Ежемесячно редакция БУХ.1С готовит обзор самых обсуждаемых законопроектов месяца. В марте 2024 года ничего принципиально нового законодатели не предложили, а все больше планируют вспомнить хорошо забытое старое. Рассказываем о наиболее обсуждаемых законодательных инициативах марта 2024 года.
Транспортный налог
В Думу регулярно вносятся законопроекты об отмене транспортного налога депутатами разных фракций. До настоящего времени нижняя палата парламента все их отклоняла. В марте 2024 года в Госдуму вновь поступил законопроект, который в очередной раз предлагает отменить транспортный налог. На этот раз – с 1 января 2025 года.
Обоснование данного законопроекта не отличается от обоснований более ранних проектов. За счет транспортного налога ремонтируются дороги. Но размер транспортного налога почему-то не зависит от того, сколько времени автовладелец проводит за рулем автомобиля и какой урон дорогам наносит. По мнению депутатов, более справедливой выглядит схема платить не за факт владения автомобилем, а за интенсивность его использования посредством уплаты акцизов в цене бензина. То есть больше платят те, кто больше ездит.
Новый законопроект предлагает отменить транспортный налог и финансировать расходы, связанные с развитием дорожной инфраструктуры, за счет акцизов на топливо.
Видимо, не надеясь на отмену транспортного налога, другая группа депутатов предложила установить скидку к транспортному налогу для водителей, не нарушающих ПДД. Парламентарии объясняют свое предложение тем, что система штрафов за нарушение ПДД обширная, но нет норм, которые бы поощряли добросовестных водителей, не создающих аварийных ситуаций.
В связи с этим предлагается снижать налоговую ставку по транспортному налогу на 50% по транспортному средству, с участием которого в течение года не было административных правонарушений в области дорожного движения.
Страхование
В ближайшее время в Госдуму будет внесен законопроект об обязательном страховании объектов массового скопления людей (кафе, ресторанов, торговых центров, развлекательных заведений).
Предполагается, что в случае чрезвычайной ситуации страховые выплаты по такому договору гарантируют компенсацию за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу граждан, пострадавших в результате ЧС.
Законопроект предусматривает, что в случае гибели гражданина размер компенсации составит 2 млн рублей. А штраф для собственников помещений и зданий за отсутствие договора обязательного страхования может быть до 200 000 рублей. Одновременно за такое нарушение предлагается предусмотреть возможность административного приостановления деятельности на срок от 30 до 60 суток.
Прогрессивная шкала по НДФЛ
В Госдуме сформирована рабочая группа, которая собирает предложения по изменению шкалы НДФЛ в сторону более справедливого распределения налогового бремени. Планируется, что увеличение НДФЛ коснется только тех граждан, чьи доходы составляют не меньше 500 000 рублей в месяц. Новая шкала может вступить в силу уже с 2025 года.
Кстати, напомним, прогрессивная шкала налогообложения НДФЛ в стране работала до 2001 года. Ставка налога была от 12 до 30% в зависимости от дохода.
Мигранты
Минтруд предлагает ввести новый порядок трудоустройства мигрантов. Работодатели, привлекающие иностранцев, уже опасаются, что ужесточение правил увеличит существующий кадровый дефицит.
Предполагается, что в России будет создана публично-правовая компания, которая станет осуществлять целевой организованный набор иностранных граждан для трудовой деятельности в РФ. Соответственно, работодатели и работники-иностранцы должны стать участниками целевого организованного набора.
Разрешения на работу иностранцам будут выдавать только для работы у конкретного работодателя на срок действия трудового договора, но не более, чем на два года. При этом разрешение на работу будет выдано по предъявлению работодателем документа, подтверждающего уплату за иностранного гражданина фиксированного авансового платежа по НДФЛ (1200 рублей в месяц). Если трудовой договор будет расторгнут досрочно, то иностранцу придется покинуть территорию РФ в течение тридцати календарных дней.
Минфин, чтобы слегка сгладить ситуацию, предлагает предоставить мигрантам возможность работать по одному патенту в нескольких регионах. В настоящее время иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдан патент. При этом работодатели не могут привлекать иностранца к работе вне пределов региона, где иностранцу выдан патент.
Такси до работы
Депутаты предлагают обязать работодателей оплачивать работникам проезд до работы и обратно. Не всем, конечно, работникам, а лишь тем, у которых нет возможности воспользоваться общественным транспортом (ночные смены, неразвитая сеть общественного транспорта в определенной местности, чрезвычайные обстоятельства и иные схожие обстоятельства).
Неуплата налогов
Совет Федерации рассмотрит поправки в Уголовный кодекс, которые увеличат минимальные суммы налогов, страховых взносов и таможенных платежей, неуплата которых будет считаться уголовным преступлением, совершенным в крупном или особо крупном размере.
Изменение сумм налогов, неуплата которых считается уголовным преступлением
Нарушение |
Крупный размер |
Особо крупный размер |
Неуплата таможенных платежей, специальных, антидемпинговых или компенсационных пошлин |
Сумма неуплаты более 3 млн рублей (сейчас 2 млн рублей) |
Сумма неуплаты более 9 млн рублей (сейчас 6 млн рублей) |
Неуплата налогов, сборов и страховых взносов (кроме взносов на травматизм) |
Сумма неуплаты за 3 года подряд более 18 750 000 рублей (сейчас 15 млн рублей) |
Сумма неуплаты за 3 года подряд более 56 250 000 рублей (сейчас 45 млн рублей) |
Неуплата страховых взносов на травматизм работодателем-ИП |
Сумма неуплаты за 3 года подряд более 2 250 000 рублей (сейчас 1,8 млн рублей) |
Сумма неуплаты за 3 года подряд более 11 250 000 рублей (сейчас 9 млн рублей) |
Неуплата страховых взносов на травматизм работодателем-организацией |
Сумма неуплаты за 3 года подряд более 7 500 000 рублей (сейчас 6 млн рублей) |
Сумма неуплаты за 3 года подряд более 37 500 000 рублей (сейчас 30 млн рублей) |
Зарплаты бюджетников
В Госдуму внесен законопроект, который обязывает Правительство РФ устанавливать для бюджетников базовые ставки зарплаты по профессиональным квалификационным группам.
Обязанность Правительства РФ устанавливать базовые оклады для работников бюджетной сферы была упразднена в 2007 году. Теперь Правительство может устанавливать базовые оклады, но правом своим не пользуется.
При таком подходе сложилась структура зарплаты работников бюджетной сферы, которая, по мнению авторов законопроекта, требует изменения. Сейчас могут значительно отличаться зарплаты работников одних и тех же специальностей и типов учреждений. Кроме того, существует и огромная разница между зарплатами руководства и работников бюджетной сферы.
Материнский капитал
Не в первый раз в Думу вносится законопроект о повышении размера материнского капитала. В частности, такой законопроект уже поступал в Госдуму летом 2023 года, но был отклонен. Теперь группа парламентариев снова подготовила поправки в закон о дополнительных мерах поддержки семей, которые предлагают повысить материнский капитал.
В настоящее время размер материнского капитала составляет 630 968 рублей на первого ребенка и 833 800 рублей – на второго ребенка. Законопроектом предлагается с 1 февраля 2025 года выплачивать материнский капитал в размерах:
- 756 712 рублей – на первого ребенка;
- 1 млн рублей – на второго ребенка, а также на третьего ребенка при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло.
Кроме того, подготовлен законопроект, который предлагают устанавливать размер материнского капитала в зависимости от показателя рождаемости в регионе. Предлагается размер материнского капитала увеличивать в два раза в субъектах РФ, в которых суммарный коэффициент рождаемости ниже 1,30 (Томская, Кемеровская, Саратовская, Пензенская, Волгоградская, Ленинградская, Орловская, Брянская, Воронежская области и др.).
В субъектах РФ, в которых суммарный коэффициент рождаемости ниже 1,75, размеры материнского (семейного) капитала, предлагается исчислять с поправочным коэффициентом 1,5. В регионах с показателем рождаемости выше 1,75, но ниже значения 2,1 (Ненецкий автономный округ, Республика Ингушетия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Сахалинская область) предлагается исчислять размер материнского (семейного) капитала с поправочным коэффициентом 1,3.