По договору аренды с физическим лицом у учреждения ежемесячно возникает денежное обязательство на сумму арендной платы. Вроде обязательство одно, тем не менее перечислять его нужно двум разным получателям: саму арендную плату - физлицу, а сумму НДФЛ - в бюджет. Как отразить эту операцию в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» мы расскажем в этой статье.

Содержание

Учреждение арендует у физлица: учет расчетов в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Не важно, какое имущество берется в аренду, если в качестве арендатора выступает физическое лицо, то учреждение непременно столкнется с вопросами его - физического лица - налогообложения. Удерживать НДС при выплате арендной платы учреждению не придется. Несмотря на то, что сдача в аренду облагается налогом на добавленную стоимость на основании п. 1 ст. 145 НК РФ, физические лица (не предприниматели) не являются плательщиками этого налога. Об этом сказано в ст. 143 НК РФ.

Однако в части НДФЛ учреждение является налоговым агентом по отношению к арендодателю. Это следует из п.п. 1 и 2 ст. 226 НК РФ. С выплачиваемых физлицу доходов учреждение должно исчислять налог в соответствии со ст. 224 НК РФ, удерживать и перечислять в соответствующий бюджет.

Перечислять удержанный налог нужно не позднее дня, когда в банке была получена наличность на выплату дохода, или дня, когда налоговый агент перечислил деньги на счет арендодателя или по его поручению на счет третьего лица. В других случаях налоговый агент должен перечислить налог не позднее даты, следующей за днем когда налогоплательщик фактически получил доход. Обо всем этом сказано в п. 6 ст. 226 НК РФ.

Таким образом, получается, что арендуя имущество у физического лица, учреждение принимает обязательство, оплату которого надо произвести в два адреса: арендодателю - сумму арендной платы за вычетом НДФЛ, и в бюджет - сумму НДФЛ.

Рассмотрим, как отразить расчеты с арендодателем - физическим лицом в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».

Ввод информации о договоре аренды

Информацию о договоре аренды нужно ввести в справочник Договоры и иные основания возникновения обязательств.

В шапке карточки нового договора указывается контрагент-арендодатель - физическое лицо (в примере Физлицо Аренда). Если в Сведениях о принятом бюджетном обязательстве необходимо показать двух контрагентов (Физлицо и Налоговая), то на закладке Контрагенты карточки договора в табличной части можно указать второго контрагента для перечисления НДФЛ в бюджет (Налоговая).

На закладке План финансирования карточки договора в документе План-график финансирования можно ввести две строки, разбив сумму арендной платы на две части - НДФЛ с аренды у физлица и Аренда у физлица .

Карточка договора аренды с физлицом

В зависимости от типа учреждения на основании договора вводятся документы Сведения о принятом бюджетном обязательстве, Принятое бюджетное обязательство или Принятое обязательство.

Ввод сведений о принятом обязательстве

В документе Сведения о принятом бюджетном обязательстве контрагенты, заданные в договоре, отражаются в табличной части на закладке Контрагенты. Сведения о плане-графике финансирования обязательства отражаются на закладке График финансирования двумя строками. Аналогично информация выводится в печатной форме документа.

В документе Принятое бюджетное обязательство (Принятое обязательство), созданном на основании договора аренды, сумма обязательства сворачивается в одну строку. В ней указана полная сумма договора аренды, поскольку по счетам 501 00 и 502 00 аналитический учет по номенклатуре не ведется. При проведении документа формируются бухгалтерские записи по принятию обязательства на сумму договора аренды.

Ежемесячное начисление арендной платы

Ежемесячное начисление арендной платы и НДФЛ отражается документом Отражение зарплаты в учете.

В операциях Начисление сумм по оплате труда, денежного довольствия, компенсаций и прочих выплат и Удержание НДФЛ из сумм по оплате труда, денежного довольствия, компенсаций и прочих выплат у счета 302.24 «Расчеты по арендной плате за пользование имуществом» сначала выбирается контрагент - Физлицо Аренда, затем договор - Аренда у физлица.

Начисление арендной платы

При проведении документа Отражение зарплаты в учете с установленным флагом Вводить денежные обязательства создается документ Принятое денежное обязательство в сумме начисленной арендной платы. В документе нужно указать соответствующий договор аренды.

Формируется бухгалтерская запись по принятию денежного обязательства в сумме начисленной арендной платы.

Выплата арендных платежей

Для выплаты арендных платежей физическому лицу применяется документ Заявка на кассовый расход (Заявка на кассовый расход (сокращенная), Платежное поручение, Кассовое выбытие, Расходный кассовый ордер.

Для перечисления средств контрагенту расчетно-платежный документ заполняется в обычном порядке: в нем указывается контрагент - физическое лицо, его счет, на который следует перечислить плату, а также договор аренды.

Заполнение заявку на выплату арендной платы

На закладке Бухгалтерские записи в качестве субконто счета 302.24 «Расчеты по арендной плате за пользование имуществом» указываются те же контрагент и договор.

Для перечисления НДФЛ также применяется Заявка на кассовый расход (сокращенная) (Заявка на кассовый расход, Платежное поручение, Кассовое выбытие).

Документ заполняется с учетом следующих особенностей. Сначала нужно заполнить реквизит Налог, сбор или иной платеж, выбрав из справочника Налоги и платежи учреждения позицию Налог на доходы физических лиц. Если в карточке налога указаны реквизиты контрагента и его счет, по которым следует перечислять платежи в бюджет, они будут указаны в реквизитах Получатель платежа и Расчетный счет расчетно-платежного документа. Однако, в целях исполнения обязательства в качестве получателя платежа надо указать физическое лицо - арендодателя, а в качестве счета получателя - расчетный счет, на который перечисляются суммы НДФЛ, с указанием соответствующих реквизитов налоговой.

В карточке арендодателя должны быть указаны два расчетных счета: для перечисления арендной платы арендодателю и перечисления НДФЛ в бюджет.

В карточке расчетного счета для перечисления НДФЛ в бюджет на закладке Реквизиты корреспондента следует включить флажок Редактировать реквизиты корреспондента. Это позволит в реквизитах группы Реквизиты корреспондента указать информацию, необходимую для перечисления НДФЛ в бюджет.

Далее в документе Заявка на кассовый расход (сокращенная) (Заявка на кассовый расход, Платежное поручение, Кассовое выбытие) указывается договор с физическим лицом, по которому были оформлены документы принятия обязательств и начисления кредиторской задолженности.

Закладка Расшифровка и назначение платежа документа заполняется в обычном порядке - указывается сумма НДФЛ, счет 303.01. При проведении документа формируется проводка по перечислению НДФЛ.

Факт исполнения принятых бюджетных и денежных обязательств можно проанализировать в отчете Журнал регистрации обязательств.

Комментарии