Со 2 сентября вступают в силу многие изменения, внесенные в НК Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ. Среди важнейших поправок, внесенных в часть I НК РФ, следует отметить поправки в главу 16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" НК РФ. Ужесточаются штрафные санкции за совершение налоговых правонарушений. По различным составам налоговых правонарушений размеры штрафов увеличиваются от 2 до 5 раз. Вводятся новые виды ответственности как налоговой, так и административной. Увеличение штрафов объясняют тем, что они не пересматривались уже десять лет и "не оказывают действенного влияния на правонарушителей". Л.П. Фомичева, аттестованный аудитор Минфина России, налоговый консультант, рассмотрит основные отличия нового и старого порядков наложения взысканий на налогоплательщиков.

Содержание

Внесены изменения в статьи 116 и 117 НК РФ, которые определяли размер штрафных санкций за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе и ведение деятельности без постановки на учет.

Теперь нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (п. 1 ст. 116 НК РФ) по основаниям, предусмотренным НК РФ, повлечет за собой взыскание штрафа в размере 10 тысяч руб.

Продолжительность срока, в течение которого длиться нарушение, на размер штрафа не влияет. Ранее размер штрафа зависел от продолжительности этого срока и составлял 5 тыс. руб., если срок нарушения не превышал 90 дней, и 10 тыс. руб., если срок был нарушен на более длительный период (п. 1 и 2 ст. 116 НК РФ).

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным в НК РФ (п. 2 ст. 116 НК РФ) влечет наложение штрафа в размере 10 процентов доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч руб. Продолжительность срока, в течение которого длиться нарушение, на размер штрафа не влияет.

До внесения поправок размеры штрафов за нарушение налогоплательщиком срока постановки на учет в налоговом органе зависели от продолжительности такой просрочки (в пределах 90 календарных либо сверх этих сроков). Теперь подобной дифференциации ответственности больше нет. Ранее размер штрафа составлял также 10%, но не мог быть менее 20 тыс. руб. (п. 1 ст. 117 НК РФ), если срок постановки на учет был нарушен менее чем на 90 дней. А если срок нарушения превышал 90 дней, штраф взыскивался в размере 20% доходов, но не менее 40 тыс. руб.

В связи с отменой дифференциации по срокам нарушения все нарушения порядка постановки на учет в налоговых органах и ответственность за их совершение отражены в статье 116 НК РФ, а статья 117 НК РФ, предусматривавшая ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе, признана утратившей силу.

Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

Внесены изменения в статьи 116 и 117 НК РФ, которые определяли размер штрафных санкций за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе и ведение деятельности без постановки на учет.

Теперь нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (п. 1 ст. 116 НК РФ) по основаниям, предусмотренным НК РФ, повлечет за собой взыскание штрафа в размере 10 тысяч руб.

Продолжительность срока, в течение которого длиться нарушение, на размер штрафа не влияет. Ранее размер штрафа зависел от продолжительности этого срока и составлял 5 тыс. руб., если срок нарушения не превышал 90 дней, и 10 тыс. руб., если срок был нарушен на более длительный период (п. 1 и 2 ст. 116 НК РФ).

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным в НК РФ (п. 2 ст. 116 НК РФ) влечет наложение штрафа в размере 10 процентов доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч руб. Продолжительность срока, в течение которого длиться нарушение, на размер штрафа не влияет.

До внесения поправок размеры штрафов за нарушение налогоплательщиком срока постановки на учет в налоговом органе зависели от продолжительности такой просрочки (в пределах 90 календарных либо сверх этих сроков). Теперь подобной дифференциации ответственности больше нет. Ранее размер штрафа составлял также 10%, но не мог быть менее 20 тыс. руб. (п. 1 ст. 117 НК РФ), если срок постановки на учет был нарушен менее чем на 90 дней. А если срок нарушения превышал 90 дней, штраф взыскивался в размере 20% доходов, но не менее 40 тыс. руб.

В связи с отменой дифференциации по срокам нарушения все нарушения порядка постановки на учет в налоговых органах и ответственность за их совершение отражены в статье 116 НК РФ, а статья 117 НК РФ, предусматривавшая ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе, признана утратившей силу.

Непредставление налоговой декларации

В соответствии с новой редакцией статьи 119 НК РФ, непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет за собой взыскание штрафа в размере 5 % неуплаченной суммы, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1000 рублей. Иными словами, за несдачу нулевых деклараций будут взыскивать штраф в размере до 1000 рублей, а не 100 рублей, как было ранее. Вместе с тем, пропуск срока подачи декларации более чем на 180 дней уже не превратится для налогоплательщика в штраф, превышающий 30% от указанной в декларации суммы, что происходило ранее.

Предусмотрено, что штраф определяется, исходя из фактически неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате, а не суммы налога, указанной в декларации.

До внесения поправок размеры штрафов за нарушение налогоплательщиком срока представления налоговых деклараций зависели от продолжительности такой просрочки (в пределах 180 рабочих дней соответственно либо сверх этих сроков). Теперь подобной дифференциации ответственности больше нет. Поэтому статья 119 НК РФ, в которой установлена ответственность за непредставление налоговой декларации, сокращена до одного пункта.

Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)

Еще одна важная поправка - вводится штраф за нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета). Так, если согласно пункту 3 статьи 80 НК РФ налогоплательщик обязан представлять налоговую отчетность в электронном виде, но в нарушение этого требования сдает ее только на бумажных носителях, c него взыскивается штраф в размере 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).

Новый вид штрафа неразрывно связан с развитием системы электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Напомним, что представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде обязаны налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек. Кроме того, исключительно в электронном виде представляют все налоговые декларации (расчеты) налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения

Изменения претерпела и статья 120 НК РФ, которой закрепляется ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

Теперь грубое нарушение влечет за собой взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей - если эти деяния совершены в течение одного налогового периода (ранее было 5 000 руб.); 30 тысяч рублей - если они совершены в течение более чем одного налогового периода (ранее было 15 000 руб.). Эти изменения внесены в п. 1 и п. 2 ст. 120 НК РФ.

В случае же, если указанные деяния повлекли за собой занижение налоговой базы, устанавливается штраф в размере 20 % суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тысяч рублей. Ранее размер штрафа составлял 10% и не мог быть менее 15 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ).

Кроме того, дополнительно в п. 3 теперь установили, что данный вид ответственности может быть применен за отсутствие регистров налогового учета или за неправильное отражение в них хозяйственных операций.

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

Вводится ответственность за неудержание и несвоевременное перечисление обязательного платежа налоговым агентом (новая редакция ст. 123 НК РФ). Размер санкции остался тем же - 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и перечислению.

Напомним, что в соответствии с действующей нормой данной статьи НК РФ штраф полагается только за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налога налоговым агентом. При этом Пленум ВАС России разъяснил, что ответственность по данной статье наступает независимо от того, был удержан обязательный платеж или нет (п. 44 Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5).

Неправомерное несообщение (непредставление) сведений налоговому органу

С 1 тысячи рублей до 5 тысяч рублей повышается и размер санкции за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии c НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ). При повторном совершении этого нарушении в течение года нарушении штраф составит 20 000 руб. (ранее был 5 000 руб.).

Часто используемое налоговиками наказание за непредставление необходимых им документов для контроля (ст. 126 НК РФ) вырастет вчетверо: до 200 рублей вместо 50 руб. за каждый непредставленный документ. А в случае отказа в предоставлении документов либо предоставления документов с заведомо недостоверными данными штраф возрастет с прежних 5 000 рублей до 10 000 рублей.

Неисполнение банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах

20 тыс. руб. составляет штраф за непредставление банком или иной кредитной организацией в налоговый орган справок (выписок) по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 135.1 НК РФ). Банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на банковских счетах, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке (п. 5 ст. 76 НК РФ).

Неисполнение банком или иной кредитной организацией решения налоговых органов о приостановлении операций по счетам клиента будет стоить ему уже не 10 тысяч, а 20 тысяч рублей (ст. 134 НК РФ).

Предусмотрено, что решение о приостановлении операций подлежит исполнению банком, в случае если налогоплательщик изменил наименование или реквизиты счета в банке (п. 7 ст. 76 НК РФ).

Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога

Действие статьи 125 НК распространено на случае несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога. Размер штрафа увеличен с 10 000 до 30 000 рублей.

Предоставление заведомо ложного заключения (перевода)

В 5 раз - с 1 000 рублей до 5 000 рублей увеличивается размер штрафа за дачу экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода (п. 2 ст. 129 НК РФ).

Препятствия в осмотре помещений

С 2 сентября 2010 года вводится административная ответственность должностных лиц организаций за незаконный отказ в доступе (незаконное воспрепятствование доступу) должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных c содержанием объектов налогообложения. За такой отказ на должностное лицо организации может быть наложен административный штраф в размере 10 000 руб. (ст. 19.7.6 КоАП РФ).

Переходные положения

Обратите внимание: в соответствии с пунктом 11 статьи 10 Закона № 229-ФЗ с учетом рассмотренных поправок будут проводиться налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, начавшиеся 2 сентября 2010 г. и позднее. Если решение привлечь компанию к ответственности налоговая инспекция вынесла до вступления закона в силу, штрафы нужно заплатить по старым ставкам (п. 12 ст. 10 Закона № 229-ФЗ).

Если новая редакции Налогового кодекса РФ предусматривает более мягкую санкцию, чем ранее, то за правонарушения, совершенные до 2 сентября 2010 г., назначается штраф согласно новой редакции Налогового кодекса РФ (п. 13 ст. 10 Закона № 229-ФЗ). При этом после вступления в силу Закона № 229-ФЗ взыскать ранее назначенный штраф можно будет только в размере, не превышающем максимальную санкцию, установленную новой редакцией Налогового кодекса РФ.

Комментарии