Судебный вердикт: нужно ли платить налог за транспорт, приобретенный в неисправном состоянии
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 29.12.2023 №А53-9006/2022 разъяснил, вправе ли налоговая инспекция доначислить организации налог в отношении транспортных средств, которые были приобретены в неисправном состоянии и никогда не использовались в предпринимательской деятельности.

Предмет спора: организация приобрела неисправные транспортные средства для их использования в хозяйственной деятельности после проведения ремонтных работ. До проведения ремонта данные транспортные средства просто числились на балансе организации, но не использовались по назначению, поскольку были сломаны. Налог в отношении этого транспорта организация не уплачивала, так как на момент уплаты налога транспорт так и не был отремонтирован и возможность его использования полностью исключалась. По результатам проведенной проверки организации был доначислен транспортный налог. Не согласившись с решением налоговой инспекции, организация обратилась в суд с иском, в котором потребовала отменить доначисление налога.

За что спорили: 227 811 рублей.

Кто выиграл: налоговая инспекция.

Обосновывая в суде заявленные исковые требования, представитель организации отмечал, что транспортный налог необходимо уплачивать только в отношении транспортных средств, являющихся объектом налогообложения. Объектом налогообложения является транспорт, способный использоваться по своему прямому назначению – для перевозки пассажиров и грузов. Неисправные транспортные средства, по мнению налогоплательщика, вообще не являются транспортом как таковым, поскольку не могут осуществлять перевозки. Соответственно, с точки зрения организации, она не обязана уплачивать налог до момента завершения ремонта сломанных транспортных средств.

Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции отклонил доводы организации-налогоплательщика и встал на сторону налоговой инспекции. 

Судьи указали, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном законодательством порядке (п.1 ст.358 НК РФ). В свою очередь плательщиками транспортного налога признают лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст.357 НК РФ).

Поэтому обязанность по уплате транспортного налога поставлена в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного транспортного средства налогоплательщиком.

Соответственно, действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения и прекращения обязанности по уплате налога с действиями самого налогоплательщика, который регистрирует или снимает с регистрации транспортное средство. Регистрация носит заявительный характер, и риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике. 

Налоговые органы не наделены полномочиями по регистрации и учету транспортных средств, а также установлению и проверке их технического состояния. По этой причине при проверке правильности исчисления организациями транспортного налога налоговики руководствуются сведениями, полученными от регистрирующих органов.

Транспортное средство является объектом налогообложения до тех пор, пока остается зарегистрированным за налогоплательщиком. Единственным основанием для прекращения взимания транспортного налога является прекращение регистрации транспортного средства. Иных причин для прекращения начисления налогоплательщикам транспортного налога (кроме угона, гибели транспортного средства или возникновения права на налоговую льготу) законодательством не установлено.

Неисправность транспортного средства и невозможность его использования в хозяйственной деятельности не является основанием для освобождения от уплаты налога. В связи с этим суд признал доначисление организации транспортного налога законным и отказал в удовлетворении иска.

Комментарии