Постоянный автор этой рубрики Я.В. Соколов, д.э.н., профессор, член Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине России в предлагаемой статье напоминает о значимости и сущности одной из важнейших и старейших бухгалтерских процедур, которая следует за подведением итогов минувшего года и распределением прибыли, - реформации.

Содержание

В советское время процедура реформации баланса была одной из центральных тем теории и практики учета. Теперь процедура изменилась, значимость ее возросла, а само слово стало забываться. А слово это - реформация - пришло к нам из латинского языка, reformatio, и буквально означает преобразование. В нашем случае это ежегодное преобразование чистой прибыли фирмы путем записей на счетах бухгалтерского учета.

Смысл

Цель коммерческой организации - извлечение прибыли от вложенного, теперь говорят инвестированного, капитала. Поэтому и вся задача администрации, включая бухгалтерию, представить итоговый баланс, цель которого не столько продемонстрировать финансовую мощь фирмы, сколько представить собственникам финансовый результат минувшего года. Это как бы пирог, который пекли двенадцать месяцев.

Собственника как бы спрашивают: как прикажете пирог разрезать? Сколько в дело пустить, сколько скушать (например, в виде дивидендов), сколько оставить про запас до следующих лет.

И собственники приказывают.

Как предложить реформацию

Самое трудное в жизни не заработать деньги, а разделить их. У разных людей разные вкусы и разные аппетиты. Поэтому законодатели пытаются урезать и то, и другое. Это особенно важно для коллективных собственников.

Так, для крупных акционерных обществ предлагается следующий порядок. Совет директоров командует собранию акционеров то, как следует распределить прибыль или как покрыть возникший убыток.

Тут, естественно, возникает самый главный вопрос: какова в прибыли доля дивидендов, может ли бухгалтер иметь акции фирмы, в которой работает, и тоже получать, как все люди, дивиденды?

Общее собрание акционеров юридически и есть верховный распорядитель всей собственности, и реформация есть выражение и его воли. Но воля эта ограничена: Совет директоров предлагает проект распределения прибыли и выделяет долю, идущую на дивиденды.

Общее собрание может с рекомендацией согласиться, может даже эту долю уменьшить, но не может ее увеличить. Правда, если очень захочется, то свои желания можно попробовать провести через суд. Но практически это очень трудно, да и стоит ли спорить с людьми, которые дело знают, может быть лучше нас с вами.

А далее возникает новый вопрос: причитаются ли бухгалтеру дивиденды? В некоторых странах считается, что бухгалтер, исчисляя прибыль организации, должен быть независим от администрации и поэтому, по чисто этическим причинам, не должен лично соучаствовать в прибылях фирмы, в которой работает.

К счастью, в нашей стране пока таких правил нет.

Собрание

И так, собрание должно принять решение: что делать с прибылью. При этом известно, что в течение минувшего года отчетная прибыль частично могла быть уже если не распределена, то уже истрачена.

В советское время существовал для этого специальный контр-пассивный счет: "Отвлеченные средства". По дебету этого счета собирали все платежи за счет текущей прибыли, а при реформации списывали в дебет счета 99 "Прибыли и убытки".

В начале перестройки его неудачно переименовали в счет "Распределение прибыли", а потом совсем ликвидировали.

Сама реформация

Приступая к процедуре реформации, бухгалтер все выплаты и дивиденды, если их выплачивали из квартальной и (или) полугодовой прибыли, уже зафиксировал по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Получив решение общего собрания, бухгалтер, согласовав с администрацией распределение финансовых результатов, должен:

  • уменьшить полученную прибыль отчетного года на уже сделанные "авансовые" выплаты;
  • отчислить необходимые средства в специальные резервы организации, если таковые администрация считает необходимым образовать;
  • определить величину дивидендов;
  • отнести остаток на увеличение нераспределенной прибыли.

И вот тут-то и возникает важный вопрос: касается ли реформация прибыли отчетного года или же речь идет о прибыли прошлых лет, так называемой нераспределенной прибыли. Большинство юристов, но не все, склоняются к тому, что Закон об акционерных обществах, в действующей редакции, говоря о чистой прибыли, подлежащей распределению, включает в это понятие и прибыль нераспределенную.

Тут возникает странность: почему в Законе прямо не сказано, что для распределения на дивиденды включается прибыль отчетного года и нераспределенная прибыль прошлых лет? Поскольку этой записи нет, то перед администрацией стоит задача: при ежегодном распределении прибыли выйти за пределы прибыли отчетного года или остаться в их границах.

В первом случае необходимо дебетовать счет 99 "Прибыли и убытки", кредитуя счет 84 "Нераспределенная прибыль", который и подлежит реформированию. Это значит, что на дивиденды и премии можно затратить больше средств, чем прибыль отчетного года.

Во втором случае можно реформировать непосредственно счет 99 "Прибыли и убытки", и только оставшееся после распределения сальдо списать в кредит счета 84 "Нераспределенная прибыль".

Потом делаются записи в дебет счета 84 "Нераспределенная прибыль" с кредитованием счетов 75 "Расчеты с учредителями" - на причитающиеся дивиденды и 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на начисленные премии.

Если в отчетном году возник убыток, то вся реформация сводится к тому, что счет 84 "Нераспределенная прибыль" дебетуется, уменьшая накопленные средства фирмы.

Итоги

Реформация как бухгалтерский прием существовала, существует и будет существовать, хотя сам термин начинает забываться.

Идея настоящей статьи состоит в том, чтобы подчеркнуть значимость одной из важнейших и старейших бухгалтерских процедур. И хотя многие могут сказать: а причем здесь бухгалтер? Что ему скажут, то он и сделает. На это следует ответить: плох тот бухгалтер, которому так говорят, а хорош тот, у которого спрашивают: как лучше разделить прибыль и как реформировать баланс.

Реформация: только ли красивое слово?

Комментарии