Содержание
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев года подачи заявления о переходе на УСН доходы не превысили 15 млн руб. При этом указанная величина дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ лицо, применяющее УСН, утрачивает право на применение специального налогового режима, если сумма полученных доходов превышает 20 млн руб. Эта предельная величина уровня доходов также подлежит индексации в порядке, описанном выше (п. 4 ст. 316 НК РФ).
В соответствии со статьей 346.12 НК РФ соответствующие значения коэффициентов-дефляторов ежегодно утверждаются МЭРТ России. Во исполнение указанной обязанности Минэкономразвития России утвердило следующие значения коэффициента-дефлятора для целей применения УСН:
- на 2006 год - 1,132
(приказ МЭРТ России от 03.11.2005 № 284);
- на 2007 год - 1,241
(приказ МЭРТ России от 03.11.2006 № 360);
- на 2008 год - 1,34
(приказ МЭРТ России от 22.10.2007 № 357);
- на 2009 год - 1,538
(приказ МЭРТ России от 12.11.2008 № 395).
Таким образом, буквальное прочтение НК РФ указывает на то, что при расчете предельных значений должны учитываться все коэффициенты-дефляторы, утвержденные МЭРТ России в предшествующих периодах.
Однако проблема в данной ситуации возникла вследствие излишней "инициативности" МЭРТ России: при утверждении коэффициента-дефлятора на тот или иной год оно самостоятельно производило перемножение коэффициента-дефлятора текущего года и коэффициентов прошлых лет. Об этом прямо говорил и Минфин России, который в письме от 08.12.2006 № 03-11-02/272 указал на то, что при расчете предельных значений коэффициентов-дефляторов налогоплательщик не вправе производить перемножение коэффициентов-дефляторов, поскольку МЭРТ России уже всем "помог" и установил значения коэффициентов-дефляторов с учетом коэффициентов-дефляторов прошлых лет.
Но нашелся налогоплательщик, который решил оспорить предложенный Минфином России подход. В рамках арбитражного дела №А44-42/2008 им оспаривался отказ налогового органа в праве налогоплательщика на переход на УСН, поскольку у последнего, по мнению налогового органа, имело место превышение предельного значения уровня доходов для перехода на УСН. Суть спора сводилась к разрешению вопроса о количестве подлежащих применению коэффициентов-дефляторов: только установленного на текущий год или с учетом установленных в прошлые периоды. ФАС СЗО своим постановлением от 06.06.2008 года встал на позицию налогового органа, обосновав свое мнение одним из писем Минфина России. А дальше началось самое интересное...
ВАС РФ своим Определением от 28.10.2008 № 12010/08 передал данное арбитражное дело в Президиум ВАС РФ для пересмотра вынесенных по настоящему делу решений судов, предлагая отменить указанное выше постановление ФАС СЗО. ВАС РФ начал рассмотрение данного дела 20 января 2009 года, однако вынес определение об отложении рассмотрения дела на 3 месяца, после чего направил запрос в МЭРТ России. К сожалению, содержание данного запроса неизвестно...
И вот 12.05.2009 ВАС РФ, вынося Постановление по делу 12010/08, поставил точку в затянувшемся споре: высшая судебная инстанция поддержала налогоплательщика. Аргументы ВАС РФ оказались предельно просты: МЭРТ России, устанавливая значения коэффициентов-дефляторов с учетом значений предшествующих периодов, никоим образом не обозначило применяемой методики. Но самое главное, по мнению ВАС РФ, состоит в том, что статья 346.12 НК РФ, устанавливая императивную норму о необходимости перемножения коэффициентов-дефляторов, не предоставило соответствующих полномочий МЭРТ России, оставив данную прерогативу непосредственно налогоплательщикам.
Таким образом, предельные значения уровня доходов на 2009 год должны составить следующие величины:
- для перехода на УСН - 43 428 077 руб.
(15 млн руб. x 1,538 x 1,34 x 1,241 x 1,132); - для утраты права на УСН - 57 904 103 руб.
(20 млн руб. x 1,538 x 1,34 x 1,241 x 1,132).
Вследствие данного судебного акта УСН становится намного доступнее даже без внесения в НК РФ каких-либо "антикризисных" поправок.
Данный спор является ярчайшим примером того, что наш НК РФ является весьма логичным и продуманным законодательным актом. Его всего лишь надо начать правильно применять...