Предмет спора: налоговая инспекция запросила у организации документы, касающиеся сделок с контрагентом. При этом налоговики не объяснили, зачем им понадобились эти документы, и не уточнили, в рамках какого именно контрольного мероприятия они их запрашивают. Никаких налоговых проверок в отношении организации и ее контрагента налоговики не проводили. Организация отказалась исполнять требование о представлении документов, за что ее оштрафовали по ст. 129.1 НК РФ. В связи с этим организация обратилась в суд, потребовав признать требование ИФНС незаконным и отменить назначенный ей штраф.
За что спорили: 20 000 рублей.
Кто выиграл: налоговая инспекция.
Обосновывая в суде заявленные исковые требования, организация ссылалась на то, что право налоговиков на истребование документов не является безусловным. ИФНС не может запрашивать у плательщиков любые документы, не обосновывая причины их истребования. Тем более вне рамок проведения мероприятий налогового контроля. Запрашиваемые документы могут содержать охраняемую налоговую тайну, и налоговики обязаны обосновать причины, по которым данные документы и сведения должны быть представлены в ИФНС. Поскольку ИФНС не уточнила в требовании, зачем ей были необходимы спорные документы и в рамках какого мероприятия они запрашиваются, у организации не возникло обязанности по их представлению. Поэтому налоговики не вправе были привлекать ее к ответственности за непредставление документов.
Суд кассационной инстанции отклонил доводы организации и признал назначенный ей штраф законным и обоснованным. Суд отметил, что если вне рамок налоговых проверок у ИФНС возникает необходимость получения документов по конкретной сделке, ИФНС вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Данное право налоговый орган может реализовать как при проведении налоговых проверок, так и вне их рамок.
Лицо, получившее требование о представлении документов/сведений, исполняет его в течение 5 дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Непредставление документов и информации влечет взыскание с налогоплательщика штрафа в размере 5 000 рублей. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа уже в размере 20 000 рублей (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).
Положения НК РФ не содержат оснований для ограничения права налоговиков на истребование документов только первым контрагентом проверяемого налогоплательщика. Не содержат они и запрета на истребование документов по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций (контрагентов второго, третьего и последующего звена).
Из изложенного следует, что налоговый орган вправе истребовать документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, не только у его контрагента, но и у любого третьего лица, даже если никаких отношений непосредственно между ними не было.
При этом налоговый орган не обязан пояснять причины, по которым он истребует документы и сведения, касающиеся той или иной сделки. В полномочия участника сделки также не входит оценка степени и обоснованности возникшей у налогового органа необходимости получения документов (информации).
Отсутствие в требовании указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не свидетельствует о недействительности требования и решения налогового органа. Данное нарушение носит формальный характер и не пресекает полномочия налогового органа на истребование документов и информации.
В спорном случае организация несколько раз отказала ИФНС в предоставлении истребованных документов и информации. Поэтому, заключил суд, налоговики обоснованно оштрафовали ее на основании п. 2 ст. 129.1 НК РФ.