или нарастающим итогом. Рассмотрим вариант распределения расходов за месяц (июнь).

В июне родители вносили плату за обучение своих детей в шахматном классе (коммерческая деятельность). Отразить поступление денег можно документом Поступление на расчетный счет с указанием соответствующего направления деятельности (Банк и касса – Банковские выписки).

В конце месяца бухгалтер Студии отразила факт оказания услуг документом Реализация (акт, накладная), вид операции Услуги (Акт) (раздел Продажи – Продажи – Реализация (акты, накладные)).

Также в конце месяца бухгалтер начислила заработную плату преподавателю, который обучает детей в Студии как на платной, так и на бесплатной основе.

Так как заработная плата преподавателя относится и к некоммерческой, и к предпринимательской деятельности, эти расходы подлежат распределению. Распределение расходов выполняется с помощью регламентной операции Закрытие месяца (Операции – Закрытие периода – Закрытие месяца).

Сначала программа рассчитает долю предпринимательской деятельности, исходя из поступлений от предпринимательской и некоммерческой деятельности за месяц. Он выполняется в регламентной операции Расчет долей списания косвенных расходов.

Посмотреть расчет доли можно в Справке-расчете.

Непосредственно распределение общехозяйственных расходов выполняется при Закрытии счетов 20,23,25,26 в той же регламентной операции Закрытие месяца.

В нашем случае программа распределила общехозяйственные расходы согласно рассчитанной доле:


Начислено за июнь

Уставная деятельность

Предпринимательская деятельность

Доля предпринимательской деятельности

0,375

Оплата труда

45 000,00

28 125,00

16 875,00

Страховые взносы

13 500,00

8 437,50

5 062,50

Взносы от НС

90,00

56,25

33,75

Расшифровка распределения в виде справки-расчета в данном случае программой не предусмотрена.

При выборе в настройках учетной политики периода распределения нарастающим итогом, расчет доли будет происходить по поступлениям за период с начала года. Остальная методика аналогична описанной выше. 

Обратите внимание, нарастающий итог поддерживается в программе только для организаций на ОСНО и применяющих УСН с объектом налогообложения «Доходы» (6%). Для организаций, применяющих УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы» (15%), нарастающий итог не поддерживается.

В материале использованы фото: Dean Drobot / Shutterstock / Fotodom.

Комментарии
  1. Бухгалтерёнок

    Ух ты! Неужели новая статья про НКО? Ура!

    Надеюсь, что их станет больше!

  2. Colorit

    То, что нужно. Статья огонь и как раз вовремя!!!