Содержание
- Учетная политика для целей налогообложения и ее отличия от учетной политики для целей бухучета
- Определение момента реализации для целей налогообложения
- Организация раздельного учета оборотов по реализации и расходов для целей налогообложения
- Организация учетных регистров с целью упрощения расчета налогооблагаемых баз
- Принятие решения о сроках уплаты налога на прибыль
- Определение базы, по которой распределяются налоговые обязательства между обособленными структурными подразделениями организации
- Принятие решения об отказе от налоговых льгот
Налогоплательщики-организации должны исчислять налоговую базу на основе данных бухгалтерского учета, согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ. В этой связи бухгалтерские регистры должны быть организованы таким образом, чтобы определять обязательства по налогам с минимальными трудозатратами.
Законодательство о налогах и сборах содержит также ряд предписаний, затрагивающих организацию бухгалтерского учета: например, требование о ведении раздельного учета отдельных объектов налогообложения. В отдельных случаях у налогоплательщика существует возможность выбора одной из предлагаемых нормативными документами методик определения налоговых обязательств. Во второй части Налогового кодекса (статья 167) введено новое понятие «учетная политика для целей налогообложения», к предмету которой Налоговый кодекс относит принятие решения об определении даты реализации товаров (работ, услуг). Устанавливая порядок формирования и изменения, а также сроки составления учетной политики для целей налогообложения, Налоговый кодекс во многом повторяет положения, установленные документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета для учетной политики (см. таблицу 1).
Таблица 1. Сравнительная характеристика учетной политики и учетной политики для целей налогообложения
Характеристика |
Учетная политика для целей налогообложения |
Учетная политика |
Порядок принятия |
применяется с первого января года, следующего за годом утверждения |
применяется с первого января года, следующего за годом утверждения |
для вновь созданной организации считается применяемой со дня их создания. |
для вновь созданной организации считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации) |
|
Порядок утверждения |
утверждается соответствующими приказами руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных подразделений |
утверждается соответствующими приказами руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных подразделений |
Сроки утверждения |
вновь созданные организации утверждают учетную политику для целей налогообложения не позднее окончания первого налогового периода |
вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации) |
Налоговый кодекс не устанавливает требования последовательности учетной политики для целей налогообложения от одного налогового периода к другому и, соответственно, не выделяет случаи, когда организация имеет право изменить учетную политику для целей налогообложения. Можно предположить, что налоговая политика должна применяться без изменений в течение календарного года, однако это напрямую не предусмотрено пунктом 12 статьи 167 НК РФ.
Хотя учетная политика для целей налогообложения упоминается только в главе 21 НК РФ в связи с определением обязательств по налогу на добавленную стоимость, иные акты законодательства о налогах и сборах также содержат положения, предполагающие выбор налогоплательщиком того или иного порядка определения обязательств перед бюджетом. Представляется, что в учетной политике для целей налогообложения также должны быть раскрыты такие аспекты как организация раздельного учета, методики распределения расходов для целей налогообложения и порядок расчета по налогам обособленных подразделений организаций.
В ряде случаев методы налогового планирования, основанные на занижении величины бухгалтерской прибыли, негативно влияют на качество составляемой бухгалтерской отчетности. В качестве альтернативного подхода можно предложить формировать показатели бухгалтерской отчетности по одним правилам, а для целей налогообложения использовать другие, закрепив их в учетной политике для целей налогообложения. Однако использование различных методик для целей бухгалтерского учета и расчета налоговых обязательств ведет в ряде случаев к неоправданным затратам, порождает необходимость громоздких и трудоемких расчетов и, следовательно, повышает риск неправильного определения налоговых обязательств.
Учетная политика для целей налогообложения и ее отличия от учетной политики для целей бухучета
Налогоплательщики-организации должны исчислять налоговую базу на основе данных бухгалтерского учета, согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ. В этой связи бухгалтерские регистры должны быть организованы таким образом, чтобы определять обязательства по налогам с минимальными трудозатратами.
Законодательство о налогах и сборах содержит также ряд предписаний, затрагивающих организацию бухгалтерского учета: например, требование о ведении раздельного учета отдельных объектов налогообложения. В отдельных случаях у налогоплательщика существует возможность выбора одной из предлагаемых нормативными документами методик определения налоговых обязательств. Во второй части Налогового кодекса (статья 167) введено новое понятие «учетная политика для целей налогообложения», к предмету которой Налоговый кодекс относит принятие решения об определении даты реализации товаров (работ, услуг). Устанавливая порядок формирования и изменения, а также сроки составления учетной политики для целей налогообложения, Налоговый кодекс во многом повторяет положения, установленные документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета для учетной политики (см. таблицу 1).
Таблица 1. Сравнительная характеристика учетной политики и учетной политики для целей налогообложения
Характеристика |
Учетная политика для целей налогообложения |
Учетная политика |
Порядок принятия |
применяется с первого января года, следующего за годом утверждения |
применяется с первого января года, следующего за годом утверждения |
для вновь созданной организации считается применяемой со дня их создания. |
для вновь созданной организации считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации) |
|
Порядок утверждения |
утверждается соответствующими приказами руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных подразделений |
утверждается соответствующими приказами руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных подразделений |
Сроки утверждения |
вновь созданные организации утверждают учетную политику для целей налогообложения не позднее окончания первого налогового периода |
вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации) |
Налоговый кодекс не устанавливает требования последовательности учетной политики для целей налогообложения от одного налогового периода к другому и, соответственно, не выделяет случаи, когда организация имеет право изменить учетную политику для целей налогообложения. Можно предположить, что налоговая политика должна применяться без изменений в течение календарного года, однако это напрямую не предусмотрено пунктом 12 статьи 167 НК РФ.
Хотя учетная политика для целей налогообложения упоминается только в главе 21 НК РФ в связи с определением обязательств по налогу на добавленную стоимость, иные акты законодательства о налогах и сборах также содержат положения, предполагающие выбор налогоплательщиком того или иного порядка определения обязательств перед бюджетом. Представляется, что в учетной политике для целей налогообложения также должны быть раскрыты такие аспекты как организация раздельного учета, методики распределения расходов для целей налогообложения и порядок расчета по налогам обособленных подразделений организаций.
В ряде случаев методы налогового планирования, основанные на занижении величины бухгалтерской прибыли, негативно влияют на качество составляемой бухгалтерской отчетности. В качестве альтернативного подхода можно предложить формировать показатели бухгалтерской отчетности по одним правилам, а для целей налогообложения использовать другие, закрепив их в учетной политике для целей налогообложения. Однако использование различных методик для целей бухгалтерского учета и расчета налоговых обязательств ведет в ряде случаев к неоправданным затратам, порождает необходимость громоздких и трудоемких расчетов и, следовательно, повышает риск неправильного определения налоговых обязательств.
Определение момента реализации для целей налогообложения
При определении обязательств по налогу на добавленную стоимость дата реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) определяется в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения.
Налогоплательщики, принявшие в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения налогового обязательства по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, определяют дату реализации, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 167 НКРФ, как наиболее раннюю из следующих дат:
- день отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг);
- день оплаты товаров (работ, услуг).
Налогоплательщики, принявшие в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения налогового обязательства по мере поступления денежных средств, определяют дату реализации как день оплаты товаров (работ, услуг), в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 167 НК РФ.
Для целей расчета налога на прибыль организация также должна определить момент реализации продукции (работ, услуг). Согласно пункту 13 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденном постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552, выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах — по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами — по поступлению средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления получателю (заказчику) расчетных документов.
Таким образом, для целей налогообложения выручка от реализации может учитываться «по оплате» или «по отгрузке». Соответствующее решение должно быть оформлено специальным распорядительным документом – учетной политикой для целей налогообложения.
Однако для целей бухгалтерского учета организации не могут определять момент признания выручки в учетной политике. Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности, согласно пункту 6 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н. Отражение выручки в сумме, равной величине поступивших денежных средств, допускается в специально установленных случаях. (В настоящее время такой порядок предусмотрен для малых предприятий.)
Таким образом, выручка, отражаемая по счетам бухгалтерского учета, отличается от показателя реализации для целей налогообложения. Величина последней определяется на основе аналитических процедур.
Если организация определяет выручку для целей налогообложения по мере оплаты расчетных документов, происходит отсрочка уплаты налога на прибыль по остатку дебиторской задолженности за отгруженные товары (работы, услуги). В этом случае организация получает налоговую экономию вследствие того, что позднее уплачивает налог на прибыль.
Организация раздельного учета оборотов по реализации и расходов для целей налогообложения
Для получения права на применение налоговых льгот организации в ряде случаев обязаны вести раздельный учет доходов, расходов и имущества. Ведение раздельного учета не обязательно означает выделение аналитических счетов для отражения отдельных доходов, расходов или активов. В ряде случаев расходы и стоимость активов распределяются пропорционально выбранной базе, причем по счетам бухгалтерского учета записи не делаются.
Налогоплательщики имеют право либо самостоятельно выбирать базу распределения для организации раздельного учета, либо должны следовать рекомендациям нормативных документов.
Пример.
При определении суммы НДС, подлежащей зачету по товарам (работам, услугам), потребленным для получения дохода от экспорта, налогоплательщик вправе самостоятельно выбирать базу, пропорционально которой будут распределены расходы и относящиеся к ним суммы НДС межу экспортными поставками и поставками на российский рынок. В частности, в зависимости от специфики процессов продаж и производства могут быть использованы следующие методики:
- «прямым счетом». Если уже на стадии производства известно, куда будет продана соответствующая партия продукции, возможно исчислять затраты, непосредственно связанные с производством каждой конкретной партии;
- по удельному весу себестоимости товарной продукции, реализованной на экспорт, в общей величине себестоимости реализованной за период товарной продукции;
- по удельному весу полученной выручки от экспорта продукции в общей величине выручки от реализации продукции, полученной за отчетный период.
Пример.
Порядок распределения накладных расходов, относящихся к доходам, облагаемым налогом на прибыль по разным ставкам, установлен в пункте 2.10 инструкции МНС России от 15.06.2000 № 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». Накладные (общехозяйственные и общепроизводственные) расходы должны распределяться между видами деятельности пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности, в общей сумме выручки. (Для организаций торговли вместо выручки в расчете участвует валовой доход.)
В учетной политике для целей налогообложения целесообразно отметить факты ведения раздельного учета по правилам, установленным нормативными документами, а также подробно изложить способы ведения раздельного учета самостоятельно разработанные в организации.
Организация учетных регистров с целью упрощения расчета налогооблагаемых баз
В настоящее время показатели, отражаемые в бухгалтерском учете, анализируются и корректируются для целей налогообложения. Отдельные рекомендации по проведению корректировок доходов и расходов для целей расчета налога на прибыль содержит Приложение № 4 к инструкции МНС России от 15.06.2000 № 62 (Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли»).
Учитывая требования законодательства о налогах и сборах, можно организовать аналитический учет объектов обложения таким образом, чтобы упростить расчет налогов, минимизировать работу бухгалтера и, следовательно, снизить риск ошибок при расчете налогов.
В частности, доходы и расходы можно отражать в учете так, чтобы доходы (расходы), на сумму которых должна быть откорректирована валовая прибыль, отражались обособленно. Например, валовая прибыль для целей налогообложения должна быть откорректирована на следующие суммы (см. таблицу 3).
Таблица 3. Отдельные корректировки валовой прибыли для целей налогообложения
Содержание корректировки |
Характер корректировки по Справке |
Комментарий |
|
+ |
- |
||
Расходы по процентам за пользование кредитами (займами), включаемые в себестоимость для целей налогообложения |
Себестоимость (пункт 1.2) прибыль для целей налогообложения (пункт 4.19) |
|
Такие расходы уменьшают облагаемую базу согласно подпункту «с» пункта 2 Положения о составе затрат |
Расходы по процентам за пользование кредитами (займами), не включаемыми в себестоимость для целей налогообложения |
Прибыль для целей налогообложения (пункт 4.20) |
|
Такие расходы не уменьшают налогооблагаемую базу |
Отрицательные суммовые разницы, учтенные в составе прочих расходов |
Прибыль для целей налогообложения (п. 4.10) |
|
Такие расходы не уменьшают облагаемую базу
|
Доходы от участия в уставных капиталах других организаций, если это является предметом деятельности организации |
- |
Выручка от реализации продукции (работ, услуг)
|
Такие доходы отнесены к внереализационным доходам (пункт 14 Положения о составе затрат) и облагаются по специальной ставке |
Расходы от участия в уставных капиталах других организаций, если это является предметом деятельности организации |
|
Себестоимость продукции (работ, услуг) |
Такие расходы не уменьшают налогооблагаемую базу |
Убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году |
Прибыль для целей налогообложения (пункт 4.21) |
|
Согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ, учитываются при перерасчете налоговых обязательств в периоде совершения ошибки |
Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году |
|
Прибыль для целей налогообложения (п. 5.7) |
Согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ, учитываются при перерасчете налоговых обязательств в периоде совершения ошибки |
Таким образом, представляется целесообразной организация обособленного учета:
- расходов по процентам за пользование кредитами (займами), включаемых в себестоимость для целей налогообложения;
- отрицательных суммовых разниц, учтенных в составе прочих расходов;
- доходов и расходов от участия в уставных капиталах других организаций, если это является предметом деятельности организации;
- прибылей и убытков прошлых лет и др.
Соответствующий порядок учета таких доходов и расходов может быть отражен в рабочем плане счетов, а также в учетной политике для целей налогообложения.
Принятие решения о сроках уплаты налога на прибыль
Налогоплательщики (кроме бюджетных организаций, малых предприятий и плательщиков, указанных в пункте 5 статьи 8 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1“О налоге на прибыль предприятий и организаций”) имеют возможность уплачивать налог на прибыль либо по квартальным авансовым расчетам, либо ежемесячно на основе фактической прибыли за месяц (пункт 2 статьи 8 указанного Закона).
Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога. При расчетах по фактической прибыли за месяц расчеты представляются предприятиями в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.
Таким образом, налогоплательщики имеют возможность выбора порядка уплаты налога на прибыль (ежеквартально или ежемесячно). Соответствующее решение должно быть оформлено отдельным распорядительным документом или включено в состав учетной политики для целей налогообложения.
Определение базы, по которой распределяются налоговые обязательства между обособленными структурными подразделениями организации
Для целей налогообложения обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (пункт 2 статьи 11 НК РФ). Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно - распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений, согласно статье 19 НК РФ. Таким образом, Налоговый Кодекс предписывает осуществлять постановку на учет и перечисление налогов и сборов в бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений организации.
Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется путем распределения общей суммы налога на основе законодательно установленной базы распределения. При расчете такой базы распределения налогоплательщик вправе выбирать один из возможных показателей, на основе которых она рассчитывается.
Пример.
Согласно пункту 2 статьи 175 НК РФ, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется как одна вторая произведения общей суммы налога, подлежащей уплате организацией, на величину, исчисленную как сумма удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) по организации в целом и удельного веса стоимости основных производственных фондов обособленного подразделения в стоимости основных производственных фондов по организации в целом.
То есть, сумму НДС, подлежащую уплате по месту нахождения структурного подразделения организации (Td), можно рассчитать по следующим формулам:
1. Td=1/2*(Pd /Po+Fd /Fo)*T0,
где
To-- общая сумма налога, подлежащая уплате;
Pd- фонд оплаты труда обособленного подразделения;
Po-фонд оплаты труда по организации в целом;
Fd- стоимость основных производственных фондов структурного подразделения;
Fo- стоимость основных производственных фондов по организации в целом;
или
2. Td=1/2*(Ňd /Ňo+Fd /Fo)*T0,
где
Ňd -среднесписочная численность работников структурного подразделения;
Ňo - среднесписочная численность работников по организации в целом.
Выбрав соответствующий показатель для расчета базы распределения (среднесписочную численность или фонд оплаты труда), организация должна уведомить налоговый орган и последовательно применять его в течение календарного года, согласно пункту 3 статьи 175 НКРФ.
Применяемый способ распределения налоговых обязательств между обособленными подразделениями организации должен быть закреплен в отдельном распорядительном документе или отражен в составе учетной политики для целей налогообложения.
Принятие решения об отказе от налоговых льгот
Если законодательство по налогам и сборам предоставляет организации право на налоговые льготы, а последняя считает их применение нецелесообразным (например, из-за технических трудностей, связанных с их расчетом), соответствующее решение об отказе от льгот должно быть зафиксировано в распорядительном документе. Отказываясь от налоговой льготы, следует иметь в виду, что не во всех случаях такой отказ правомерен.
Плательщики налога на добавленную стоимость вправе отказаться только от налоговых льгот, предусмотренных пунктом 3 статьи 149 НК РФ. Отказ от таких льгот должен быть последовательным (то есть не допускается применение льготы выборочно в зависимости от того, кто выступает контрагентом), а также на срок менее одного года.
Поскольку законодательство о налогах и сборах предполагает, что факт отказа от налоговых льгот должен быть документирован, представляется правомерным отметить такие факты в учетной политике для целей налогообложения.