Судебный вердикт: могут ли по итогам налоговой проверки вынести два разных решения
Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 16.02.2024 №А57-32186/2022 разъяснил, вправе ли налоговая инспекция по итогам проведенной выездной налоговой проверки вынести два решения, отличающихся друг от друга.

Предмет спора: налоговая инспекция по итогам выездной налоговой проверки доначислила организации налоги. Решение о доначислении налогов было направлено организации в электронном виде по ТКС. Через некоторое время организация по почте получила еще одно решение о доначислении налогов, но уже на бумажном носителе. Во втором решении сумма доначисленных налогов оказалось гораздо больше той, которая была указана в первоначальном решении. Посчитав действия налоговиков незаконными, организация обратилась в суд с иском, в котором потребовала отменить оба решения налоговой инспекции о доначислении налогов.

За что спорили: 76 513 420 рублей.

Кто выиграл: организация-налогоплательщик.

Обосновывая в суде заявленные исковые требования, представитель организации указывал, что по итогам налоговой проверки может быть принято только одно решение. Даже в тех случаях, когда налоговая инспекция дублирует решение, направленное по ТКС, на бумажном носителе, данные документы должны совпадать по содержанию и сумме доначисленных к уплате налогов. Вынесение по итогам одной и той же налоговой проверки нескольких самостоятельных решений противоречит нормам НК РФ и является незаконным. Поэтому, по мнению организации, доначисление налогов является неправомерным, поскольку из содержаний решений ИФНС невозможно установить точную сумму налогов, подлежащих уплате.

Налоговая инспекция, возражая против иска организации, ссылалась на то, что законным и верным решением является то, которое налогоплательщик получил по почте на бумажном носителе. Сумма доначисленных налогов, отраженная в первоначальном решении, была занижена вследствие технического сбоя, произошедшего в момент отправки налогоплательщику решения, принятого по итогам проверки. Из-за сбоя первоначальное решение, направленное по ТКС, по сути не соответствует фактически вынесенному решению и исполнению не подлежит. Исполнению подлежит второе решение, направленное на бумажном носителе. Следовательно, с точки зрения ИФНС, направление налогоплательщику сразу нескольких решений по итогам одной и той же проверки не является нарушением и не влечет отмену доначисления налогов.

Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции отклонил доводы налоговой инспекции и встал на сторону организации. 

Судьи отметили, что вынесение двух решений по итогам одной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрено. В спорном случае первоначальное решение было направлено по ТКС и получено организацией без каких-либо сбоев. Никакого уведомления об отказе в приеме электронного документа в адрес инспекции организация не направляла. Поэтому у налоговой инспекции не было оснований для повторного направления организации решения о доначислении налогов на бумажном носителе.

По смыслу ст. 101 и 101.4 НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ИФНС не вправе вносить в это решение изменения, ухудшающие положение налогоплательщика. В то же время следует признать допустимым изменение вынесенного по итогам проверки решения, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.

Суд установил, что ИФНС после направления решения по ТКС фактически пересмотрела свои первоначальные выводы и возложила на организацию обязанность по уплате налогов в значительно большем размере, направив в ее адрес второе решение на бумажном носителе.

Данное обстоятельство не только ухудшило положение налогоплательщика, но и нарушило его права, так как была создана неопределенность его правового положения. По итогам налоговой проверки может быть принято только одно решение. Выставление в адрес налогоплательщика нескольких решений по результатам одной и той же проверки является недопустимым. В связи с этим суд признал действия налоговиков незаконными и отменил оба решения о доначислении организации налогов.


Комментарии