Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Cубсидиарная ответственность бухгалтера: когда наступает и как избежать

10.02.2021
Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

Cубсидиарная ответственность бухгалтера: когда наступает и как избежать
Ответственность перед кредиторами несет не только сама организация-должник, но в ряде случаев и ее должностные лица, в том числе и бухгалтеры. Рассказываем, когда бухгалтер может быть привлечен к субсидиарной ответственности и как этого избежать.

Когда наступает и в чем заключается субсидиарная ответственность бухгалтера

Субсидиарная ответственность – это разновидность материальной ответственности должностных лиц (и не только) организации-банкрота, наступающая в случаях, когда сама организация не может погасить существующую задолженность перед своими кредиторами. Субсидиарной ответственности предшествует банкротство компании, являющей основным должником по всем своим обязательством.

Перед обращением к субсидиарным должникам кредитор должен предъявить существующие имущественные требования к основному должнику. В противном случае все требования к субсидиарным ответчикам будут признаны необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Кроме того, кредитор не вправе требовать уплаты долга от субсидиарного ответчика, если такой долг возможно погасить путем зачета встречного требования к основному должнику либо бесспорного взыскания средств с основного должника (ст. 399 ГК РФ).

И только если в ходе банкротства выясняется, что денег и имущества компании оказывается недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов, то к делу привлекаются уже субсидиарные (дополнительные, резервные) должники, за счет денежных средств и имущества которых непогашенные требования и будут удовлетворяться.

Субсидиарная ответственность может быть возложена на любых контролирующих компанию лиц, под которыми понимаются лица, имеющие возможность определять ее действия (п. 1 ст. 61.10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О банкротстве»).

Бухгалтер в этом смысле не является исключением. В п. 4 ст. 61.11 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ указывается, что субсидиарная ответственность распространяется в том числе на должностных лиц, на которых возложены обязанности ведения бухгалтерского учета, а также хранения документов бухгалтерского учета и финансовой отчетности должника. А в п. 2 ст. 61.10 того же закона прямо говорится о том, что лица, замещающие в организации должность бухгалтера, могут являться ее контролирующими лицами.

Поэтому бухгалтер наравне с руководителем организации также может понести субсидиарную ответственность по ее непогашенным долгам, если не докажет, что его действия не явились причиной невозможности полного погашения требований кредиторов основным должником.

За какие действия бухгалтера могут привлечь к субсидиарной ответственности

Бухгалтер подлежит привлечению к субсидиарной ответственности в случаях (ст. 61.11 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ):

  • доведения организации до объективного банкротства или совершения действий (бездействия), существенно ухудшивших финансовое положение банкрота или сделавших невозможными реабилитационные мероприятия, направленные на восстановление его платежеспособности;
  • совершения действий (бездействия) по сокрытию имущества, искажению/уничтожению документации, а также иных действий, препятствующих проведению банкротства и погашению требований кредиторов;
  • отражение в бухгалтерской документации и отчетности недостоверных сведений, мешающих обнаружению имущества должника и формированию конкурсной массы.

shutterstock_683928331.jpgИ если бухгалтер не наделен управленческими и распорядительными функциями, то основаниями для привлечения его к субсидиарной ответственности могут послужить исключительно махинации с бухгалтерской документацией.

В качестве таких действий, повлиявших на невозможность удовлетворения требований кредиторов, можно назвать следующие:

  • непередача арбитражному управляющему документов бухучета и финансовой отчетности для проведения процедур банкротства;
  • отражение в бухгалтерской документации операций, не подтвержденных первичными документами;
  • искажение показателей бухучета и отчетности;
  • утрата или уничтожение документов бухгалтерского учета и отчетности;
  • неотражение в документации сведений об объектах, формирующих конкурсную массу, за счет которой удовлетворяются требования кредиторов;
  • непроведение инвентаризации имущества основного должника (компании);
  • непредставление обязательной отчетности в контролирующие органы.

Но просто так привлечь к субсидиарной ответственности бухгалтера, не совершавшего никаких нарушений, нельзя.

Пределы субсидиарной ответственности бухгалтера

Бухгалтер – это рядовой сотрудник организации, пределы ответственности которого существенно ограничены. Как правило, он не является ни учредителем, ни участником, ни даже руководителем компании. Поэтому планировать ее действия, совершать сделки, признавать (прощать) долги, отчуждать имущество и иным образом оказывать влияние на ее финансовое состояние он обычно не вправе.

В этих случаях субсидиарная ответственность для бухгалтера может наступить только при наличии каких-либо нарушений, связанных с ведением бухгалтерского учета и составлением/сдачей отчетности, а также непосредственной связи между этими нарушениями и невозможностью организации погасить требования кредиторов.

В свою очередь заявитель в деле о банкротстве должен представить суду объяснения относительно того, как отсутствие документации (отсутствие в ней полной информации или наличие в документации искаженных сведений) повлияло на проведение процедур банкротства или осложнило их.

При этом бухгалтер понесет субсидиарную ответственность, если будет доказано, что нарушения с бухгалтерской документацией и отчетностью повлекли, в частности:

  • невозможность выявления всего круга лиц, контролирующих должника и его основных контрагентов;
  • невозможность определения основных активов должника и их идентификации;
  • невозможность выявления совершенных непосредственно перед банкротством подозрительных сделок и их условий;
  • невозможность установления содержания совершенных должником сделок.

Размер субсидиарной ответственности бухгалтера равен совокупному размеру требований, включенных в реестр требований кредиторов, и непогашенных требований кредиторов по текущим платежам.

Например, если после реализации всего имущества банкрота в счет погашения задолженности перед кредиторами, организация останется должна им еще 10 млн рублей, то оставшийся долг придется уплачивать контролирующим лицам. И если таковыми признают, скажем, только руководителя компании и ее главбуха, то размер этой ответственности будет поделен между ними поровну. То есть главбуху придется выплатить кредиторам 5 млн рублей. 

Размер ответственности может быть уменьшен, если бухгалтер докажет, что причиненный им вред несоразмерен требованиям кредиторов (п. 11 ст. 61.11 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

К примеру, если вина бухгалтера будет состоять в сокрытии имущества банкрота, стоимость которого составляет 5000 рублей, а общий размер непогашенных требований кредиторов превышает 15 млн рублей, то пределы ответственности бухгалтера само собой будут уменьшены до этих самых 5000 рублей.

Как бухгалтеру избежать привлечения к субсидиарной ответственности

Субсидиарная ответственность бухгалтера по долгам организации-банкрота не носит абсолютного характера. 

Если бухгалтер докажет, что его вины, скажем, в искажении/уничтожении бухгалтерской документации, которое привело к невозможности взыскания долгов, не было, то никакой ответственности он не понесет (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»).

Чтобы избежать возможного привлечения к субсидиарной ответственности по долгам организации-работодателя, бухгалтеру важно помнить о строгом соблюдении ряда обязательных правил.

1. Исключить даже малейшую вероятность отражения в бухгалтерском учете несуществующих операций и объектов. 

Любая операция регистрируется только при наличии надлежаще оформленного первичного учетного документа. Нельзя принимать к бухгалтерскому учету документы, которыми оформляются не имевшие места в реальности операции, в том числе документы, лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

shutterstock_255247645.jpgЕсли первичные документы не представлены, то перед регистрацией операции бухгалтер должен потребовать предоставить ему все необходимые первичные документы. Такое требование обязательно для всех без исключения работников организации (ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

2. Исключить работу с так называемыми «фирмами-однодневками» и отказаться от создания и ведения фиктивного документооборота с подобного рода контрагентами

Даже если руководство компании требует от бухгалтера бухгалтерского сопровождения сделок с недобросовестными контрагентами, от такой работы следует отказаться.

Сделать это можно, написав на имя директора соответствующее заявление или докладную записку, в которой изложить суть претензий к контрагенту, а также доложить о возможных последствиях подобного сотрудничества в будущем. В конечном счете выполнение требований руководства, пусть даже в письменной форме, не освободит бухгалтера от привлечения в будущем к субсидиарной ответственности.

3. Не доверять доступ к учетной документации и отчетности любым третьим лицам, не отвечающим в организации за ведение и хранение финансовой документации. Наряду с этим нельзя никому доверять свою электронную цифровую подпись.

Также нужно исключить доступ неуполномоченных лиц к банковским сервисам, через которые производится оплата от имени организации. Лучшим вариантом будет, если доступ к банковской программе будут иметь сразу несколько уполномоченных должностных лиц организации. Это не позволит арбитражному управляющему и суду констатировать единоличный доступ бухгалтера к денежным средствам организации-должника.

4. При появлении у организации первых признаков банкротства нужно сразу же инициировать процедуру инвентаризации имеющегося имущества, а также аудит бухгалтерской документации.

Это даст организации и бухгалтеру дополнительное время для проведения расследования и поиска недостающего имущества, а также приведения в порядок/восстановления утраченных документов.

5. Исключить возложение на себя дополнительных обязанностей, прямо не предусмотренных должностной инструкцией бухгалтера и выходящих за пределы его полномочий

Для подстраховки нельзя принимать на себя обязанности по разрешению финансовых вопросов и одобрению каких-либо сделок. В противном случае у арбитражных управляющих будет гораздо больше возможностей привлечь бухгалтера к субсидиарной ответственности по долгам компании-банкрота.

Для примера приведем постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.05.2019 № А40-151891/2014. Здесь суд рассмотрел требования конкурсного управляющего к бывшему главному бухгалтеру банка-банкрота. Управляющий требовал привлечь бывшего главбуха к субсидиарной ответственности в размере 605 569 663 рубля. В качестве обоснования заявленного требования управляющий ссылался на то, что главбух выдала неплатежеспособным клиентам заведомо невозвратный кредит, за что получила денежную премию. Суд отказался привлекать бывшего главбуха к субсидиарной ответственности, поскольку его полномочия ограничивались именно функциями главного бухгалтера. Никакие другие полномочия, в том числе по одобрению крупных сделок, главбух на себя не принимала. То есть она не имела возможности определять условия заключаемых сделок и давать указания об их заключении. Само по себе получение ею премии не дает достаточных оснований для возложения на нее субсидиарной ответственности перед всеми кредиторами банка-банкрота. В результате конкурсному управляющему в удовлетворении заявленных им требований было отказано. Если бы трудовой договор, подписанный с главбухом, предоставлял ей соответствующие полномочия, уйти от субсидиарной ответственности уже не получилось бы.

Таким образом, свои функции и полномочия бухгалтерам лучше ограничить работой с документацией, а совершение и одобрение сделок – оставить руководству организации-работодателя.


Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

 
Зарплатный кредит

Планирует ли ваша компания брать кредит на выплату зарплаты?

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С