Организация переплатила налог: как вернуть деньги?
Нормами действующего налогового законодательства налогоплательщикам предоставлено право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, сборов, а также пеней. Указанное право налогоплательщиков вытекает, в частности, из статей 21, 32, 78, 79 Налогового кодекса РФ. Вместе с тем, как показывает практика, в ряде случаев попытки налогоплательщиков вернуть соответствующие суммы остаются безуспешными в связи с отказом налоговых органов удовлетворить заявление о возврате или зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов, а также пеней. Таким образом, налогоплательщик вынужден обращаться в суд за защитой своего нарушенного права. О том, как вернуть суммы переплат рассказывает О.О. Соколова, главный специалист отдела документальных проверок Главного управления ФСНП России по Северо-Западному федеральному округу.

Содержание

Если переплату налога можно попробовать вернуть без суда, то взысканные штрафы могут быть зачтены или возвращены налогоплательщику только в судебном порядке. Хотя нормами подпункта 5 пункта 1 статьи 21 и подпункта 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ и предусматривается зачет или возврат штрафов при условии установления этим кодексом определенного порядка, однако ни нормами статей 78 и 79 НК РФ, ни какими-либо иными нормами НК РФ такой порядок не установлен.

Итак, для того, чтобы налогоплательщик смог наиболее уверенно отстаивать свою позицию при возврате (зачете) сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, сборов, а также пеней необходимо уяснить следующие положения действующего законодательства РФ.

Понятия излишне уплаченного и излишне взысканного налога (сбора, пени)

Говоря об уплате налога, следует четко представлять, что нормы налогового законодательства РФ регулируют, в частности, два вида отношений:

  1. Отношения по уплате налога в бюджет.
  2. Отношения по уплате налога поставщику товаров (работ, услуг).

1. Отношения по уплате налога в бюджет регулируются статьями 45, 58, 60 НК РФ.

Изначально, для того, что бы ставить вопрос об излишней уплате налога в бюджет, налогоплательщиком должна быть исполнена обязанность по уплате налога. Обязанность организации по уплате налога считается исполненной:

а) с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика;
б) после вынесения налоговым органом или судом решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов;
в) если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

Налог не признается уплаченным в следующих случаях:

а) в случае отзыва налогоплательщиком или возврат банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет;
б) в случае, если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований. В частности, очередность списания денежных средств со счета установлена статьей 855 Гражданского кодекса РФ.

Однако следует отметить, что излишняя уплата налога может иметь место не только в результате переплаты в бюджет, в частности, из-за неправильного исчисления налога, но и вследствие ошибочной его уплаты в бюджет при отсутствии обязанности его уплачивать. На это обратил внимание и Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 13.08.2002 по делу № А05-1380/02-94/20.

2. Отношения по уплате налога поставщику товаров (работ, услуг) являются специфическими, свойственными конкретному налогу. Такие отношения имеют место, в частности, при взимании налога на добавленную стоимость, акциза.

Таким образом, право налогоплательщика на возмещение (зачет, возврат) из бюджета сумм налога, уплаченных поставщику товаров (работ, услуг), а также условия реализации этого права установлены не статьей 78 НК РФ, в соответствии с которой одним из условий зачета или возврата излишне уплаченных сумм является переплата налога в бюджет, а следующими нормами:

  • для НДС - статьей 176 НК РФ;
  • для акциза - статьей 203 НК РФ.

Следовательно, при обращении налогоплательщика с заявлением о возмещении из бюджета сумм налога, налоговый орган не вправе ссылаться на неисполнение поставщиком обязанности по уплате налога в бюджет. На это указал и Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 16.07.2002 по делу № А56-8100/02 разграничивая понятия "возврат излишне уплаченных в бюджет налогов" и "возмещение положительной разницы между НДС, уплаченным поставщикам и подлежащим уплате в бюджет".

Взыскание налога, сбора, а также пеней в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится в соответствии со статьями 45, 46-48 НК РФ.

Не останавливаясь подробно на вопросах порядка указанного взыскания, отметим лишь, что оно производится по инициативе налогового органа в случае неуплаты или неполной уплаты налога в бюджет в установленный срок. При этом взыскание осуществляется как за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента в банках, так и за счет иного имущества налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента.

По общему правилу взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, с физического лица - в судебном.

Порядок зачета или возврата излишне уплаченного в бюджет налога, сбора, пени

В соответствии со статьей 78 НК РФ излишне уплаченные в бюджет налоги, сборы, а также пени могут быть зачтены или возвращены следующим участникам налоговых правоотношений:

  • налогоплательщикам;
  • плательщикам сборов;
  • налоговым агентам.

Местом осуществления зачета или возврата излишне уплаченных сумм - является место учета налогоплательщика.

Основанием для зачета или возврата излишне уплаченных сумм является письменное заявление.

Указанное заявление составляется в произвольной форме, поскольку иное Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.

Срок подачи данного заявления:

  • для зачета суммы излишне уплаченного налога - не установлен;
  • для возврата суммы излишне уплаченного налога - три года со дня уплаты указанной суммы.

Зачет излишне уплаченных сумм может производиться по следующим направлениям:

а) в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. При этом налоговый орган выносит соответствующее решение в течение пяти дней после получения письменного заявления о зачете.
б) в счет погашения недоимки по другим налогам, а также уплаты пеней, если эта сумма направляется в тот же бюджет. При этом необходимо принятие налоговым органом специального решения о зачете суммы излишне уплаченного налога. Указанное решение налоговый орган выносит не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет, если имеется недоимка по другим налогам.

Срок возврата излишне уплаченных сумм - один месяц со дня подачи заявления о возврате.

При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей на дни нарушения срока возврата.

При таких обстоятельствах, налогоплательщику следует при подаче указанного заявления обратиться в налоговый орган с просьбой проставить отметку на копии заявления и дату ее представления. В случае отказа налогового органа в принятии заявления либо в проставлении соответствующей отметки на копии заявления, налогоплательщику целесообразно направить данное заявление по почте с описью вложения.

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, сборов, а также пеней в установленный срок производится без начисления процентов на эту сумму.

Налоговый орган при наличии соответствующего заявления налогоплательщика обязан вернуть налогоплательщику излишне уплаченную или излишне взысканную сумму налогов и пеней за вычетом сумм, подлежащих зачету в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням, начисленным тому же бюджету.

Следует обратить внимание на то, что в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган в соответствии с пунктом 3 статьи 78 НК РФ вправе направить налогоплательщику предложение о проведение совместной выверки уплаченных налогов.

Поскольку проведение такой выверки уплаченных налогов является добровольным для налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), то указанное предложение может быть оставлено им без внимания.

В случае если налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) принимает предложение налогового органа и участвует в проведении совместной выверки, то ее результаты оформляются соответствующим актом.

Порядок возврата излишне взысканного налога, сбора, пени

В отличие от статьи 78 НК РФ, в соответствии с которой суммы излишне уплаченных в бюджет налогов, сборов, а также пеней, могут быть, как зачтены, так и возвращены налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту), статья 79 НК РФ предусматривает только возврат излишне взысканных сумм.

Вместе с тем статья 79 НК РФ предусматривает зачет сумм излишне взысканных налогов, сборов, а также пеней только в том случае, если имеется недоимка по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету. При этом возврат сумм производится после указанного зачета.

Между тем, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право, в частности, на своевременный зачет сумм излишне взысканных налогов, пени. В случае возникновения спора по вопросу осуществления такого зачета, указанное выше право налогоплательщика подлежит защите в судебном порядке.

Основанием для возврата излишне уплаченных сумм является письменное заявление. При этом данное заявление в обязательном порядке должно быть зарегистрировано, поскольку именно со дня такой регистрации начинается течение двухнедельного срока принятия решения налоговым органом о возврате суммы излишне взысканного налога (сбора, пени).

Указанное заявление составляется в произвольной форме.

Срок подачи заявления о возврате суммы излишне взысканного налога - один месяц со дня, когда налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) стало известно о факте излишнего взыскания с него налога (сбора, пени).

Исковое заявление в суд о возврате суммы может быть подано в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога (сбора, пени).

Срок возврата налоговым органом сумм излишне взысканного налога (сбора, пени) и начисленных на эту сумму процентов - не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом, а в случае вынесения судом решения о возврате излишне взысканных сумм - в течение одного месяца после вынесения такого решения.

Независимо от того, производится возврат сумм в установленный срок, либо с нарушением срока, сумма излишне взысканного налога (сбора, пени) возвращается с начисленными на нее процентами. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального Банка РФ.

Какой же день считается днем взыскания, а какой - днем фактического возврата?

1. При решении вопроса о том, какой день считается днем взыскания налога (сбора, пени) с организации, следует учитывать нормы статей 46-47, 60 НК РФ.

Итак, взыскание налога (сбора, пени) с организации может быть произведено:

1) За счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика или налогового агента в банках. В соответствии с пунктом 2 статьи 46 НК РФ взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках, производится по решению налогового органа путем направления в банк инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств. Банк исполняет решение о взыскании налога (пункт 2 статьи 60 НК РФ). Учитывая изложенное, а также принимая во внимание норму статьи 854 ГК РФ, а также постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 сентября 1997 г. № 2156/97 днем взыскания налога (сбора, пени) с организации является день списания банком денежных средств с ее счета, о чем проставляется отметка банка на инкассовом поручении.
2) За счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента. В соответствии с пунктом 1 статьи 47 НК РФ взыскание налога (сбора, пени) за счет иного имущества производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Пунктом 1 статьи 46 указанного закона предусмотрено, что обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации.

Таким образом, днем взыскания налога (сбора, пени) с организации за счет иного имущества является день реализации этого имущества.

2. Решая вопрос о фактическом возврате сумм излишне взысканного налога (сбора, пени), следует учитывать постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", который, в частности, указал следующее: "При решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк".

Итак, все, что требуется от организации, для того, что бы вернуть суммы излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, сборов, а также пеней (при условии отсутствия соответствующих недоимок) - это подача в налоговый орган в установленный срок письменного заявления и его регистрация.

Если налоговый орган не принимает никакого решения по заявлению налогоплательщика, поданному в соответствии со статьями 78 и 79 НК РФ, последний на основании статьи 12 ГК РФ может предъявить иск о признании за ним предусмотренного статьей 21 НК РФ права на зачет излишне уплаченных или излишне взысканных налогов. В последнем случае либо в случае, когда между налогоплательщиком и налоговым органом возник спор о том, можно ли считать конкретную сумму налога уплаченной в соответствии с пунктом 2 статьи 45 НК РФ, налогоплательщик вправе предъявить иск об обжаловании бездействия налогового органа (должностного лица, ведущего лицевой счет истца), выразившегося в неотражении по лицевому счету состоявшейся уплаты налога.

Если налогоплательщик полагает, что решением налогового органа об отказе в зачете (возврате) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в счет погашения имеющейся у него недоимки его права нарушены, он вправе оспорить такое решение в суде на основании статьи 22 АПК РФ путем предъявления иска о признании недействительным решения государственного органа.

Право налогоплательщика обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц предусмотрено подпунктом 12 пункта 1 статьи 21 НК РФ. Согласно части 2 статьи 22 АПК РФ к спорам, разрешаемым арбитражным судом, в частности, относятся споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан. Частью 5 статьи 22 АПК РФ установлено, что помимо дел, прямо указанных в этой статье, федеральным законом могут быть отнесены к подведомственности арбитражного суда и другие дела. Статьей 138 НК РФ возможность судебного обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц предусмотрена путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно пункту 8 статьи 78 и пункту 2 статьи 79 НК РФ такие иски могут быть предъявлены налогоплательщиком в суд в течение трех лет со дня уплаты излишней суммы налога либо со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога.

Для сведения заинтересованных лиц приведем размеры ставок рефинансирования ЦБ РФ, действовавшие в течение последних трех лет (см. таблицу 1).

Таблица 1

Процентная ставка рефинансирования (учетная ставка),
установленная Центральным Банком Российской Федерации

Период действия ставки Размер ставки(в процентах годовых) Телеграмма ЦБ РФ(№, дата)

с 10 июня 1999 г.

55

№ 574-у от 09.06.1999

с 24 января 2000 г.

45

№ 734-у от 21.01.2000

с 7 марта 2000 г.

38

№ 753-у от 06.03.2000

с 21 марта 2000 г.

33

№ 757-у от 20.03.2000

с 10 июля 2000 г.

28

№ 818-у от 07.07.2000

с 04 ноября 2000 г.

25

№ 855-у от 03.11.2000

с 09 апреля 2002 г.

23

№ 1133-у от 08.04.2002

с 07 августа 2002 г.

21

№ 1185-у от 06.08.2002

с 17 февраля 2003 г.

18

№ 1250-у от 14.02.2003

Организация переплатила налог: как вернуть деньги?

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии