Содержание
Согласно пункту 2 статьи 146 НК РФ не признается объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость:
«4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
4.1) выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;...
...12) операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, доходы казенных учреждений, полученные от реализации иного имущества, находящегося в государственной собственности, не освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость. Об этом говорится в письме Минфина России от 01.03.2012 № 03-03-05/21:
«Операции по реализации казенными учреждениями ФСИН России произведенных ими товаров (за исключением внутрисистемной реализации) подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Доходы, связанные с реализацией продукции, выпускаемой казенными учреждениями ФСИН России, учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
Отражение в учете НДС с реализации продукции казенных учреждений
В соответствии с пунктом 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации: «Доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации».
Поэтому доходы, связанные с реализацией продукции, выпускаемой казенными учреждениями ФСИН России, должны быть направлены в доход бюджета в размере 100 %, а при поступлении дополнительного финансирования учреждение должно перечислить налог на добавленную стоимость и налог на прибыль в доход бюджета.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 21.12.2011 № 180н) расходы на уплату НДС и налога на прибыль в части обязательств государственных (муниципальных) казенных учреждений отражаются по КОСГУ 290 «Прочие расходы».
Действующая в настоящее время Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее по тексту - Инструкция № 162н) не предусматривает отнесение начисления НДС с реализации на расходы учреждения.
Инструкция № 162н содержит только два вида бухгалтерских записей по начислению налога на добавленную стоимость:
- согласно пункту 120 Инструкции № 162н начисление налогов и иных платежей, подлежащих уплате в бюджет за счет соответствующих доходов, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040110000 «Доходы текущего финансового года» (040110120, 040110130, 040110170, 040110180) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (030303730, 030304730, 030305730);
- пунктом 102 Инструкции № 162н предусмотрено начисление НДС налоговым агентом при отражении операций по аренде: начисленная учреждением, как налоговым агентом, сумма налога на добавленную стоимость с причитающихся к уплате в соответствии с договором аренды суммы арендных платежей отражается по дебету счета 030224830 «Уменьшение кредиторской задолженности по арендной плате за пользование имуществом» и кредиту счета 030304730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость».
Таким образом, Инструкцией № 162н определена методика учета НДС по приносящей доход деятельности с отнесением начисленных сумм налога на добавленную стоимость и налога на прибыль в уменьшение доходов.
Бухгалтерские записи по начислению НДС, уплату которого учреждению как налогоплательщику следует производить за счет бюджетных ассигнований (в пределах лимитов бюджетных обязательств), доведенных до получателя бюджетных средств, приведены в статье С.В. Сивец, заместителя директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России (журнал «Бюджетный учет», № 3, март 2012 года):
«Начисление и уплату указанных налогов в 2012 году следует оформлять бухгалтерскими записями:
Дебет КРБ 1 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит КРБ 1 303 03 730, 1 303 04 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций», «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
- начислены налог на прибыль и налог на добавленную стоимость;
Дебет КРБ 1 303 03 830, 1 303 04 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций», «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
Кредит КРБ 1 304 05 290 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим расходам»
- уплачены налог на прибыль и налог на добавленную стоимость».
Обратите внимание, что в указанных бухгалтерских записях у всех счетов, включая счет 1 303 04, в качестве КБК указывается код по бюджетной классификации расходов, по которому приняты обязательства.
В статье также отмечается, что до принятия изменений в Инструкцию № 162н учреждение закрепляет корреспонденцию в рамках учетной политики.
Отражение НДС с реализации в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
Начиная с версии 1.0.11, в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» снято ограничение на учет НДС по кодам финансового обеспечения деятельности (КФО).
По любому КФО можно отражать выставление и получение счетов-фактур, принимать к вычету НДС и начислять НДС.
Начиная с версии 1.0.13, в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» реализована возможность формировать бухгалтерские записи по начислению НДС с реализации в дебет счета 1.401.20 «Расходы текущего финансового года» по кодам бюджетной классификации расходов.
Для этого в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» настройке учетной политики учреждения добавлена группа реквизитов Счет дебета для начисления НДС по бюджетным средствам (КФО 1):
- флаг В рамках бюджетных средств НДС начислять в расход (401.20);
- группа реквизитов Счет.
Если в учетной политике учреждения флаг В рамках бюджетных средств НДС начислять в расход (401.20) не установлен, то при проведении документов Счет-фактура выданный будут формироваться бухгалтерские записи по начислению НДС в обычном порядке, то есть в уменьшение доходов - в дебет счета 401.10 «Доходы текущего финансового года» по кодам бюджетной классификации доходов.
Если флаг В рамках бюджетных средств НДС начислять в расход (401.20) установлен, то при реализации по КФО = 1 начисление НДС будет отражаться документом Счет-фактура выданный по дебету счета 1.401.20 «Расходы текущего финансового года», указанного в группе реквизитов Счет, по кодам бюджетной классификации расходов.
Значения полного рабочего счета и его аналитики, заданные в учетной политике учреждения в группе реквизитов Счет, будут использоваться как значения для автоподстановки в соответствующие реквизиты документа Счет-фактура выданный при его вводе, расположенные в группе Счет дебета для начисления НДС в рамках бюджетных средств (КФО 1).
Группа реквизитов Счет дебета для начисления НДС в рамках бюджетных средств (КФО 1) в программе становится видимой пользователю при выполнении трех условий (рис. 1):
- в учетной политике учреждения установлен флаг В рамках бюджетных средств НДС начислять в расход (401.20);
- счет-фактура оформлен на реализацию (все причины налогообложения, связанные с реализацией);
- счет-фактура оформлен по КФО = 1.
Рис. 1
При выполнении этих условий в документ Счет-фактура выданный счет дебета для начисления НДС в рамках бюджетных средств по КФО = 1 и его аналитика будут автоматически подставлены из настроек, заданных в учетной политике, и могут быть при необходимости изменены пользователем.
Код бюджетной классификации счета 303.04 устанавливается в документе Счет-фактура выданный в соответствии с рабочим счетом (План счетов - Рабочие счета), при необходимости может быть выбран другой рабочий счет 303.04.
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» операции реализации готовой продукции и начисления налога на добавленную стоимость по КФО = 1 оформляются аналогичным образом, как и по КФО = 2, документами Реализация материалов и Счет-фактура выданный.
Если в учетной политике бюджетного учреждения установлено начисление налога на добавленную стоимость в рамках бюджетной деятельности в расход (401.20), то при проведении документа Счет-фактура выданный будут сформированы соответствующие бухгалтерские записи (рис. 2).
Рис. 2
При проведении документа Счет-фактура выданный независимо от КФО формируются записи в регистры накопления:
- Журнал учета счетов-фактур;
- Книга продаж.
Следует отметить, что формирование отчетов Книга покупок, Книга продаж и Журнал учета полученных, выставленных счетов фактур в программе реализовано на основании данных регистров накопления Книга покупок, Книга продаж, Журнал учета счетов-фактур, а не на основании данных бухгалтерского учета.
После снятия ограничений на отражение НДС по КФО, начиная с версии 1.0.11, в программе можно отражать выставление счетов-фактур по КФО = 1 и формировать по данным регистров накопления по КФО = 1 отчеты:
- Книга продаж (см. рис. 3);
- Журнал учета полученных, выставленных счетов-фактур.
Рис. 3