БУХ.1С продолжает рубрику «Бухгалтер в ответе», в которой мы знакомимся с нашими читателями-бухгалтерами. Наш сегодняшний собеседник – Ирина Федореева из Омска. Ирина уверена, что бухгалтер, который лишь составляет и сдает отчетность, но не изучает спрос клиента и не развивается как в профессиональном, так и в техническом плане, в свободном плавании на современном рынке не выживет.
− Ирина, что вас привело в бухгалтерию?
− Можно сказать, что любовь. Я по первому образованию врач-инфекционист. После академии успела поработать полгода, а потом вышла замуж. Муж как раз был профессиональным бухгалтером, а у свекрови была небольшая аудиторская компания. Сначала я немного помогала, а потом муж сказал – давай работать вместе. Я получила второе высшее образование – уже финансовое. Надо сказать, что после медакадемии везде учиться легко. В общем, мне все показалось просто. И вот уже восемнадцать лет работаю в бухгалтерии.
− Большие изменения в вашем бизнесе произошли за эти годы?
− Ну, было три сотрудника, стало пятнадцать. Около 350 организаций у нас на обслуживании. С физическими лицами тоже работаем, много клиентов приходящих. Но главные изменения не в количестве. Я себя и свою компанию позиционирую сегодня не столько как бухгалтерию, сколько как налоговых консультантов. Прохожу регулярное обучение, повышение квалификации и обучаю сотрудников. Они периодически пишут тесты, мы разбираем нововведения. Собственно, это развитие того, что началось сразу со старта. У свекрови тогда были довольно большие организации на обслуживании, она занималась аудитом московских фирм. А я немного другое направление взяла. Стала заниматься именно начинающими предпринимателями, в основном торговлей. Изучали законодательство, помогали им открывать бизнес, нанимать сотрудников. Небольшими шажками продвигались вперед. Раньше все, конечно, было проще, меньше бумаги и волокиты. А с годами изменения в законах и правилах учета стали накапливаться очень быстро, так что важно все отслеживать.
− Давайте поговорим про аспекты сотрудничества именно с 1С. Как у вас все устроено?
− В штате у нас есть программисты, которые нам устанавливают 1С. Изначально база 1С у нас стояла просто на компьютере, потом, с расширением штата, перешли еще и в облако. Без 1С сейчас никакой учет вести вообще невозможно. Многие клиенты просят управленческие программы, а не только бухгалтерские. Сейчас вот, например, занимаемся внедрением 1С:УНФ в организацию кадастровых инженеров.
− Вы в число внедренцев 1С входите?
− Авторизированным центром мы не являемся. Это направление у нас немного упущено, а, наверное, зря. Программы 1С востребованы у бизнеса. Много разных направлений есть – и розница, и управление фирмой, и управление торговлей. А у наших клиентов самые разнообразные направления деятельности. Вот даже коллекторская организация в клиентах появилась.
− И скольким из своих клиентов вы оказываете услуги по внедрению 1С?
− Примерно трети. Если у клиента есть самостоятельно купленные программы, то можем просто обучить бухгалтеров их правильно использовать, консультируем главбухов. Например, жалуются на сложности с синхронизацией, приходится учить правильно делать групповые перенастройки. Бывают сложности с интерфейсом после обновления, не могут понять, как настроить или выгрузить отчет, неверно при загрузке банка отображают поступления. В общем, много разных вопросов.
− Есть стереотип, что бухгалтеры - люди, сопротивляющиеся переменам. Один раз чему-то научились и потом за это держатся. Ощущали такое?
− Конечно. Когда беру к себе на работу бухгалтеров, очень тяжело ломать их стереотипы. Нововведения очень трудно воспринимаются. Для них это просто ужас, особенно когда говоришь, например, что
− Раз начали жаловаться, то рассказывайте обо всем. Есть такое, что в 1С вас не устраивает?
− Необходима быстрая техподдержка. Допустим, недавно в 1С:УНФ у нас "не ложились" оплаты от покупателей. Не могла понять, в чем дело, а я программу знаю отлично. Два дня, и так, и сяк, ждала поддержку. Хотя надо было срочно сделать отчет, руководители сейчас очень требовательные. Хотят нажать одну кнопочку в программе и видеть все-все-все. Мы и используем 1С:УНФ именно для руководителей, бухгалтеры ее не очень любят.
− Что видите полезного для руководителей в 1С:УНФ?
− Программа позволяет формировать управленческие отчеты для принятия решений. Сотрудники вводят первичные документы, а задача руководителя - с помощью управленческих отчетов принимать решения о развитии бизнеса. Например, отчеты «Анализ бизнеса», «Денежный поток», «Доходы и расходы». По ним можно оперативно контролировать все поступления и выплаты за нужный период, оценить величину денежного потока, проверить откуда деньги пришли, кому и за что оплатили. Ну и управленческий баланс. Баланс помогает сразу оценить состояния бизнеса.
− Ирина, а вы работу свою терпите или получаете от нее удовольствие?
− Работу свою я обожаю. Ни дня не пожалела, что пошла в этом направлении. Деятельность у меня творческая. У меня есть главбухи обслуживаемых нами организаций, они отчеты и балансы делают. Сама я больше занимаюсь именно консультированием. Ко мне приходит клиент и говорит: помогите, хочу развить бизнес, но не знаю, с чего начать. Что делать, на какую систему налогообложения перейти? Хочу как можно меньше заплатить налогов, но чтобы все легально! И я им помогаю, консультирую, рассказываю.
− Представители каких отраслей обращаются?
− Очень много запросов из сферы услуги, производства, от фрилансеров-одиночек. Еще раньше приходили блогеры, ребята с Ютуба, которые развивали свои каналы, но сейчас это направление вообще ушло. Зато пришло производство и продажи. Это уже компании побольше, швейные цеха. И хотят понять, как и на какой системе налогообложения им работать.
− И чем вы помогаете?
- Многие клиенты из нашего региона даже не слышали, например, про пониженные ставки УСН. А ведь у нас по определенным ОКВЭД можно снизить налог с 6 до 1%. Часто не знают про льготы по страховым взносам. Приходили компании из стоматологии, айтишники, туристический бизнес, для которых на сегодня также государством предусмотрены льготы, о которых они не знают. А вообще, законодательство меняется с бешеной скоростью, бухгалтеры не успевают отслеживать. Так что налоговые консультанты тут в помощь.
− Автоматизированные сервисы банковской бухгалтерии – ваши конкуренты?
− Абсолютно нет. Клиенты очень часто приходят ко мне, уже имея банковскую бухгалтерию. Ведь у клиента может быть не один расчетный счет, а несколько, в разных банках. А банк считает только по одному. Кроме того, многие банковские программы не учитывают, например, тонкости страховых взносов у ИП. Просто собирают за весь год, а не со дня, например, постановки на учет, вычеты не делают. Соответственно, клиенты переплачивают.
− Какими видите свои перспективы?
− Хотелось бы достичь того, чтобы клиент пришел, и я бы полностью ему предоставила все, что ему нужно для его бизнеса. Чтобы в одном окне были все услуги. Очень востребованы сейчас консультации по ККТ, маркировке, банковским продуктам, банкротству. Запросов у бизнеса очень много. У меня не по всем направлениям есть сотрудники, поэтому приходится вникать самой. Ищу людей, которые бы вместе со мной консультировали.
Бухгалтер «классического» образа – с шишечкой на голове, в очках, который сидит и делает проводки, не развиваясь и не изучая спрос клиента, сегодня не выживет. Современному специалисту приходится пытаться объять необъятное. Но энергии у меня много, надеюсь, она не иссякнет.
− Бухгалтерская работа традиционно очень стрессовая. Как со стрессом справляетесь, как отдыхаете?
− Занимаюсь спортом, это обязательно.
Главбух такой и должен быть! Дерзкая, самоуверенная. Но зато может отстоять в налоговой. А не мямлить перед акционерами и налоговиками.
ДевАчка агонь
Да, иначе никак.
Вот поэтому и работу и в радость, что кто то другой работает, а чудная женщина только консультирует.
350 компаний, 15 бухгалтеров - все, что нужно знать...
Спящая за монитором, И не говорите, ещё и меняются как перчатки