Содержание
|
Суть проблемы
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 236 НК РФ объектом налогообложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками ЕСН в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В пункте 4 статьи 236 НК РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ) предусматривалось, что указанные в пункте 1 названной статьи выплаты не включаются в состав объекта обложения ЕСН, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 237 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме или полученные работником от работодателя в виде иной материальной выгоды.
Подобная широкая формулировка, приведенная в НК РФ, позволяет МНС России делать вывод о том, что единый социальный налог должен исчисляться по правилам статьи 237 НК РФ (без учета положений статьи 236 НК РФ), поскольку в соответствии со статьей 52 НК РФ сумма налога исчисляется именно на основании налоговой базы.
Позиция МНС России в данном случае вызывает серьезные сомнения по следующей причине. Пункт 4 статьи 236 НК РФ выплаты за счет "чистой" прибыли исключает из состава объекта налогообложения. Если проанализировать положения пункта 1 статьи 53 НК РФ, то можно сделать вывод, что по количественному выражению объект налогообложения и налоговая база являются тождественными величинами, поскольку последняя есть лишь расчетное (в целях исчисления налога) отражение первого и, естественно, является лишь следствием, а не первопричиной механизма по исчислению налога. Следовательно, исключение каких-либо операций из состава объекта налогообложения приводит к невозможности включения указанных операций в состав налоговой базы.
Судебные решения
Так, ООО "П" обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения налогового органа. Решением арбитражного суда иск удовлетворен.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Проверив законность решения в кассационном порядке, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки общества по вопросу полноты и правильности исчисления единого социального налога за период с 01.01.2001 года по 31.12.2001 года налоговым органом было вынесено решение, согласно которому общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа за неполную уплату единого социального налога в результате занижения налоговой базы в 2001 году.
Как указано в решении, в нарушение пункта 4 статьи 237 НК РФ истец не включил в 2001 году в налоговую базу для исчисления ЕСН материальную выгоду на сумму 27052 рубля 20 копеек, полученную его работниками в виде подарков к юбилейным датам и детских новогодних подарков.
Согласно абзацу второму подпункта 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ организации являются плательщиками ЕСН. В соответствии с частью 1 статьи 236 НК РФ объектом обложения ЕСН для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими как работодателями в пользу работников по указанным в этой норме основаниям.
Статьей 237 НК РФ установлен порядок определения налоговой базы по ЕСН, представляющей собой в силу части 1 статьи 53 НК РФ стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения, установленного статьей 236 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 237 НК РФ налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 НК РФ. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров, предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи.
Поскольку подарки к юбилейным датам и детские новогодние подарки приобретены за счет истца - работодателя и получены его работниками и членами их семей (детьми), они подпадают под понятие выплат и иных вознаграждений, указанных в пункте 1 статьи 236 НК РФ, начисляемых работодателями в пользу работников, то есть являются объектом обложения единым социальным налогом.
Согласно пункту 4 статьи 236 НК РФ в редакции, действовавшей до внесения в кодекс изменений Федеральным законом от 31.12.2001 № 198-ФЗ, то есть в период вменяемого истцу налогового правонарушения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 236 НК РФ выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций. Материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что оплата товаров, предназначенных для своих работников и членов их семей (детей), произведена истцом как работодателем за счет средств, остающихся в его распоряжении после уплаты налога на доходы организаций. Таким образом, вывод суда о незаконности вынесенного налоговой инспекцией решения по существу правилен, а принятое им решение законно.