На повестке дня: Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 03.04.2019 № 33-7054/2019.
Предыстория: сотрудник, работающий по гражданско-правовому договору, потребовал признать сложившиеся отношения трудовыми, а также взыскать с работодателя все полагающиеся ему по ТК РФ выплаты. В частности, заработную плату за время вынужденного прогула и компенсацию за неиспользованный отпуск.
Задействованные нормы: ст. 16 и 67 ТК РФ.
Цена вопроса: признание факта трудовых отношений и 27 857 рублей.
В обоснование своих требований сотрудник ссылался на то, что фактически выполнял трудовую функцию, работая полную норму времени и дважды в месяц получая зарплату. В связи с этим он требовал обязать работодателя заключить с ним трудовой договор по должности бизнес-тренера и внести в трудовую книжку запись о приеме на работу.
Суд удовлетворил данные требования, исходя из следующих обстоятельств. По закону трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании письменного трудового договора (ч. 1 ст. 16 ТК РФ).
Между тем, отсутствие письменного трудового договора не исключает возможности признания сложившихся между сторонами отношений трудовыми, а трудового договора — заключенным.
Дело в том, что трудовые отношения могут возникать также и на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя (ч. 3 ст. 16 ТК РФ). Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник уже приступил к работе (ст. 67 ТК РФ).
Причем работодатель обязан не позднее 3 рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе оформить в письменной форме с ним трудовой договор. В противном случае действия работодателя нужно расценивать как злоупотребление правом и грубейшее нарушение трудовых прав работника.
В спорном случае сотрудник работал в должности бизнес-тренера. Трудовой договор в письменной форме с ним не заключался, однако он был фактически допущен к работе с ведома работодателя. При этом он ежемесячно получал заработную плату от работодателя 10 и 25 числа.
Доказательством возникновения трудовых отношений являлась переписка в Telegram.
В рамках этой переписки обсуждались рабочие вопросы, давались рекомендации по исполнению трудовых обязанностей, а также обсуждалась заработная плата сотрудника. Этого достаточно для констатации факта наличия трудовых отношений.
Поэтому суд удовлетворил заявленные сотрудником требования и взыскал с работодателя все задолженности.